Инновационный подход в развитии индивидуальности и творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Театрализованная игра – один из видов игры, в котором дети способны самовыражаться, развивать творческие способности и умение реализовываться. А также в театрализованной игре происходит личностное развитие и воспитание индивидуальности.

«Все начинается с детства»… Эмоциональные впечатления – это те впечатления, которые человек проносит через всю жизнь, это самые сильные впечатления. Они учат любить и ненавидеть, быть преданными и внимательными, сопереживать и творить добро. А ведь именно в дошкольном возрасте, в эмоциональном развитии «ничего не остается бесследным». Именно поэтому на протяжении четырех лет шаг за шагом, мы планомерно, целенаправленно выстраивали работу по эстетическому развитию, используя не только общепринятые приемы и методы, но и собственные инновационные разработки в этой области, которыми хотим поделиться в данной статье.

Цель нашего проекта максимально раскрыть творческие способности детей и умение использовать их, не только в творческих проявлениях, но и дать возможность ребенку почувствовать себя раскованным, свободным, коммуникативным со сверстниками и взрослыми.

Задачи, которыми мы руководствовались, работая в данной области:

  • развивать у детей желание участвовать в творческих проектах;
  • развивать творческие способности ребенка;
  • развивать интерес к постановке и умение вносить идеи в соответствии с поставленными задачами;
  • пробовать себя на различных ролях, используя навыки театрального мастерства;
  • прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, русским народным и литературным сказкам;
  • развивать личность ребенка, формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры;
  • совершенствовать навыки воплощения в игре определенных переживаний;
  • развивать патриотические чувства, нравственное воспитание (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа);
  • развивать способность у детей воспринимать художественный образ, изображать его;
  • создать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
  • улучшить психологическую атмосферу в группе, выйти на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

Инновационная идея заключалась в том, что в решении этих задач нам помогали родители, а именно, когда дети не имели достаточно знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступали воспитатели, а артистами были родители, а в старшем дошкольном возрасте режиссерами, постановщиками, артистами и декораторами были сами дети.

В этой статье мы хотим поделиться опытом проделанной работы, ее организацией и проведением.

В младшем дошкольном возрасте чтобы заинтересовать родителей работой в области эстетического развития детей, перед родительским собранием мы решили попробовать инновационный метод – выступление их детей для них с инсценировкой русской народной сказки «Репка». Задействованы были все дети – использовалось не только художественное слово, но и элементы народного фольклора и танцевального искусства. При постановке пользовались материалами народного наследия – русские народные мелодии, песни, танцевальные движения, да и сами герои. В подготовке этого проекта «В гостях у сказки» мы старались развить желание у детей перевоплощаться в сказочных героев и передавать их характер, проявляя свои творческие задатки и развивая способности. После этого представления родители были под впечатлением и мы предложили им самим попробовать себя в роли участников.

На первом этапе нам удалось привлечь пять родителей их двадцати. Они попробовали себя в роли артистов на Новогоднем представлении после новогоднего утренника, которое было организованно в группе, когда зрителями были их дети. Инновационность идеи заключалась в том, что несколько сказок объединились в единый сюжет. Для себя мы назвали это «Новогодние попурри». Уже дети были в восторге от увиденного. Родители для них предстали в абсолютно новом образе – в образе тех эмоций и впечатлений, которые понятны только детям, при помощи которых они развиваются и набираются жизненного опыта. Праздник прошел, а след в душе ребёнка остался благодаря мамам и папам и проделанной работе. Родители сумели установить особый контакт со своими детьми – контакт душевности и теплоты, контакт доверительности и откровенности благодаря испытанной эмоциональности.

Мы поняли, что нельзя останавливаться и решили более углубленно заняться этой работой и ее исследованием.

Исследовательскую работу мы отразили в графиках.

Уровень развития детей по эстетическому воспитанию

Уровень развития детских способностей и активности в творческих проектах

Сравнительный анализ активного участия родителей в художественно-театрализованных постановках

Следующим этапом работы была постановка русской народной сказки «Заюшкина избушка», с которой дети 4 – 5 лет выступили перед детьми нашего детского сада. Мы стремились, чтобы ребенок отождествлял себя с полюбившимся образом, перевоплощался в него, жил его жизнью, так как это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотели подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контроля за своим поведением. Таким образом, для себя мы решили одну из поставленных задач.

Перед выбором следующей для себя постановки родители с большей заинтересованностью и активностью подошли к выбору материала. Если в первой постановке использовались костюмы сказочных героев из ателье детского сада, то для этой постановки родители разработали эскизы, осуществили их в костюмы, тщательно и продуманно подбирали атрибуты, делали декорации. Мы остались в роли режиссеров, музыкальных постановщиков и постановщиков световых эффектов. Если первая постановка – попурри двух сказок, то вторая – трех. Если первая постановка – актеры только родители, то во второй были задействованы и их старшие дети.

Старший дошкольный возраст – это когда дети уже приобретают определенный багаж знаний и умений. И наша работа вышла на новый уровень. По образцу телевизионного шоу «Минута славы» мы подготовили аналог. Этому предшествовала огромная индивидуальная работа. Было учтено все – желание детей, навыки, приобретенные на занятиях дополнительного образования и кружках, индивидуальные склонности и т.д.

В этом проекте использовались все направления театрализованного искусства, эстетического и спортивного мастерства. Дети придумали себе названия команд, мы записали видео про номер. Родители переживали за номера детей, которые они представляли на этом проекте, они шили костюмы, подбирали музыку, консультировались у педагогов-профессионалов. Это было зрелищное и увлекательное шоу, в котором «выиграли» дети. Они научились преодолевать себя, впервые попробовали себя в роли режиссера, стремились к победе, переживали за себя и радовались за победу друзей.

Родителей было невозможно остановить: они стали самостоятельно ставить спектакли и показывать детям вместо приглашенных театральных трупп; выступали на садовских мероприятиях. Их количество с каждой постановкой увеличивалось: от 5 в младшей группе до 13 к старшему дошкольному возрасту. Увлечены постановками стали и папы, бабушки и дедушки.

Самой высокой оценкой нашей деятельности – стал экологический досуг «Пусть нарядней будет наша Земля». Помимо того, что он нес нравственную направленность, дети достигли высокого творческого мастерства и активности.

– Ребенок стал “режиссером” (идеи досуга высказывали дети, придумывали своих героев, высказывались о музыкальном сопровождении досуга);
– ребенок стал “профессиональным актером” (развились коммуникативные способности, эмоциональность, чувствительность, развивается способность самоконтроля, ребенок овладевает вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя);
– ребенок стал “активным зрителем” (развилась наблюдательность, устойчивое внимание, умение анализировать и умение высказывать свое мнение);
– ребенок стал “декоратором” (научился изображать впечатления на бумаге, у него развились художественно-изобразительными умения, чувство цвета, формы в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом).

А самое главное, дети и родители вышли из детского сада сплоченными, дружными, активными и благодарными нам за проделанную работу.

Таким образом, мы сделали для себя вывод – если проводить углубленную работу по эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей совместно с родителями, они начинают ощущать роль и значение искусства, его доброту и силу, органическое единство искусства и жизни.

Сценарии: (Приложение)

  • Сценарий показа русской народной сказки «Репка».
  • Сценарий показа русской народной сказки «Заюшкина избушка».
  • Экологический досуг «Пусть нарядней будет наша Земля».
  • Новогоднее попурри встречи Нового 2008 года.
  • Новогоднее попурри по встречи Нового 2009 года.
  • Новогоднее попурри по встрече Нового 2010 года.