Цели: воспитание толерантного отношения у обучающихся к окружающей среде.
Задачи.
- В совместной деятельности сделать вывод о том, окружающая нас среда нуждается в нашей помощи, учить вести себя правильно в жизненных ситуациях.
- Развивать навыки самоконтроля, умение анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.
- Воспитывать аккуратность, культуру общения, взаимопомощь.
Оборудование: учебник “Мы и окружающий мир” авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; карточки для групповой работы, иллюстрации “Живая и неживая природа”, “Влияние деятельности человека на окружающую среду”, старичок - Лесовичок, экологические знаки, карточки – знаки “-”, “+”.
I. Организационный момент, психологический настрой.
– Ребята! Сегодня на уроке окружающего мира нам предстоит интересная и важная работа. Чтобы с ней справиться, нам необходимо внимание, взаимопомощь и смекалка. Всё это у нас есть, и я уверена, что мы с этой работой справимся.
II. Актуализация знаний.
1. Стихотворение.
– А начнём мы нашу работу со стихотворения. Я вам читаю, а в конце стихотворения вы должны ответить хором.
Посмотри, мой милый друг, |
Поле, речка и трава, |
– Что же такое природа? (Ответы учащихся)
Основу окружающего мира составляет природа. Природа – это всё то. Что существует независимо от человека и не создано им.
2. Игра “Не ошибись!” Работа в парах. Перед вами на партах лежат конверты и таблицы. Достаньте из конвертов карточки. Разделите их на группы.
– Сколько групп у вас получилось? (3 - Живая природа, неживая природа, предметы, сделанные руками человека) (2 – Природа, предметы, сделанные руками человека)
– Покажите и назовите объекты живой природы. Проверьте, так ли у вас получилось. (Проектор – какие ещё объекты живой природы вы знаете?)
– Покажите и назовите объекты неживой природы. (то же самое)
– Покажите и назовите то, что сделано руками человека (дом, самолёт, книга)
3. Беседа по вопросам (со всем классом).
– Кто из вас, ребята знает, из чего человек сделал все эти предметы? (Дом из камня, окна из дерева, крыша – черепица из глины. Книга из древесины деревьев. Самолёт из металла – алюминия, его получают из руды, которую добывают из земли.
– Ребята, как вы думаете, для человеку нужны эти все вещи?(Дом защищает человека от непогоды, из книг человек узнаёт что – то новое, учится; самолёт помогает ему преодолевать огромные расстояния.
4. Вывод. А). Человек стал использовать для своих нужд предметы живой и неживой природы. Б). Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но иногда наносит огромный вред природе. Это грозит тяжёлыми последствиями человечеству.
III. Новая тема.
1.Кроссворд. Для продолжения нашего урока мы с вами разгадаем кроссворд.
1. Очень много силы в нём 5. Сладкий, но не шоколад. |
2. Говорят, они воришки. 4. Голубой лужок, голубой бережок. |
3. Всё жужжит она, жужжит.
Над цветком кружит, кружит.
Села, сок с цветка взяла,
Мёд готовит нам … (пчела)
– Прочитайте, что за слово в середине получилось? (Среда)
2. Работа над новым понятием “окружающая среда”.
У этого слова несколько значений в словаре. Может быть, кто – то назовёт хотя бы одно? Придумайте словосочетания со словом среда. (Воздушная среда, водная среда, среда обитания)
1. Среда – вещество заполняющее пространство, а также тела, окружающие что–нибудь (воздушная среда, водная среда)
2. Среда – третий день недели.
3. Среда – окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества – организмов.
А нам на урок нужно вот это понятие: окружающая среда – у нас в классе есть дети, которые всегда помогают учителю. Сегодня мне помогала Катя Воронцова (она нашла значение этого словосочетания)
Окружающая среда – это всё живое и неживое вокруг нас.
3. Сообщение темы урока. Вот так и называется тема нашего урока “Охрана окружающей среды”. А нужно ли охранять окружающую среду?
4. Работа по иллюстрации. Посмотрите на иллюстрацию, что вы можете сказать по этой картине. (ответы уч – ся) Красивое место: течёт река, в ней хочется искупаться. Кругом зелень: трава, цветы, деревья. Поют птицы, стрекочут кузнечики. Замечательное место.
Голубое небо, кругом зелёные деревья. Речка чистая, прозрачная, камушки видно. Наверное, и рыба водится. Очень красивое место.
5. Старичок – лесовичок. Ребята, у нас гость. Как всегда к нам пришёл старичок - Лесовичок. Но что – то он грустный. Послушаем его историю.
– И я жил в таком же прекрасном месте. Но вдруг всё изменилось. Трава не растёт, деревья погибают, птицы не поют, кузнечики не стрекочут, рыбы в реке нет. Вот такой стала природа около моего домика. Помогите нам лесным жителям. (Показ иллюстрации – где всё живое погибло)
– Ну, что, ребята, поможем старичку – Лесовичку? (Да!)
А как мы можем помочь? (Дети: нужно сначала узнать, что же стало причиной изменения в лесу. А когда узнаем – подумаем, как помочь!!)
6. Работа по картинке в учебнике. Рассмотрите рисунок. Расскажите, какая связь существует между деятельностью человека, живой и неживой природой.
Итак, построили на берегу озера завод, и этот завод принёс много бед всем обитателям леса.
1. Ребята 1 ряда расскажут нам о том, какие изменения произошли в атмосфере (воздухе).
2. Ребята 2 ряда расскажут, что произошло в озере (в воде).
3. Ребята 3 ряда – какие изменения произошли с деревьями и травами (с почвой).
(Рассказы учащихся)
1) Из труб завода в атмосферу выбрасываются клубы чёрного дыма, разные газы и сажа. Это всё приводит к изменениям в атмосфере. Бывает выпадают кислотные дожди, которые уничтожают всё. (иллюстрация гибели лесов).
2) Из труб завода в озеро выливается грязная вода, это приводит к гибели микроорганизмов, живущих в воде, к гибели растений водных, рачков, насекомых и рыб. В воде мы видим плавают консервные банки.
3) Из- за загрязнения погибли растения, нечем стало питаться мелким и крупным животным, также погибли и деревья, а деревья давали пищу и дом птицам. Птицы тоже погибли. Из – за того, что люди не побеспокоились о безопасности всего живого вокруг завода – всё погибло.
7. Обобщение. Разнообразно воздействуя на окружающую среду, человек сам постоянно испытывает её влияние, как и все прочие организмы, мы зависим от среды обитания.
IV. Физминутка.
Как живёшь? Вот так! Ждёшь обед? Вот так!
А плывёшь? Вот так! Машешь вслед? Вот так!
Как бежишь? Вот так! Утром спишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так! А шалишь? Вот так!
V. Закрепление.
1. Работа по учебнику. С. 34. Мы выяснили, что же произошло с домом старичка – лесовичка. Но как ему помочь?
Чтение статьи. Ответы на вопросы.
- Что интересного узнали? Природа сама пытается бороться с загрязнениями. Растения очищают воздух от газов и пыли. Стараются все: и лопух, и крапива, и любой куст. Но возможности природы не беспредельны, поэтому и мы, люди, должны помочь природе.
2. Как помочь природе? (Устанавливать фильтры на трубах, прежде, чем выливать использованную воду в водоёмы,её нужно очищать. На многих предприятиях используют круговорот воды: использованную воду очищают и снова используют для нужд, а потом опять очищают. Беречь электроэнергию, высаживать новые леса, не лить зря воду, не выбрасывать мусор, где попало.)
– А что же посоветуем старичку – Лесовичку? То, что уже было сказано и посадить деревья, посеять травы, а если будет трава, деревья, чистая вода и воздух, прилетят птицы, появятся жуки, бабочки и.т.д.
3.Вывод. Если люди будут выполнять эти условия, то они станут природе друзьями.
– А как мы с вами, ребята, можем участвовать в охране окружающей среды?
(Сбор макулатуры, меньше будут рубить деревья; полиэтиленовые пакеты – в магазин ходить со своими сумками (сейчас объявлена акция “пакет”), участие в экологических акциях:
22 марта – День Земли (“Верните чистоту рекам”), 27 марта – Час Земли и др. Всё это мы будем изучать на других уроках – на слайде.
4. Знаки старичка – Лесовичка. (Хорошие и плохие – распределить) Эти рисунки распределить по кругам: красный – плохо, зелёный – хорошо.
5. Вести из леса. Использование карточек: (+, -) Сценки с героями. Кто к нам обращается – назовите и скажите, хорошая это новость или плохая?
1. Я рос на красивой полянке, покачивая своими колокольчиками на ветру… И вдруг – мне на голову высыпали какой – то мусор. Мои синие головки сломаны. Ну можно ли так поступать? (обращается колокольчик – новость плохая)
2. А у нас всё хорошо – нашу речку Тугай очистили от всякого мусора, не выливают грязную воду, расчистили русло. Нам теперь раздолье, можем плавать в своё удовольствие. (Рыбки - новость замечательная)
3. Туристы на берегу свой костёр не залили, тряпки и бумажки не собрали, банки и склянки оставили. Наш муравейник разворошили. Нам теперь нужно его восстанавливать. (Муравьи – очень плохой поступок, мало того, что намусорили, так ещё испортили жилище муравьёв, а муравьи – санитары леса. Плохой поступок)
4. А у нас – радость, пришёл человек с фотоаппаратом, сфотографировал нас. И всё приговаривал: “Какие замечательные!” и фотографию принести обещал и исполнил. Вот какие мы!! (Подснежники – очень хороший поступок).
VI. Домашнее задание.
– У кого есть желание, можно нарисовать рисунок по теме “Береги родную природу”, знаки “Будь природе другом” или добрые дела людей.
VII. Итог урока.
– Что было на уроке главное? Кто запомнил, что нужно сделать людям, чтобы не было проблем у жителей лугов, лесов, озёр, рек? Что было на уроке интересного?
Самооценка детьми своего эмоционального состояния на уроке (солнышки - тучки).
Спасибо за работу!!!