Проект мини-музея "Барашек"

Разделы: Работа с дошкольниками


Музейная педагогика в системе формирования экологической культуры дошкольников

Каждый день дошкольника в детском саду – это день жизни человека, который может быть радостно прожит только тогда, когда удовлетворяются его потребности: самоутверждение, игра, познание, общение, досуг.

Основное условие развития ребенка дошкольного возраста – возможность общения с взрослыми. Он для ребенка – источник защиты и поддержки, проводник знаний, образцов поведения, оценок всех событий. Полноценное развитие и воспитание может осуществляться, если взрослые смогут создать необходимую атмосферу, микроклимат в общении с дошкольником. Ведь интерес ребенка к какому-либо объекту способствует возникновению желания больше узнать о нем.

Подарок родителей, большая игрушка Барашек, послужила темой для беседы о том, каким образом природа позаботилась о Барашке (рога – защита от хищников, густая шерсть – от холода)? Какую пользу он приносит человеку? И какая опасность подстерегает его в природе? Интерес детей к данному объекту побудил к созданию мини-музея «Барашек» в группе (Приложение 1. Слайд 1).

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. В сентябре я провела заседание «Круглого стола», с участием родительского комитета и родителей. На заседании обсуждались цели и задачи, а также необходимые условия для реализации проекта (Приложение 1. Слайд 2).

Свой мини-музей «Барашек» мы расположили в групповой комнате (Приложение 1. Слайд 3). Он является неотъемлемой частью развивающей среды. В оформлении и сборе экспонатов принимают активное участие, как дети, так и родители. Новые экспозиции выставляются по мере поступления экспонатов.

В мини-музее представлены коллекции: шерстяной ткани (Приложение 1. Слайд 4), ниток, пуговиц (Приложение 1. Слайд 5) различных по структуре и цветовой гамме, образцы вязания (Приложение 1. Слайд 6) и вязаных вещей. Для понимания детьми быта русского народа служит экспонат: «Девочка в народном костюме с прялкой».

В библиотеке музея собраны книги с народными песенками, потешками, сказками, рассказами, стихами поэтов и писателей по данной теме.

В мини-музее я применяю разнообразные формы работы с детьми: игры-занятия, традицией стали встречи с интересным человеком, которые знакомят детей с разнообразными видами деятельности взрослых и их увлечениями (Приложение 1. Слайд 7), практикую проведение «Гостевого обмена» – это подготовка юных экскурсоводов. Они проводят экскурсий по мини-музею для детей других групп (Приложение 1. Слайд 8). Использование дидактической игры: «По полям, по долам ходит шуба да кафтан» помогает установить контакт ребенка с музейным предметом: ребенок постигает взаимоотношения вещей, обретает способность анализировать (Приложение 1. Слайд 9).

Методически важна организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в деятельности, формированию у дошкольников значимости своего творчества. В группе в результате проектной деятельности появились очаровательные «друзья» Барашка. Ребята использовали различные нетрадиционные способы изготовления: методом комкования бумаги и конструирования из шерстяных ниток (Приложение 1. Слайд 10).

Дошкольники, любят не только смотреть театрализованные представления, но и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол. Ведь кукольные представления это неиссякаемый источник радости для детей. Поэтому в мини-музее поселились персонажи пальчикого театра изготовленные из шерстяных ниток: «Коза – дереза». Театр служит стимулирующим фактором для развития диалоговой речи, эстетического вкуса, созданию непринужденной обстановки в группе, развитию инициативы и самостоятельности у детей.

В своей работе использую разнообразные формы и методы организации семейного досуга. Ведь жизнь ребенка невозможно совершенно четко разграничить на «домашнюю» и «детсадовскую», успех воспитания зависит от степени согласованности усилий дошкольного учреждения и семьи ребенка. Такой способ организации семейного досуга как совместное оформление родителями и детьми выставок: фотографий на тему: «У меня дома живет мой лучший друг» (Приложение 1. Слайд 11), поделок из тканей: «Золотые мамины руки» (Приложение 1. Слайд 12), картин из шерстяных ниток: «Волшебная ниткография» (Приложение 1. Слайд 13).

Итогом работы стала презентация проекта в форме мини-музея: «Барашек» для педагогов, родителей МБДОУ и телеканала: «Мой город». Дети активно принимали участие в подготовке и проведении презентации. Они представили зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности, как творческий отчет о проделанной работе (Слайд 14).

Таким образом, благодаря проекту: “Мини-музеи в детском саду”, появилась возможность «погружения» детей в новую для них информативную среду, продуктивного отражения впечатлений и переживаний в совместной творческой деятельности родителей и детей. Что в свою очередь формирует экологически образованную и эстетически воспитанную личность, способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

Информационная карта проекта МДОУ №188

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

1. Название проекта: Мини-музей «Барашек».
2. Автор проекта (Ф., И., О.,): Черкасова Ольга Николаевна, воспитатель.
3. Кадры: воспитатель средней группы, дети, родители.
4. Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный.
5. Цель, направление деятельности проекта: Создание мини-музея «Барашек».
6. Краткое содержание проекта:

А) Поисково-исследовательская деятельность:

  • Сбор информации о барашке (ягненке) и его роли в жизни человека;
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе посредством сбора экспонатов, художественной литературы, дидактического материала соответствующие теме.

Б) Оформление мини-музея «Барашек».
В) Подготовка к презентации мини-музея «Барашек».
Г) Презентация мини-музея «Барашек».

7. Место проведения: МДОУ № 188, средняя группа, мини-музей «Барашек».
8. Сроки проведения: октябрь 2010 г. – май 2011 г.
9. Количество участников проекта:38 человек (из них 22 ребенка, 1 воспитатель, 15 родителей).
10. Возраст детей:4-5 лет.
11. Продукт проекта: Детский мини-музей «Барашек».
12. Ожидаемые результаты:

  • сплочение детей, родителей и педагогов в общую деятельность посредством осуществления совместной поисковой и творческой деятельности;
  • создание детского мини-музея активизирующего предметно-развивающую среду в группе;
  • обогащение и расширение представлений детей об окружающем мире;
  • развитие у детей логического мышления через осознание причинно-следственных связей окружающего мира.

Планирование и организация деятельности (Приложение 2)