Наши дети – это наша старость, |
Программа воспитания представляет собой содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности педагогов по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью.
Цель воспитательного процесса в школе – создание гуманной образовательной среды, необходимых и достаточных условий для личностного роста каждого ребенка в образовательном, коммуникативном, нравственном и мировоззренческом аспектах.
Педагогическая миссия в процессе воспитания – формирование личностно и общественно-значимых ценностей учащихся через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение и взаимодействие учителей, учащихся и родителей.
Задачи воспитательного процесса в школе:
- Совершенствование форм работы классных руководителей, педагогов дополнительного образования, социально-психологической службы школы с учащимися.
- Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса и системы дополнительного образования в школе.
- Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений.
- Укрепление здоровья детей средствами физкультуры и спорта, формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, разработка и реализация школьной программы «Школа – территория здоровья».
- Формирование у каждого учащегося профессионального самосознания. Разработка и реализация программы профессиональной ориентации в 1–11 классах.
- Профилактика правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, предупреждение наркомании среди подростков, максимальное привлечение детей группы "риска" к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций.
- Воспитание личности широко образованного, высоконравственного, глубоко мыслящего человека, с независимым, самостоятельным мышлением, новым сознанием, морально-нравственными ценностями, с устойчивой гражданско-патриотической позицией, ориентированным в современных условиях жизни, способного к сотрудничеству и прогнозированию своих поступков.
Актуальность:
Необходимость социальной адаптации личности поднимает проблему воспитания
честных и неравнодушных людей, проявляющих заботу о себе, об окружающих.
Единственная школа, в которой можно научиться гражданственности – это живая
жизнь с ее трудностями и противоречиями с одной стороны и как неотъемлемая часть,
другая сторона, – радость познания, свободного творчества, естественной доброты,
товарищества. Чем раньше человек начинает жить такой жизнью, тем лучше, тем
быстрее он станет личностью. Такой строительной площадкой для личности являются
самоуправление, самодеятельность, саморегуляция, самостоятельность, проведенные
через социально-педагогические программы сотрудничества детей, выводящие
личность на этап саморазвития, социальной зрелости.
Гипотеза:
Согласно представлению о фундаменте высокого уровня воспитанности, культуры,
образования, общественной сознательности, внутренней зрелости человека,
закладываемого школой, сегодня недостаточно научить человека грамоте, основам
наук. Воспитать Человека – задача куда сложнее. Значит, необходимо вычленить из
контекста многоплановой, многообразной, многоцветной, противоречивой жизни в ее
культурных достижениях ключевые ценности, характеризующие достойную Человека
жизнь, а также расположить их в последовательности, как бы проецируя
последовательное, согласно возрастному развитию, разворачиванию осмысления
ребенком жизни как таковой. Это приведет к формированию значимых социальных
свойств и качеств личности.
Нововведения в воспитательной системе школы-интерната:
- Разработка и реализация школьной программы «Школа – территория здоровья».
- Разработка и реализация программ внеурочной деятельности в рамках муниципального эксперимента ФГОС НОО.
- Разработка и введение курса профессиональной ориентации учащихся в 1–11 классах «Сто дорог – твоя одна».
- Создание программно-методических продуктов по сопровождению процессов развития и воспитания личности разных категорий обучающихся (учащихся КМНС, одаренных учащихся, учащихся с ОВЗ)
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Школа – это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей. (Схема 1. Рисунок 1, см. Приложение 1)
Принципы деятельности
(Рисунок 2, см. Приложение 1)
Задача создания единой воспитательной среды состоит в развитии основных потребностей ребенка:
Ядром воспитательной системы является школьный коллектив, представляющий единство педагогического и ученического коллективов. Педагоги и дети – это субъекты воспитательной системы. Они конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Создание, развитие системы и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.
Школьный коллектив при этом не следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы.
Вместе педагоги, учащиеся, родители и социальное окружение школы создают воспитательную среду образовательного учреждения. Поэтому наша школа – интернат особое внимание уделяет вопросу организации сотрудничества с социумом.
В текущем учебном году необходимо продолжить активную работу с организациями, способствующими социализации учащихся. Популяризировать блок дополнительного образования школы – интерната и учреждения дополнительного образования поселка среди учащихся и родителей через родительские собрания, школьную прессу, организацию выставок и показательных концертных выступлений.
Сроки реализации:
- 1 этап – подготовительный, 2010–2011 учебный год.
- 2 этап – организационно-постановочный, 2011–2012 учебный год.
- 3 этап – преобразующий, поэлементное внедрение программы, 2012–2013 учебный год.
- 4 этап – обобщающий, 2013–2014 учебный год.
- 5 этап – итоговый, реализация программы в целом и определение эффективности, 2014–2015 учебный год.
Мониторинг (отслеживание результативности и эффективности программы):
- Уровень воспитанности ученика.
- Развитие детского ученического коллектива.
- Социальная активность личности (социальная зрелость).
- Адаптация выпускника школы.
- Толерантность личности к себе, к окружающему миру.
- Диагностика развития ученика по всем направлениями воспитывающей деятельности.
Ожидаемый результат
Общий ожидаемый результат: добиться высокой конкурентоспособности и
профессиональной мобильности выпускников основной и средней школы на рынке труда.
Выполнение центральных воспитательных задач по ступеням обучения:
I ступень.
Девиз учебно-воспитательной деятельности: «Школа для
ребёнка».
За время обучения в начальной школе у ребёнка должно быть сформировано позитивное отношение к
- собственной жизни и здоровью;
- общественному труду и творчеству;
- прекрасному вокруг;
- школе как второму дому;
- себе, как полноправному гражданину в обществе;
- себе, как к развивающейся личности;
- родному краю, Родине, народным традициям, обрядам, обычаям.
Выпускник начальной школы должен осознавать своё «Я» и понимать свою роль в классном коллективе. Иметь портфолио достижений и личностного роста.
II ступень.
Девиз учебно-воспитательной деятельности: «Личность
ребёнка – главная ценность и основной объект для педагога и родителя».
В основной школе должно произойти приращение личностного роста учащихся через:
- осмысление значимости приобретения знаний, умений, навыков;
- формирование нравственно-эстетических потребностей, жизненных ценностей;
- стремление к здоровому образу жизни;
- становление гражданской позиции;
- развитие активной творческой самореализации;
- формирование навыков общения и совместной деятельности.
Выпускник основной школы должен занять свою позицию в классном коллективе, иметь сформированные нравственные и морально-этические нормы и чувство ответственности.
III ступень.Девиз учебно-воспитательной деятельности: «Уважение человеческого достоинства»: воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, личности, ориентированной на нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии своей стран
Задачи в сфере обучения и воспитания в нашей школе тесно переплетаются, так как урочная деятельность одновременно является и воспитательной. Основным воспитательным принципом является доверие к ребенку, личностно-ориентированные отношения учителя с учениками, педагогика сотрудничества.
Конечным результатом воспитательной работы является модель выпускника, к которой стремится весь педагогический коллектив школы-интерната. Рисунок 3, 4, 5, см. Приложение 1
У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без
этого у вас все, начиная с правителей государства,
будут лишь жалкими рабами. |
Особую роль среди субъектов воспитательной работы играет учитель – классный руководитель. Педагог перестаѐт быть простым транслятором знания и норм поведения, он становится партнером, соратником всех субъектов воспитательной системы. Современное образование требует от учителя постоянного повышения профессионально-педагогической компетентности.
Под профессионально-педагогической компетентностью понимается совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях наилучшего решения педагогических задач. По мнению исследователей, профессионализм педагога это результат творческой деятельности личности, которая способна продуктивно, грамотно решать образовательные и воспитательные задачи.
Воспитательные функции в МКОШИ призваны выполнять все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении этих задач принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. Повышению ППК классных руководителей способствует школьное методическое объединение классных руководителей.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение воспитательного процесса в школе-интернате связано, прежде всего, с деятельностью школьного методического объединения классных руководителей.
Основные задачи методического обеспечения воспитательной работы в школе – интернате:
- повышение правового, теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитательной работы;
- апробирование современных воспитательных технологий и знаний современных форм и методов работы;
- координация планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.
Новые педагогические технологии, используемые в воспитательной работе |
Педагогика сотрудничества. Целевыми ориентациями данной технологии являются: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку; единство обучения и воспитания.
Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
– идея включения детей в улучшение окружающего мира;
– идея соучастия детей в воспитательном процессе;
– коллективно-деятельностный подход к воспитанию;
– комплексный подход к воспитанию;
– личностный подход, одобрение социального роста детей.
Технология проектной деятельности (метод проектов). В ее основе лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Несомненно, успешная реализация любой воспитательной системы невозможна без качественного, квалифицированного социально-психологического обеспечения. Социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса в школе осуществляет социально-психологическая служба.
Социально-психологическая служба школы– интерната представлена социальными педагогами, педагогами-психологами. Специалисты социально-психологической службы работают с отдельным ребенком, с группой учащихся, с родителями.
Основное назначение службы – это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ
Практическое направление: диагностическая работа с детьми, с педагогическим коллективом и родителями. Проведение психологического анкетирования и опросов педагогического коллектива по конкретным запросам. | Консультирование: обучающихся, родителей, педагогов, профконсультирование обучающихся старших классов, коррекционно-развивающая работа. |
Организационно-методическое направление.
Проведение семинаров (информационных и обучающих) с целью
повышения психологической компетентности педагогов. |
Коррекция социального поведения подростков.
Включение детей с девиантным поведением в активную повседневную школьную и творческую деятельность. Развитие социальной активности. Развитие самоконтроля, самооценки, самоотношения, саморегуляции в соответствии с нравственными, правовыми нормами общества. Формирование жизненных целей, планов. Развитие целостного отношения к окружающей действительности. |
Управление воспитательным процессом
Динамика общественной жизни имеет очевидную тенденцию к ускорению. Поэтому школа не может развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях. Управление образовательным учреждением – это целенаправленная, организованная система действий по обеспечению эффективной деятельности всех участников образовательного процесса с целью сохранения, развития и адаптации ее к изменяющимся условиям.
Качественное управление воспитательным процессом обеспечивает интеграцию и взаимопроникновение всех звеньев системы воспитания, оказывающих влияние на личность ученика. (Рисунок 6, см. Приложение 1)
Управление воспитательным процессом в МКОШИ Мыскаменской школе – интернате строится в контексте компетентностного подхода и реализуется через традиционные и инновационные формы работы с активным применением информационно-коммуникативных технологий.
Цель и задачи воспитательного процесса реализуются в следующих направлениях работы школы:
– интеллектуальное воспитание
– духовно-нравственное воспитание
– гражданско-патриотическое и правовое воспитание
– формирование здорового образа жизни
– развитие детского самоуправления
– профориентация.
Подпрограммы, реализуемые в рамках данных воспитательных направлениях:
– подпрограммы «НОУ «ПОИСК»;
– подпрограмма «Подросток, семья и школа»;
– подпрограмма «Гражданин – патриот»;
– подпрограмма «Школа – территория здоровья»;
– подпрограмма «Лидер»;
– подпрограмма «Сто дорог – одна твоя»
– подпрограмма «Путешествие на Край Земли»(Рисунок 7, см. Приложение 1)