Организация инновационной деятельности - фактор развития методической работы ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Модернизация системы образования Российской Федерации диктует необходимость новых подходов к развитию личностных качеств педагога, способных к совершенствованию индивидуально-творческой деятельности в педагогике, принятию ответственных решений, в полной мере реализующих свою индивидуальную профессиональную неповторимость. Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала педагогов. Это возможно только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Реализуемая в ДОУ инновационная деятельность позволяет каждому педагогу лучше понять свои «инновационные» и креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную компетентность.

Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового. Руководитель ДОУ должен определить перспективу развития своего учреждения с учётом социального заказа общества и чётко сформулировать цель инновационной деятельности.

В отношении руководства инновациями в ДОУ чрезвычайно актуальным является понимание того, что инновации невозможны без чётко выстроенной мотивации педагогического труда и идеологии саморазвития. Развитию мотивации и профессиональной компетентности, потребности в повышении квалификации способствует мотивационная среда, включающая в себя:

1. Регулярное получение педагогом в процессе контроля и оценки своей работы адекватной обратной информации об уровне своего профессионализма.
2. Выдвижение новых требований администрацией ДОУ и педагогической практикой, уяснение ориентиров образовательной политики государства, конкретных программно-методических требований (приказов, инструкций) вышестоящих органов образования.
3. Осмысление педагогами социального заказа и важнейших требований общества к ДОУ.
4. Постановку новых привлекательных целей, достижение которых требует наличия новых знаний, смену характера деятельности в процессе ознакомления с новыми достижениями передовой науки и практики.
5. Изучение и интеграцию передового педагогического опыта в систему работы учреждениями.
6. Распространение за рамками образовательного учреждения лучшего опыта, созданного в данном учреждении и данном коллективе педагогов, презентацию личности педагога, его педагогической деятельности на уровне города, района.

Для выстраивания оптимальной стратегии управления инновационными процессами старшему воспитателю необходимо:

1. Уметь отличать реально выполнимые цели от ложных, недостижимых.
2. Быть готовым предложить своим подчинённым ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий.
3. Твёрдо знать, что можно достичь программой, чётко сформулировать к каким результатам приведёт её реализация.
4. Уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли их, захотели осуществить.
5. Иметь в коллективе группу единомышленников.
6. Мыслить категориями успеха.

Также необходимо внести некоторые особенности в организацию методической работы в ДОУ. Целью методической работы является создание образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива. Для этого методическая работа должна базироваться одновременно на двух основаниях : планировании и своеобразной импровизации . Инновационный процесс в детском саду планируется в виде программы развития, затем организуется деятельность учреждения по реализации этой программы и контроль за её ходом. Содержание методической работы подчинено стратегии развития учреждения, при этом именно методическая работа является инструментом поиска и определения стратегии развития учреждения.
Несомненно, любая инновационная работа содержит долю риска и неопределённости . Однако всесторонне продуманная организация предстоящей деятельности поможет свести риск к минимуму. Так, при организации инновационной площадки следует учитывать следующие важные моменты :

– выбор направления инновационной работы;
– разработка концепции и программы инновационной деятельности;
– создание условий для реализации инновационного проекта;
– подготовка и грамотное ведение документов по инновационной деятельности.

Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития и результатами научно-исследовательской деятельности в области дошкольной педагогики и психологии, медицины и социологии и др. Целесообразно эти направления классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.

Направления инновационной деятельности – охрана здоровья, физическое и психическое развитие детей, формирование здорового образа жизни.

Развитие дошкольника – разработка здоровьесберегающих технологий; эколого-валеологическое развитие детей; развитие ребёнка как субъекта разнообразных видов деятельности; развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности; организация преемственности между детским садом и начальной школой; формирование общечеловеческих ценностей и гуманистической направленности личности как основы её нравственности; взаимосвязь национального и интернационального воспитания в процессе развития социальных связей с учреждениями здравоохранения, культуры, образования, социальной сферы и т.д. реабилитация детей с проблемами развития и др.

Личностно-профессиональное развитие педагогов и специалистов – интеграция педагогического процесса как фактор целостного развития личности дошкольника; содержание и технологии коррекционной работы с детьми; работа с семьёй и социальными партнёрами; организация преемственности между детским садом и начальной школой, социальное развитие в детском саду и семье; развитие педагогов и специалистов как субъектов образовательной деятельности в процессе постдипломного образования и др.

Совершенствование управления ДОУ – разработка и апробация вариативных и альтернативных образовательных программ и педагогических технологий , обеспечивающих преемственность в содержании и технологиях воспитания и обучения по различным направлениям; проектирование предметно-развивающей среды; использование новых информационных технологий в образовательном процессе и в управлении ДОУ.

Использование новых информационных технологий выступает на первый план в процессе информационного обеспечения инновационной деятельности. Возможности использования новых информационных технологий в организации методической работы достаточно велики:

– создание банков информации (внешней: нормативно-правовая документация, учебно-методические материалы, данные о состоянии социально-педагогической среды, научно-методические материалы; и внутренней: результаты образовательной деятельности, медико-оздоровительное сопровождение ребёнка, работа с родителями, кадровое обеспечение);
– презентация личности педагога на уровне учреждения, района, города, страны (распространение за рамками ДОУ лучшего опыта);
– участие в конкурсах различного масштаба;
– расширение профессионально-педагогических связей (общение в сети Интернет, дистанционное обучение на курсах повышения квалификации).

Используя данные возможности, показателем качественного построения методической работы в условиях реализации инновационной деятельности является мониторинг. Построение методической работы на диагностической основе позволяет определить инновационный потенциал педагогического коллектива, конкретизировать и направить творчество, помогает в определённой степени планировать меру и характер влияния среды на инновационный процесс.

Определяя инновационный потенциал педагога как совокупность творческих и культурных характеристик, выражающих его готовность и потребность совершенствовать педагогическую деятельность, а также наличие средств, методов, обеспечивающих эту готовность, необходимо сказать, что наличие данного потенциала связано со следующими основными моментами:

– образованностью, интеллектуальной и эмоциональной развитостью;
– уровнем профессиональной грамотности;
– способностью продуктивно анализировать, генерировать новые представления, идеи;
– умением проектировать и моделировать их в практической деятельности;
– открытости всему новому, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
– самомотивированности и работоспособности.

Основным методом при индивидуальной работе с педагогами на этапе выявления потенциала является наблюдение. Старший воспитатель может составить перспективный план по наблюдению за педагогическими кадрами для выявления у них инновационного потенциала. Это должно быть заранее обговорено с педагогами в индивидуальной беседе. В плане наблюдения могут быть отмечены определённые критерии:

– интерес педагога к инновационной деятельности или новшеству (внедрение в педагогический процесс новых технологий);
– использование в работе с детьми разнообразных методов и приёмов;
– адаптация детей к реалиям современной жизни;
– контроль эмоционального восприятия воспитанниками подаваемого педагогом материала;
– самосовершенствование личности педагога.

Проведя наблюдение, старший воспитатель может сделать определённые выводы: у каких педагогов выявлен педагогический потенциал и возможно его дальнейшее развитие, а кому нужен дополнительный подход (индивидуальная или коллективная беседа, анкетирование).

Эффективным методом выявления инновационного потенциала сотрудников ДОУ является анкетирование, представляющее собой метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросных листов. Для комплексной оценки степени проникновения идеологии постоянного инновационного творчества в повседневную практику ДОУ необходимо проводить регулярный мониторинг.

Чтобы продолжить работу по выявлению и развитию педагогического потенциала у педагогов и коллектива в целом, необходимо поставить перед воспитателями определённые задачи, направленные на достижение определённого результата. Задачи могут разрабатываться как на развитие педагогического потенциала на личностном уровне, так и на весь коллектив в целом.

Следующий этап – мониторинг, уточнение и корректировка целей педколлектива. Цель этого этапа – регулярное отслеживание выполнения планов, соответствия промежуточных результатов задуманному, внесение необходимых корректив в планы и действия педагогов или всего педколлектива. Этому призвана способствовать следующая деятельность старшего воспитателя:

– регулярные ежеквартальные встречи с каждым сотрудником с анализом того, чего он добился и как это соотносится с согласованным планом;
– осуществление систематического и эпизодического контроля за реализацией планов;
– анкетирование сотрудников;
– корректирующие действия(от выделения позитивных моментов до выявления недостатков и возможностей для улучшения).

На основе анализа результатов мониторинга необходимо обсудить с педагогами ДОУ, к какому прогнозу развития педагогического коллектива они склонны и почему они так считают.

Кроме обсуждения возможностей и прогноза развития личностного потенциала педагогического и административного персонала ДОУ, необходимо проанализировать и составить прогноз развития ещё как минимум трёх сфер, определяющих инновационный потенциал учреждения:

– сфера оценки и прогноза развития материально-технических резервов;
–сфера потенциала учреждения как организации;
– инновационность окружающей социальной среды.

Если применить эту схему анализа и прогноза к работе ДОУ, то она будет выглядеть следующим образом.

Сфера деятельности

Вопросы, необходимые для оценки текущего состояния и прогноза развития.

Сфера материально-технических резервов.

Располагает ли ДОУ множительной техникой, позволяющей готовить в нужном количестве соответствующие методические и технологические материалы?
Имеется ли пространство, место и оборудование, позволяющие в соответствующее время реализовать современные образовательные технологии?
Есть ли возможности материального поощрения и общественной поддержки педагогов-новаторов?

Сфера личностного, административного и педагогического персоналов.

Ориентированы ли администрация и лидеры педагогического коллектива на эффективную работу и достижение реальных целей воспитания и обучения детей?
Достаточно ли в ДОУ педагогов, склонных к рассуждающе-импровизационному и эмоционально-методическому стилям инновационной педагогической деятельности?

Сфера потенциала ДОУ как организации.

Проводится ли мониторинг потребностей детей и родителей в образовательных услугах ДОУ?
Отработаны ли в ДОУ механизмы обратной связи по результатам применения новшеств?
Отработаны ли в ДОУ механизмы оценки его конкурентноспособности?

Сфера инновационности окружающей ДОУ социальной среды.

Есть ли в среде, окружающей ДОУ, компетентные консультанты по педагогическим инновациям вообще и по образовательным технологиям в частности?
Отработаны ли механизмы взаимодействия ДОУ с другими учреждениями, входящими в единое с ним образовательное пространство, направленные на развитие и распространение инновационного опыта?

Согласно Н.В.Фёдоровой, инновационный потенциал работника – это «способность к восприятию новой информации, приращению своих профессиональных знаний, выдвижение новых конкурентноспособных идей, нахождению решения нестандартных задач и новых методов решения стандартных задач». Она проявляется на уровне личностных и профессиональных качеств и отношения к работе, а также на уровне отношения к результатам труда и его эффективности.

Литература:

  1. Н.В.Микляева, О.Ю. Романова «Инновации в методической работе дошкольных учреждений».
  2. К.Ю.Белая «Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2005.
  3. Н.С.Голицына «Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении». – М., 2004.
  4. М.Д.Маханева «Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения» – М., 1998.
  5. Д.А.Иванов «Компетентностный подход в образовании . проблемы, понятия, нструментарий: Учебно-методическое пособие. – М., 2003.