Основные цели.
1) Формировать умение строить алгоритм на примере построения алгоритма решения простых уравнений на умножение, формировать умение использовать построенный алгоритм при решении уравнения.
2) Тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности,
2) определить содержательные рамки урока .
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Какую тему мы сейчас изучаем на уроках математики? (Умножение и деление)
- В каких заданиях применяем эти действия? (В решении примеров, задач)
- Хотите узнать, какие еще есть задания, в которых мы можем использовать эти действия? (Да)
Ребята, посмотрите, кто сегодня пришел к нам на урок? Вы их узнали? Что вы знаете об этих героях? (…)
(Появляются знаки вопроса). Что происходит? Колобки озадачены и расстроены. Они хотели выполнить задание, а у них впервые не получилось. Они не знают, как открывать новые знания. Поможем? (…)
А можно ли приниматься за работу с таким настроением, как у колобков? (Нельзя, не будет результата)
Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи! Ну что же, будем действовать по плану открытия нового знания. Вам он хорошо знаком.
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Цели:
1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения, их вербальная и знаковая фиксация и обобщение;
2) актуализация мыслительных и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;
3) мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению;
4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация формул нахождения площади и неизвестной стороны прямоугольника.
С чего начнем? (С повторения). Мы должны повторить все, что знаем? (Нет, только то, что нам пригодится для открытия нового знания)
- Что нужно найти в этом задании? (Площадь прямоугольника)
- Как найти площадь прямоугольника? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину)
Появляется формула площади.
S = a · b |
- Найдите площадь.
Учащиеся выполняют задание.
- Чему равна площадь? (18 кв. м)
- Кто получил другой ответ?
- В чем ваша ошибка?
- Как найти неизвестную сторону прямоугольника? (Чтобы найти неизвестную сторону прямоугольника надо площадь разделить на известную сторону)
- Появляется формула нахождения неизвестной стороны прямоугольника.
- Составьте обратную задачу, в которой нужно найти длину прямоугольника (…)
- Запишем решение обратной задачи.
Ученик, составивший обратную задачу, решает ее на доске: 18 :3=6(м) – длина
- Теперь составьте другую обратную задачу.
Ученик, составивший обратную задачу, решает ее на доске: 18:6=3 (м) – ширина
У кого в этом задании не было ошибок? Поставьте себе знак + на маршрутном листе рядом с повторением. Кто допустил ошибку? Почему возникла ошибка? Вы поняли ее причину? Исправьте ошибку. Что вы себе поставите? (? и +).
2) Актуализация алгоритма решения уравнений на сложение и вычитание.
- Запишите: сумма Х + 5 равна 7. Как можно назвать эту запись? (Уравнение)
- Что такое уравнение? (Равенство, в котором есть неизвестное число, называют уравнением)
- Что поможет нам решить это уравнение? (Эталон решения уравнений на сложение)
Эталон a+x=b x=b-a |
Х+5 =7 Х= |
Один ученик у доски с комментированием. (Обозначу компоненты уравнения, подчеркну части, целое (сумму) обведу. Вижу, что неизвестна часть. Чтобы найти неизвестную часть, надо из суммы вычесть известную часть.
У кого в этом задании не было ошибок? Поставьте себе знак + на маршрутном листе рядом с повторением. Кто допустил ошибку? Почему возникла ошибка? Вы поняли ее причину? Исправьте ошибку. Что вы себе поставите? (- и +).
- Почему мы повторили именно это? (Это пригодится нам для открытия нового знания)
- Какой следующий шаг? (Пробное действие) Для чего оно нужно? (Чтобы понять, чего мы не знаем)
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия:
- Какое задание нужно выполнить? (Решить уравнение)
- С каким действием? (С умножением)
- А что нового в этом задании? (Мы не решали уравнения на умножение)
Попробуйте выполнить это задание. (30 сек.)
- Кто не выполнил задание?
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить уравнение)
- Кто нашел корень уравнения? Какие результаты у вас получились?
Учитель фиксирует результаты на доске рядом с пробным действием
- Обоснуйте свое мнение.
Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
У вас возникло... (затруднение). Поставим… (знак вопроса) рядом с пробным действием на маршрутном листе.
- Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение)
- А раз возникло затруднение, надо…(Остановиться и подумать)
3 этап. Выявление места и причины затруднения
Цели:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место затруднения;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были решить уравнение на умножение)
- Как рассуждали, выполняя пробное действие? (Пытались воспользоваться известным алгоритмом решения уравнений …)
- В чем затруднение? (Алгоритм не подходит)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа для решения уравнений на умножение)
Вы поняли, чего вы не знаете? (Да). Поставьте себе знак + на маршрутном листе рядом с третьим шагом.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Мы поняли, чего мы не знаем, теперь можем… (Сами открывать способ)
Сначала нужно поставить цель. Если вы не знаете способа решения уравнений на умножение, значит, ваша цель… (Открыть способ решения таких уравнений)
- Сформулируйте тему нашего урока (…)
Написать тему на доске:
Решение уравнений на умножение |
- Будем действовать, как настоящие сыщики. Составим план действий. Слайд
- Давайте подумаем, что нам может помочь. Вспомните, вы повторили в самом начале урока. (Алгоритм решения уравнений на сложение, формулу нахождения площади)
- Какая формула может нам помочь? (Формула нахождения площади и неизвестной стороны прямоугольника)
- Пробуем применить формулу площади прямоугольника.
- Предлагаю воспользоваться известным вам алгоритмом решения уравнений на сложение.
Алгоритм.
- Выделяю целое и части.
- Что неизвестно?
- Применяю правило.
- Нахожу неизвестное х.
- Что в этом алгоритме вам явно не подходит? (1 пункт)
- Когда у вас были уравнения на сложение, вы их компоненты соотносили с частями и целым, используя отрезки. А с чем вы соотносили компоненты умножения? (С площадью)
- Что будете использовать вместо отрезка? (Моделью прямоугольника)
Заменим п.1 на Обозначим компоненты уравнения на модели прямоугольника.
- Остальные пункты алгоритма вам подходят?
- Используя этот алгоритм, можно попробовать решить уравнение?
Решим уравнение.
- Что сделаем, чтобы было удобно пользоваться этим правилом всегда? (Запишем правило в общем виде)
Запишем правило в общем виде.
- Какими средствами будем пользоваться?
План Пробуем применить формулу площади прямоугольника… Решим уравнение. Запишем правило в общем виде. Средства: модель прямоугольника, алгоритм. |
5 этап. Реализация построенного проекта
Цели:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в группах. Назовите правила работы в группах.
Правила работы в группах 1. В группе должен быть ответственный. 2. Один говорит, другие слушают. 3. Свое несогласие высказывать вежливо.. 4. Работать должны все. |
Учащиеся объединяются в группы.
- Выполните план в группах.
Ответственный от каждой группы получает задание.
1. Воспользуюсь моделью прямоугольника, нанесу компоненты уравнения на модель. 2. Применю правило площади прямоугольника. (Чтобы найти неизвестную сторону прямоугольника надо площадь разделить на известную сторону) х = __________________ 3. Найду корень уравнения Х = ___________________ |
Защита проектов.
Мы обозначили на модели прямоугольника числа. Видно, что неизвестна сторона прямоугольника. Чтобы найти неизвестную сторону прямоугольника, надо площадь разделить на известную сторону. Выполнили вычисления и нашли корень уравнения, х=5.
- Что осталось сделать по плану? (Записать уравнение в общем виде)
- Как записать уравнение в общем виде? (С помощью букв латинского алфавита)
- Как обозначите в уравнении числа, которые являются сторонами прямоугольника? (Подчеркнем)
- Число, которое является площадью, предлагаю взять в прямоугольник, почему это удобно? (Напоминает о формуле, которой мы пользуемся)
- Нужно ли будет составлять другой эталон для случая, где х стоит на месте другого множителя? (Нет)
- Почему? (Можно воспользоваться переместительным свойством умножения)
- Как проверить свое открытие? Какие ключи к знаниям у нас есть? (Посмотреть в учебнике)
Откройте учебники на стр.1. Прочитайте правило.
Молодцы! Вы помогли колобкам. Слайд (аплодисменты).
Давайте теперь вернемся к пробному действию.
Дописать необходимое на доске.
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да). Поставим себе знак + на маршрутном листе.
На обычной доске под шагом “Сам найду способ” прикрепить новые эталоны.
Что вы теперь сможете делать с помощью новых знаний? (Решать уравнения)
6 этап. Первичное закрепление
Цель:
1) организовать усвоение детьми нового способа действий при решении уравнений на умножение с их проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа. На доске левая часть-алгоритм, правая – уравнение+модель.
2) 4 · х=8; 3 · х=9; х · 4=12.
3) Учитель открывает на доске задание на закрепление. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
- Сначала обозначу площадь прямоугольника квадратом, а стороны подчеркну. В данном уравнении неизвестна сторона прямоугольника. Значит, надо площадь прямоугольника разделить на известную сторону. Восемь разделить на 4 будет 2, х равен 2.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
Физминутка гимнастика для глаз.
Мы немного отдохнём. и на всё ответ найдём.
На носочки встанем, руки вверх потянем.
Руки на пояс, наклоны вперёд.
Теперь попрыгаем, и сядем на места!
Работа в парах.
Сейчас все отдохнули, и новая забота:
Нужно сделать на “отлично” парную работу.
Учитель раздает карточки с заданием для работы в парах.
Х · 2=10; 7 · х=21.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
Исправьте ошибки. У кого в этом задании не было ошибок? Поставьте себе знак + на маршрутном листе рядом с 5-м шагом. Кто допустил ошибку? Почему возникла ошибка? Вы поняли ее причину? Исправьте ошибку. Что вы себе поставите? (? и +)
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно)
7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение решать уравнения на умножение.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Выполните данные уравнения самостоятельно. Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках
- Х · 2=16; 3 · х=24.
- Проверка организуется по эталону Д-8.
- В чем ошибка? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
- У кого в этом задании не было ошибок? Поставьте себе знак + на маршрутном листе рядом с 5-м шагом. Кто допустил ошибку? Почему возникла ошибка? Вы поняли ее причину? Исправьте ошибку. Что вы себе поставите? (? и +).
8 этап. Включение в систему знаний и повторение
Цели:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Что нужно знать, чтобы правильно решать уравнения на умножение? (Таблицу умножения и деления, формулу площади). Предлагаю вам решить задачу №4 стр.2.
Учащиеся выполняют задание. Проверка организуется по образцу Д-9.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка? (В выборе правила, в вычислениях, …)
- Исправьте ошибку.
9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель вы перед собой ставили? (…)
- Достигли ли вы цели? (Докажите)
- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Посмотрите еще раз на свои планы урока, посмотрите, сколько у вас плюсов.
- На обычной доске изображение колобков по отдельности. Один улыбается. Те из вас, кто считает, что понял и запомнил новую тему, возьмите восклицательные знаки и прикрепите их рядом с улыбающимся Колобком. Те, кто в чем-то еще не уверен, у кого остались вопросы, кто допустил ошибки в самостоятельной работе – прикрепите вопросительный знак рядом с серьезным Колобком. Вы потренируетесь и обязательно преодолеете свое затруднение.
- Вы сегодня очень хорошо поработали, но значит ли это, что больше не надо тренироваться? (Надо выполнить домашнюю работу)