Открытый урок по окружающему миру "Природные зоны России. Степи и пустыни"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с особенностями зоны степи и пустыни.

Задачи.

  • Обучающая: дать представление об особенностях зоны степи и пустыни, животном и растительном миром этих зон, экологических связях, использовании ресурсов этих зон человеком.
  • Развивающая: расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность, умение анализировать новую информацию, развивать навыки публичных выступлений.
  • Воспитывающая: воспитание экологического мировоззрения, коммуникативной культуры.

Оборудование.

Для учителя: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор или интерактивная доска, карточки с изображением животных и растений этих зон, карта природных зон.

Ход урока

1. Орг.момент

2. Проверка д/з. Решение кроссворда.

- Предлагаю разгадать кроссворд. (Первое слово – путешествие).

1) Синоним к словам: поход, поездка.

- Сегодня мы продолжим путешествие по зонам России.

2) Зона, в которой растительным покровом являются кустарники, мхи, лишайники.

3) Заповедник, расположенный в тайге.

4) Как мы называем хвойный лес?

5) Дополните: природные … .

6) Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья?

7) Царство вечной мерзлоты.

8) Животное леса, внесенное в Красную книгу России.

9) Этот таежный зверек может планировать с дерева на дерево.

10) Дерево тайги.

11) Широколиственное дерево.

-Молодцы. Вы хорошо знаете зоны, которые мы прошли.

3. Сообщение темы и целей урока.

- Какие ключевые слова получилось? (Пустыни и степи)

- Как вы думаете, куда мы сегодня совершим наше путешествие? (Мы отправимся в зоны пустынь и степей). Мы узнаем, как живут это царства.

4. Работа над новой темой.

- К этому уроку каждая из групп должна была изучить одну из этих зон и подготовить презентацию.

- Первая группа презентует зону степей.

Сообщение детей о зоне степей (презентация)

-  Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы России. По площади это небольшая зона. Она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику 

Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов. Весна короткая, с большим количеством влаги в почве. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Там  очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. В июле +22 - +25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи.  Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Почвы в зоне степей очень плодородные.

(Опорные слова выкладываются на доске)

- Делаем вывод о неживой природе этого района.

Зима короткая и теплая.

Весной много влаги.

Лето засушливое.

Сухие ветры – суховеи.

Почвы плодородные.

- Есть ли в этой зоне жизнь?

-   Здесь растут разнообразные травянистые растения.  Тюльпаны и ирисы - раннецветущие растения. Они цветут весной, пока не наступила   летняя жара и в почве много влаги. После цветения их листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до след. весны. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу у самой земли, многочисленные побеги   плотно прижаты друг к другу. Листья узкие, чтобы испарять меньше влаги,   корни уходят глубоко в землю.

В степях живёт множество насекомых: кобылки, кузнечики, бабочки, пчёлы, шмели. Живут в степной зоне и пресмыкающиеся – ящерицы, степные гадюки. Тарантул, стрепет, степной лунь, степной жаворонок, сурок, степная кошка, кулан. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны. Дрофа довольно хорошо летает, но ещё лучше бегает на длинных сильных ногах. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. От жары и от хищников они могут спрятаться только в норах

Сообщение детей о зоне пустыне (презентация)

- Пустыня – это очень много песка и голубого безоблачного неба. На карте зона пустынно обозначается оранжевым цветом. На территории России пустыни занимают небольшую площадь на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря.

В пустынях лето очень жаркое: ночью прохладно, потому, что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает очень мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. Зима длится 2 -3 месяца и бывает суровая. Температура опускается до -12

- Делаем вывод о неживой природе этого района.

Много песка и голубого безоблачного неба.

Лето длится 5месяцев.

Ночи холодные.

Мало осадков.

Зимой -12.

- Что объединяет эти зоны? Чем отличаются?

- А как же обстоят дела с животным и растительным миром?

- Самое распространенное растение пустыни – это верблюжья колючка. У неё длинный корень до 20 м., с его помощью она питает себя водой. Листья у растения в виде колючек, - это позволяет воде меньше испаряться. В пустыне растут кактусы больших размеров и интересных форм. Так же растет небольшой кустарник – джузгун – его листья зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение – колосняк. В пустыне встречается низкое дерево – саксаул. В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами.

Большинство животных пустыни не крупные, потому, что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка. В основном ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают поедая растения или других животных. Чтобы найти воду они должны быстро передвигаться или некоторые впадают в спячку. Обитают в пустыне ушастый ёжик. У него большие уши, для того чтобы хорошо слышать. Маленькая лисичка – корсак так же имеет большие уши. Обитает в пустыне интересный грызун: тушканчик – он быстро передвигается большими прыжками до трех метров в длину. Обитает так же песчаный удав, ящерка быстрая, ящерица – круглоголовка. Из крупных животных там обитают джейран, кулан, сайгаки – похожие на наших коз. Они быстро бегают и живут стадами. Самое крупное и распространенное животное пустыни – это верблюд.

Птицы саджи и рябки имея длинные заостренной формы крылья, быстро покрывают расстояние до 100км при ежедневных перелетах на водоемы, где сразу выпивают около 250мл воды.

5. Физ-минутка.

– Наверное, зной и жара вас утомили. Предлагаю немного отдохнуть.

Я сейчас буду называть растения и животных разных природных зон. Если вы услышите растения и животных пустыни и степи, то поднимаете руки вверх и покачиваетесь, если растения и животных других зон, то приседаете.

Береза, ель, джузгун, бурый медведь, верблюд, тюлень, ушастый еж, белка, ящерица, морошка, ольха, клен, песец, тюльпан, рысь, лемминг, дуб, дрофа, филин, тигр.

6. Закрепление.

- Вот мы и отдохнули. Проведем игру-соревнование “Кто быстрее и внимательнее?” Проверим, какая из групп лучше слушала своих одноклассников. Капитаны команд выберите из гостей по одному жюри, которые будут проверять правильности и скорость выполнения задания.

Задание: на столах у вас картинки с изображением различных животных и растений зон. 1-я команда выбирает изображения пустыни, а 2-я – степь. Надо наклеить изображения на соответствующий лист.

Пустыни Степи

- Правильно выполнили задание команды?

- Посмотрите на изображения растений и животных. Подумайте, что объединяет эти растения (животные), почему именно такие живые существа могут здесь жить? Как они приспособились к жизни?

- Составим цепь питания.

Степная гадюка- грызуны - ковыль

Колосняк – тушканчик - песчаный удавчик

- Может ли жить в этих зонах человек?

- Как используются зоны в хозяйственной деятельности человека? (Пастбища, вспаханы поля – животным негде жить, охота. Сельское хозяйство, овцеводство – верблюды, браконьеры, выпас скота)

- Есть ли экологические проблемы в зонах? Какие?

- Создаются заповедники “Черные Земли”.

7. Д/з. Рефлексия.

- Мы совершили путешествие на Юг и узнали, как живет пустыня и степь. Дома охарактеризуйте ее, опираясь на аналитическую карту.

- Что новое, интересное вы сегодня узнали?

- В какой момент вам было особенно интересно? А когда возникли затруднения?

- Хотели бы вы жить в этих зонах? Почему?