План открытого урока по предмету "Сольфеджио для учащихся фортепианного отделения"

Разделы: Музыка


Тип урока: изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Вид урока: традиционный.

Цель: освоение теоретически и практически понятий мажора и минора.

Задачи:

  • раскрыть особенности музыкальных ладов, выяснить основные отличия мажора и минора;
  • развивать визуальные и слуховые представления учащихся;
  • воспитывать "искусство слышать"- творчески воспринимать - познавать музыкальное произведение.

Форма работы: групповая.

Перечень наглядных пособий, раздаточных материалов, источники информации:

  • Наглядные пособия: репродукции картин И.И.Левитана.
  • Технические средства: музыкальный центр.
  • Учебное оборудование: доска.
  • Раздаточный материал:
  • словарь "Как звучит музыка" из сборника Первозванской Т. "Мир музыки" 2 класс;
  • мажорная и минорная гаммы с иллюстрациями из сборника Александровой Н.Л. "Рабочая тетрадь" 1 класс;
  • нотный материал: "Песня Маши и подружек" из сборника Андреевой М. "От примы до октавы".
  • Литература: стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро".
  • Музыкальные произведения для прослушивания: Свиридов Г.В. "Весна и осень".

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Структура урока:

  1. организационный момент - 3 мин.
  2. сообщение нового материала, осознание и осмысление учебной информации, первичное закрепление нового материала - 15 мин.
  3. применение знаний (практическая работа) - 5 мин.
  4. информация о домашнем задании - 1 мин.
  5. подведение итогов работы - 1 мин.

Содержание урока

Действия учителя Действия преподавателя и учащихся
1 Организационный момент Приветствие. Вступительное слово педагога: эпиграф к уроку, объявление темы и цели урока. Исходная мотивация.
2 Актуализация знаний Преподаватель предлагает учащимся вспомнить определения "лада" и "тоники", проводит распевание учащихся в тональности C-dur.

Запись на доске:

3 Сообщение нового материала Преподаватель: "Лад - это прекрасное слово. В семье - это дружба, согласие. "На что и клад, коли в семье лад" - гласит народная мудрость. Согласованность между звуками позволяет воспринимать музыку как ясную, понятную речь, а не звуковой хаос. Наиболее распространенные лады - мажор и минор. Мажор принято обозначать частицей латинского алфавита - dur, которая переводится как "твердый". Таким образом, мажорный лад - светлый и яркий. Минор обозначается частицей латинского алфавита - moll, переводится как "мягкий". Минорный лад - матовый, темный".
4 Осознание и осмысление учебной информации Преподаватель: "Подумайте, если бы вас попросили изобразить светлое, яркое, радостное - какие краски вы бы выбрали? А если бы вам предложили изобразить печальное, темное и таинственное?

Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои варианты оттенков - красный, оранжевый, зеленый, синий; черный, коричневый, темно-серый.

5 Первичное закрепление нового материала Преподаватель предлагает рассмотреть две репродукции русского художника XIX века И.И.Левитана: "Над вечным покоем" и "Золотая осень".

Вопрос: "Какие краски использует в своих работах художник, какое настроение хочет передать?"

Учащиеся высказывают свои мысли.

Вопрос: "Скажите, а можно ли найти мажорное и минорное настроение в поэзии?"

Преподаватель читает отрывки из стихотворения А.С. Пушкина, предлагает учащимся прочесть, затем все вместе определяют настроение, которое хотел передать поэт.

Вопрос: "А так ли красивы мажор и минор в музыке, как свет и тень в живописи?"

Учащиеся слушают музыкальное произведение Г.В.Свиридова "Весна и осень".

Происходит обсуждение прослушанного произведения.

6 Применение знаний (практическая работа) Выдается раздаточный материал (картинка). Задание: раскрасить картинки, придумать и записать слова, соответствующие мажору и минору. Обсуждение.

Преподаватель выдает нотные примеры детской песенки. Учащиеся с преподавателем делают разбор музыкального материала, затем исполняют песню.

7 Информация о домашнем задании Выучить определения мажора и минора. Нарисовать рисунок.
8 Подведение итогов урока В форме вопросов и ответов закрепляются понятия и основные характеристики мажорного и минорного ладов.

Список литературы

  1. Александрова, Н.Л. Рабочая тетрадь по сольфеджио 3 класс./Н.Л. Александрова.- Новосибирск.: Окарина, 2006. - 60 с.
  2. Андреева, М.П. От примы до октавы./М.П. Андреева.-М.: Советский композитор, 1976.-113с.
  3. Боголюбова, Н.Х. Тайны музыкального мира./Н.Х. Боголюбова.- С-П.: Композитор,2006.-95с.
  4. Дадиомов, А.В. Начальная теория музыки./А.В. Дадиомов.- М.: В. Катанского,2002.- 241с.
  5. Первозванская, Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей./ Т.Е. Первозванская.- С-П.: Композитор, 2001.- 77с.
  6. Фридкин, Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте./ Г.А. Фридкин.- М., 1987.- 270с.