Внеклассное мероприятие "Математическая гостиная"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Ведущий 1:

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер
Неслучайно ей такой почет,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку
И зато, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

Ведущая 2:

Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике
Тем, кто любит математику
Тем, кто еще не знает,
Что может любить математику,
Вечер математики посвящается!

Ведущий 1:

Тема вечера: “В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии”.

Ведущая 2:

Цель вечера очевидна: показать, что математика вовсе не такая “сухая” наука, как думают некоторые, и ею интересовались не только “чистые” математики, но и люди других профессий.

Ученик 1:

“Предмет “математика” настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным” - писал выдающийся ученый 17 века Блез Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда в ней проскальзывает озорная улыбка.

В математике издавна существуют шуточные задачи. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача-шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правила, лучше запоминать его.

Ученик 2 (в руках плакаты):

Чтобы сразу настроится на математический лад, решим такую задачу: надо доказать, что 1=2. Очевидно, что а2222. левую часть разложим по формуле разности квадратов, а из правой выносим общий множитель. Получим (а-а)(а+а)=а(а-а). Сократив, т.е. поделив обе части равенства на (а-а), получим 2а=а, или 2=1 (к зрителям). Где была ошибка? Почему получилась такая нелепость? Какое правило было нарушено?(а-а=0, на нуль делить нельзя, а мы разделили). Вывод: чтобы уметь хорошо и правильно решать задачи, надо учиться применять правила, зная их.

Ученик 3 (Помощники держат по два плаката)

А сколько в математике загадочных курьезов! Вот, например, если мы сделаем грубейшую ошибку и сократим дроби 26/65 и 16/64, просто зачеркнув цифру 6 в числителе и в знаменателе, то получим … верный!!! Результат (2/5 и ?).

Сценка из трех учащихся (яркие плакаты на груди)

Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”.

Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”.

Но квадрат ответил “Брат!
Я же старше, я квадрат”.
И сказал еще нежней
“неизвестно, кто нужней!”.

Но настала ночь, и к брату
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.

Уходя сказал “Приятных
Я тебе желаю снов. Спать
Ложился – был квадратом,
А проснешься без углов!”.

Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел… Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Ведущий 1:

А теперь все вместе вспомним пословицы, где надо вставить имена числительные и отгадаем загадки.

Пословицы:

  1. Все за одного, … за всех.
  2. Не имей … рублей, а имей … друзей.
  3. … раз отмерь, … раз отрежь.
  4. За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь.
  5. Ум хорошо, а … лучше.

Ведущая 2:

Отгадайте загадки

  1. Семь братьев: годами равные, именами разные. (Ответ: дни недели)
  2. Пять чуланов – одна дверь. (Ответ: перчатка)
  3. Один говорит, два глядят, два слушают. (Ответ: язык, глаза, уши)
  4. У матери пять сыновей, все на одно имя. (Ответ: пальцы рук)
  5. две головы, две руки, шесть ног. Кто это? (Ответ: всадник на лошади)

Частушки в исполнении учащихся (с цифрами в виде веночка на голове)

А теперь послушаем частушки о математике!

Мы с подружками втроем
Вам частушки пропоем
Раз, два, три, четыре, пять,
Так с чего же нам начать?

На уроке в самом деле
Перепишем все в точь-в-точь
Разобраться еле-еле
Дома нам в порой невмочь.

Скорость лошадей узнали
И в ответе написали:
“Мчится лошадь без кареты
В тысячу раз быстрей ракеты”.

Стоит Коля у доски
И зевает от тоски
Он никак не разберет,
Где окружность, а где рот
Начертили мы квадрат:

Угол здесь, прямую так.
За ответ поставят мне
Три в журнале, два в уме.
Это что же, в самом деле
Получилось – стыд и срам:

Землекопа вдруг в задаче
Разделили пополам.
Рассчитали путь движенья
Курам всем на удивленье,
Время с метрами сложили –
Килограммы получили.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим
Чтоб вы нам похлопали.

Учащиеся старших классов в военной одежде читают стихотворение.

М. Борзаковский. “Баллада о математике”

Как воздух математика нужна
Одной отваги мало. Расчеты! Залп!
И цель поражена
Могучими ударами металла.

И воину припомнится на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья,
О подвигах, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья.

Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
“Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углов квадрата!”.

И воином любовь сбережена
К учителю, далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому!

Учащиеся среднего звена (плакат с прямоугольным треугольником и теоремой Пифагора).

И. Дырченко “Теорема Пифагора”

Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путем
К результату мы придем.

Ведущая 2:

Кто по преданию, из великих геометров древности сказал Вражескому солдату пришедшему убить его: “Не тронь моих кругов”?

Две ученицы с портретом Архимеда:

Это слова Архимеда(ок. 287-211 гг. до н.э.), погибшего при захвате римлянами его родного города Сиракузы. Архимед своими изобретениями оказывал большую помощь защитникам Сиракуз. В частности, он создал мощную метательную машину. Слава Архимеда была настолько велика, что о нем сложилось много легенд, дошедших до наших дней. В одной из них, например, утверждается, что Архимед изобрел сильные зеркала, с помощью которых на расстоянии были сожжены корабли противника. Когда пришел римский солдат, Архимед был увлечен решением какой-то геометрической задачи, чертеж которой был сделан на песке. Погруженный в свои размышления, он даже забыл о происходящий событиях. Неприятельский военачальник отдал приказ во что бы то ни стало сохранить жизнь Архимеду при захвате Сиракуз. Солдат, убивший Архимеда, или не слышал этого приказа, или не знал, что это за человек, и был наказан. Архимеда настолько уважали его враги, что римский военачальник окружил почестями его семью.

Архимед – один из величайших умов древности – известен многими изобретениями и открытиями в области математики и механики, но сам, по-видимому, больше всего ценил свою работу о свойствах цилиндра и шара. Он установил, что объем шара равен двойному объему конуса с радиусом основания, равным радиусу шара, и высотой, равной диаметру шара, или двум третьим объема цилиндра с таким же радиусом основания и такой же высотой. Эти три тела с данными соотношением размеров называют “телами Архимеда”. Если их взять полыми, то пересыпанием, например, песка можно опытным путем установить, что цилиндр втрое больше, чем конус, и что пространство, оставшееся в цилиндре свободным после пересыпания в него содержимого шара, равновелико конусу.

Ученик 4:

Д. Кедрин “Архимед”

Нет, не всегда смешон и узок
Мудрец, глухой к делам земли:
Уже на рейде в Сиракузах
Стояли римлян корабли.

Над математиком курчавым
Солдат занес короткий нож
А он на отмели песчаной
Окружность вписывал в чертеж.

Ах, если б смерть – лихую гостью –
Мне также встретить повезло,
Как Архимед, чертивший тростью
В минуты гибели – число!

Ученик 5:

К. Анкудинов “Смерть Архимеда”

Он был задумчив и спокоен
Загадкой круга увлечен…
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.

Чертил мыслитель с вдохновеньем,
Сдавил лишь сердце тяжкий груз:
“Ужель гореть моим твореньям
Среди развалин Сиракуз?”.

И думал Архимед: “Поникну ль
Я главой на смех врагу?”.
Рукою твердой взял он циркуль,
Провел последнюю дугу.

Уж пыль клубится над дорогой,
То в рабство путь, в ярмо цепей.
“Убей меня, но лишь не трогай,
О, варвар, этих чертежей!”.

Прошли столетий вереницы,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит

Ведущий 1:

А теперь вспомним шуточные вопросы и задачи, некоторые математические анекдоты.

Ученик 6:

Павлик пришел к своему другу Коле. “Что же ты не был у нас вчера? – спросил Коля. – Ведь вчера моя бабушка праздновала день своего рождения”. “Я не знал, - сказал Павлик. – А, кстати, сколько лет твоей бабушке?”. Коля ответил замысловато: “Моя бабушка говорит, что в жизни не было такого случая, чтобы не отмечался ее дань рождения. Вчера она праздновала этот день в пятнадцатый раз. Вот и сообрази, сколько лет моей бабушке?”

Попробуйте и Вы ответить на этот вопрос, а также назовите число и месяц, когда происходил разговор друзей. Ответ: бабушке 60 лет . День рождения у нее 29 февраля.

Ученик 7:

Знаменитому математику Остроградскому пришла в голову какая-то необыкновенно заманчивая математическая идея в тот момент, когда он шел по одной из петербургских улиц. Немедленно он стал покрывать формулами то, что считал черной доской, предназначенной для записи вычислений. Неожиданно доска стала удаляться от него. Оказалось, что это не классная доска, а карета. Изумленный математик, догоняя карету, стал кричать кучеру. “Постой! Куда спешишь? Я сейчас!”.

Ученик 8:

Учитель на уроке геометрии, рассмотрев точку, затем отрезок как фигуру, определяемую двумя точками, хотел перейти к рассмотрению треугольника как фигуры. Определяемой тремя точками. Он сказал, обращаясь к классу: “Итак, ребята, мы с вами рассмотрели точку, как две точки. Какую фигуру, по-вашему, мы должны начать теперь изучать?” “Запятую!” - дружно ответил класс.

Ученица 9:

С. Ковалевская “Если ты в жизни..”

Если ты в жизни хотя на мгновенье
Истину в сердце твоем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Что бы в решенье своем неизменном
Рок ни назначил тебе впереди,

Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.

Ведущий 2:

Послушаем стихи о известных всем математических терминах:

Ученица 10:

Стих о производной (из учительского фольклора)

Ученик 11:

Гимн гипотенузе

Как символ вечного союза, как вечной дружбы знак простой,
Связала, ты, гипотенуза, навеки катеты собой.
Путей окольных не считая и древней истине верна,
Ты по характеру прямая и по обличию тонка.

Хранит тебя безмолвно, чинно углов сторожевой наряд
И копья вечные вершины по обе стороны грозят.
Путей окольных не считая и древней истине верна,
Ты по характеру прямая и по обличию тонка.

И если двоечник, конфузясь, немеет пред твоим лицом,
Пронзи его, гипотенуза, своим отточенным концом!

Ученик 12:

Н. Глазков “Циркуль”

Танцевальное вращение
Совершеннейшей ноги,
И круги, круги, круги,
Вызывали восхищенье.

Балерина создавала
Точный круг в один момент,
Подивился ей немало
Достославный геометр.

О прекрасной балерине
Вспоминал частенько он -
Не по этой ли причине
Циркуль был изобретен.

Логическая пауза (миниатюра).

Ученик 13:

Ученик старшего возраста спрашивает у младшего школьника:

- Cколько будет: пять, умноженное на четыре, плюс три?

- Двадцать три, - отвечает тот.

В это время на плакате демонстрируют запись 5*4+3=23:

- Неверно. Это будет тридцать пять.

Демонстрирует запись: 5*(4+3)=35, а затем снова спрашивает:

- А сколько будет: пять, умноженное на четыре, плюс три?

- Тридцать пять.

- Неправильно. Теперь это будет двадцать три.

Ученица 14:

О. Юрков “Учитель”

Я помню вам, учитель математики,
Ваш долгий вздох из глубины души,
Походку, взгляд пронзительный, внимательный,
Как будто говорящий: “Дореши!”.

Вы были сам Евклид, само пространство!
Тень Сиракуз вам на плечи легла!
Вы без труда доказывали равенство
И вычисляли градусы угла.

Теория в беседу превращалась,
Галактика летела по кривой,
Окно светилось, а доска вращалась,
Швыряя цифры книзу головой.

Ошибка исправлялась, так нелепа
Биномы плыли, словно корабли.
А за окном скворцы просили хлеба,
Намокший хлеб клевали воробьи.

Коническая клумба возле школы
Сияла первозданной чернотой,
И алгеброй сражённые глаголы
Глотали дым за огненной чертой.

Давно ушли те годы, те проблемы,
Но этот дым я в сердце берегу.
Доказанные с детства теоремы
До старости забыть я не смогу

Песня в исполнении старшеклассниц на мелодию “Там где речка, речка Бирюса…”.

Нас учили, нас учили
Математике простой.
Научили, научили
Как пример решать любой.

И задачи мы решали,
Что трудней бывало нет,
И учитель помогал нам
Верный вывести ответ.

Очень трудная наука
Математика для нас.
Но учится в наше время
Нужно каждому из нас.

Эту песню неспроста
Спели мы, друзья, для вас,
Ведь ракеты не летают
На Луну сейчас без нас!

Ученик 15 (с плакатом на груди яркая красивая цифра 7):

Число семь!

Овладение счётом долго находилось в стадии: один, два, много. Позже “много”- это уже семь и больше. Следы этого находят и в наше время в пословицах, поговорках, стихах о числе семь, где “семь”-математический символ множественности. Например в поговорках “Одним махом семерых убивал”, “Один с сошкой, семеро с ложкой”, “Семь бед, один ответ”, “Лук - от семи недуг”, “Сам дерусь, семерых не боюсь”, “Семеро одного не ждут”, “Семь чудес света”.

Ведущий 1, Ведущая 2:

Отгадайте:

1. Если два петуха закричат изо всех сил, то человек проснётся. Сколько петухов должно закричать, чтобы проснулись 4 человека? (2)

2. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (30)

3. Что тяжелее килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных? (килограмм гривенников)

Ученик 16:

У Ньютона было две кошки, которые привыкли по утрам рано будить своего хозяина. Чтобы обе кошки – большая и маленькая – могли выбегать во двор, не потревожив хозяина, ученый пропилил в двери два отверстия по размерам животных. Когда на следующий день он рассказал об этом соседу, тот практично заметил, что достаточно одного большого отверстия. “А ведь и верно! - воскликнул Ньютон. - Мне бы эта мысль не пришла в голову”.

Ученик 17:

Известный математик Боссю умирал без сознания. Никто из окружающих его родных не мог добиться ответа ни на один вопрос. Вошел друг умирающего, ученый Конпертью. Ему объяснили положение. “Погодите, я заставлю его ответить. Скажите-ка мне квадрат двенадцати!” “Сто сорок четыре”, - отвечал Боссю. Это были его последние слова.

7 учащихся завершают Вечер.

Хором:

Мы числа, суммы, дуги.
Нас очень, очень много,
Мы все друзья и слуги
Волшебного "двурога".

1 ученик:

Наш юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Увидеть наш концерт и … "бал",
Умом своим на все взглянуть.

2 ученик:

Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал.
Ты вспомнишь также и Ньютона,
Бином, которого познал.

3 ученик:

Пусть в памяти воскреснул Архимед,
Сраженный за великий творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья

4 ученик:

Тебе знаком талантливый Декарт,
Систем координат создатель
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.

5 ученик:

Велик и ныне Чебышев - титан,
А Софья Ковалевская - чудесная "русалка".
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.

6 ученик:

Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживут теперь тысячелетья.

7 ученик:

Запомни то, что Гаусс всем сказал:
"Наука математика-царица всех наук"
Не зря, поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.

Хором:

Мы наши познанья расширить хотим,
Мы все математику любим.
В быту и в науке, в труде и борьбе
Дает математика знать о себе!