Цель: познакомить детей с особенностями зоны степи и пустыни.
Задачи.
- Обучающая
Оборудование.
Для учителя: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор или интерактивная доска, карточки с изображением животных и растений этих зон, карта природных зон.
Ход урока
1. Орг.момент
2. Проверка д/з. Решение кроссворда.
- Предлагаю разгадать кроссворд. (Первое слово – путешествие).
1) Синоним к словам: поход, поездка.
- Сегодня мы продолжим путешествие по зонам России.
2) Зона, в которой растительным покровом являются кустарники, мхи, лишайники.
3) Заповедник, расположенный в тайге.
4) Как мы называем хвойный лес?
5) Дополните: природные … .
6) Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья?
7) Царство вечной мерзлоты.
8) Животное леса, внесенное в Красную книгу России.
9) Этот таежный зверек может планировать с дерева на дерево.
10) Дерево тайги.
11) Широколиственное дерево.
-Молодцы. Вы хорошо знаете зоны, которые мы прошли.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Какие ключевые слова получилось? (Пустыни и степи)
- Как вы думаете, куда мы сегодня совершим наше путешествие? (Мы отправимся в зоны пустынь и степей). Мы узнаем, как живут это царства.
4. Работа над новой темой.
- К этому уроку каждая из групп должна была изучить одну из этих зон и подготовить презентацию.
- Первая группа презентует зону степей.
Сообщение детей о зоне степей (презентация)
- Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы России. По площади это небольшая зона. Она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику
Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов. Весна короткая, с большим количеством влаги в почве. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Там очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. В июле +22 - +25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Почвы в зоне степей очень плодородные.
(Опорные слова выкладываются на доске)
- Делаем вывод о неживой природе этого района.
Зима короткая и теплая.
Весной много влаги.
Лето засушливое.
Сухие ветры – суховеи.
Почвы плодородные.
- Есть ли в этой зоне жизнь?
- Здесь растут разнообразные травянистые растения. Тюльпаны и ирисы - раннецветущие растения. Они цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве много влаги. После цветения их листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до след. весны. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья узкие, чтобы испарять меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
В степях живёт множество насекомых: кобылки, кузнечики, бабочки, пчёлы, шмели. Живут в степной зоне и пресмыкающиеся – ящерицы, степные гадюки. Тарантул, стрепет, степной лунь, степной жаворонок, сурок, степная кошка, кулан. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны. Дрофа довольно хорошо летает, но ещё лучше бегает на длинных сильных ногах. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. От жары и от хищников они могут спрятаться только в норах
Сообщение детей о зоне пустыне (презентация)
- Пустыня – это очень много песка и голубого безоблачного неба. На карте зона пустынно обозначается оранжевым цветом. На территории России пустыни занимают небольшую площадь на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря.
В пустынях лето очень жаркое: ночью прохладно, потому, что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает очень мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. Зима длится 2 -3 месяца и бывает суровая. Температура опускается до -12
- Делаем вывод о неживой природе этого района.
Много песка и голубого безоблачного неба.
Лето длится 5месяцев.
Ночи холодные.
Мало осадков.
Зимой -12.
- Что объединяет эти зоны? Чем отличаются?
- А как же обстоят дела с животным и растительным миром?
- Самое распространенное растение пустыни – это верблюжья колючка. У неё длинный корень до 20 м., с его помощью она питает себя водой. Листья у растения в виде колючек, - это позволяет воде меньше испаряться. В пустыне растут кактусы больших размеров и интересных форм. Так же растет небольшой кустарник – джузгун – его листья зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение – колосняк. В пустыне встречается низкое дерево – саксаул. В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами.
Большинство животных пустыни не крупные, потому, что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка. В основном ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают поедая растения или других животных. Чтобы найти воду они должны быстро передвигаться или некоторые впадают в спячку. Обитают в пустыне ушастый ёжик. У него большие уши, для того чтобы хорошо слышать. Маленькая лисичка – корсак так же имеет большие уши. Обитает в пустыне интересный грызун: тушканчик – он быстро передвигается большими прыжками до трех метров в длину. Обитает так же песчаный удав, ящерка быстрая, ящерица – круглоголовка. Из крупных животных там обитают джейран, кулан, сайгаки – похожие на наших коз. Они быстро бегают и живут стадами. Самое крупное и распространенное животное пустыни – это верблюд.
Птицы саджи и рябки имея длинные заостренной формы крылья, быстро покрывают расстояние до 100км при ежедневных перелетах на водоемы, где сразу выпивают около 250мл воды.
5. Физ-минутка.
– Наверное, зной и жара вас утомили. Предлагаю немного отдохнуть.
Я сейчас буду называть растения и животных разных природных зон. Если вы услышите растения и животных пустыни и степи, то поднимаете руки вверх и покачиваетесь, если растения и животных других зон, то приседаете.
Береза, ель, джузгун, бурый медведь, верблюд, тюлень, ушастый еж, белка, ящерица, морошка, ольха, клен, песец, тюльпан, рысь, лемминг, дуб, дрофа, филин, тигр.
6. Закрепление.
- Вот мы и отдохнули. Проведем игру-соревнование “Кто быстрее и внимательнее?” Проверим, какая из групп лучше слушала своих одноклассников. Капитаны команд выберите из гостей по одному жюри, которые будут проверять правильности и скорость выполнения задания.
Задание: на столах у вас картинки с изображением различных животных и растений зон. 1-я команда выбирает изображения пустыни, а 2-я – степь. Надо наклеить изображения на соответствующий лист.
Пустыни Степи
- Правильно выполнили задание команды?
- Посмотрите на изображения растений и животных. Подумайте, что объединяет эти растения (животные), почему именно такие живые существа могут здесь жить? Как они приспособились к жизни?
- Составим цепь питания.
Степная гадюка- грызуны - ковыль
Колосняк – тушканчик - песчаный удавчик
- Может ли жить в этих зонах человек?
- Как используются зоны в хозяйственной деятельности человека? (Пастбища, вспаханы поля – животным негде жить, охота. Сельское хозяйство, овцеводство – верблюды, браконьеры, выпас скота)
- Есть ли экологические проблемы в зонах? Какие?
- Создаются заповедники “Черные Земли”.
7. Д/з. Рефлексия.
- Мы совершили путешествие на Юг и узнали, как живет пустыня и степь. Дома охарактеризуйте ее, опираясь на аналитическую карту.
- Что новое, интересное вы сегодня узнали?
- В какой момент вам было особенно интересно? А когда возникли затруднения?
- Хотели бы вы жить в этих зонах? Почему?