Тип урока: изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Вид урока: традиционный.
Цель: освоение теоретически и практически понятий мажора и минора.
Задачи:
- раскрыть особенности музыкальных ладов, выяснить основные отличия мажора и минора;
- развивать визуальные и слуховые представления учащихся;
- воспитывать "искусство слышать"- творчески воспринимать - познавать музыкальное произведение.
Форма работы: групповая.
Перечень наглядных пособий, раздаточных материалов, источники информации:
- Наглядные пособия: репродукции картин И.И.Левитана.
- Технические средства: музыкальный центр.
- Учебное оборудование: доска.
- Раздаточный материал:
- словарь "Как звучит музыка" из сборника Первозванской Т. "Мир музыки" 2 класс;
- мажорная и минорная гаммы с иллюстрациями из сборника Александровой Н.Л. "Рабочая тетрадь" 1 класс;
- нотный материал: "Песня Маши и подружек" из сборника Андреевой М. "От примы до октавы".
- Литература: стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро".
- Музыкальные произведения для прослушивания: Свиридов Г.В. "Весна и осень".
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Структура урока:
- организационный момент - 3 мин.
- сообщение нового материала, осознание и осмысление учебной информации, первичное закрепление нового материала - 15 мин.
- применение знаний (практическая работа) - 5 мин.
- информация о домашнем задании - 1 мин.
- подведение итогов работы - 1 мин.
Содержание урока
№ | Действия учителя | Действия преподавателя и учащихся |
1 | Организационный момент | Приветствие. Вступительное слово педагога: эпиграф к уроку, объявление темы и цели урока. Исходная мотивация. |
2 | Актуализация знаний | Преподаватель предлагает учащимся
вспомнить определения "лада" и "тоники",
проводит распевание учащихся в тональности C-dur. Запись на доске: |
3 | Сообщение нового материала | Преподаватель: "Лад - это прекрасное слово. В семье - это дружба, согласие. "На что и клад, коли в семье лад" - гласит народная мудрость. Согласованность между звуками позволяет воспринимать музыку как ясную, понятную речь, а не звуковой хаос. Наиболее распространенные лады - мажор и минор. Мажор принято обозначать частицей латинского алфавита - dur, которая переводится как "твердый". Таким образом, мажорный лад - светлый и яркий. Минор обозначается частицей латинского алфавита - moll, переводится как "мягкий". Минорный лад - матовый, темный". |
4 | Осознание и осмысление учебной информации | Преподаватель: "Подумайте, если бы вас
попросили изобразить светлое, яркое, радостное -
какие краски вы бы выбрали? А если бы вам
предложили изобразить печальное, темное и
таинственное? Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои варианты оттенков - красный, оранжевый, зеленый, синий; черный, коричневый, темно-серый. |
5 | Первичное закрепление нового материала | Преподаватель предлагает рассмотреть
две репродукции русского художника XIX века
И.И.Левитана: "Над вечным покоем" и "Золотая
осень". Вопрос: "Какие краски использует в своих работах художник, какое настроение хочет передать?" Учащиеся высказывают свои мысли. Вопрос: "Скажите, а можно ли найти мажорное и минорное настроение в поэзии?" Преподаватель читает отрывки из стихотворения А.С. Пушкина, предлагает учащимся прочесть, затем все вместе определяют настроение, которое хотел передать поэт. Вопрос: "А так ли красивы мажор и минор в музыке, как свет и тень в живописи?" Учащиеся слушают музыкальное произведение Г.В.Свиридова "Весна и осень". Происходит обсуждение прослушанного произведения. |
6 | Применение знаний (практическая работа) | Выдается раздаточный материал
(картинка). Задание: раскрасить картинки,
придумать и записать слова, соответствующие
мажору и минору. Обсуждение. Преподаватель выдает нотные примеры детской песенки. Учащиеся с преподавателем делают разбор музыкального материала, затем исполняют песню. |
7 | Информация о домашнем задании | Выучить определения мажора и минора. Нарисовать рисунок. |
8 | Подведение итогов урока | В форме вопросов и ответов закрепляются понятия и основные характеристики мажорного и минорного ладов. |
Список литературы
- Александрова, Н.Л. Рабочая тетрадь по сольфеджио 3 класс./Н.Л. Александрова.- Новосибирск.: Окарина, 2006. - 60 с.
- Андреева, М.П. От примы до октавы./М.П. Андреева.-М.: Советский композитор, 1976.-113с.
- Боголюбова, Н.Х. Тайны музыкального мира./Н.Х. Боголюбова.- С-П.: Композитор,2006.-95с.
- Дадиомов, А.В. Начальная теория музыки./А.В. Дадиомов.- М.: В. Катанского,2002.- 241с.
- Первозванская, Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей./ Т.Е. Первозванская.- С-П.: Композитор, 2001.- 77с.
- Фридкин, Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте./ Г.А. Фридкин.- М., 1987.- 270с.