Корень. Родственные слова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение определять в слове корень;
  • формировать представление о родственных словах, корне слова, однокоренных словах;
  • учить выделять корень в однокоренных словах;
  • развивать чувство сотрудничества, взаимопомощи.

Задача: cоздать условия для комфортности ученика на уроке.

Оформление доски:

левая часть:

  • корень,
  • родственные слова,
  • однокоренные.

правая обратная часть доски:

Корень слова - значимая часть,
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.

Наглядность: карточки, толковый словарь. Приложение 1.

Ход урока

1. Чистописание.

Бб

Какие звуки обозначает буква?

Дайте характеристику этим звукам. Березонька, березка, подберезовики, березовый, березняк. Записать слова.

Прочитайте слова, записанные на доске. На какие вопросы они отвечают?

Определите часть речи.

Чем интересны эти слова?

От какого слова они произошли? (Береза)

II. Послушаем сказку “Семья слов”.

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, у него появлялись слова - веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то еще их назвали родственными.

Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.

Почему сказка называется “Семья слов”? Какие главные слова вы выделили бы из этой сказки? Корень, родственные, однокоренные (открывается запись на доске). Что такое корень вообще?

В “Толковом словаре” несколько значений этого слова. Послушайте.

  1. Подземная часть растения, с помощью которой он укрепляется в почве и получает питание. “У дерева засыхают корни”.
  2. Начало, источник, основа чего-то. “Корень учения горек”.
  3. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, когтя. “Зуб вырвали с корнем”.
  4. Основная часть слова. Корень - “ход” в словах: выход, заходи, переход, проходить.

- На уроке мы будем использовать какое значение этого слова?

Корень - основная часть слова.

- Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока?

Мы разобрали значение слова “корень”, что обозначает слово “родственные” по-вашему мнению?

Это родственники, близкие по смыслу слова. Обратимся к учебнику с. 65, как автор называет родственные слова. Что же за слова записаны на доске?

- Почему вы так думаете?

(Произошли от одного слова “береза” и имеют одинаковую общую часть). Из глубокого уважения к родителю однокоренные, родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный

- Давайте выделим корень в родственных словах.

III. Работа с учебником.

1. Стр. 60, упр. №1. Обратимся опять к сказке. Сначала посмотрите на рисунок, о чем
будем читать? (О грибах)

Чтение сказки.

На лесной поляне встретились большой белый гриб-боровик и маленький грибок -подосиновик. Завели они свои грибные разговоры. Вдруг раздались голоса грибников... Подумайте, почему боровик - гриб, а подосиновик - грибок? Кто такие грибники? Есть ли родственные слова в сказке? Назовите их, почему их называют родственными? Карандашом выделите корень в этих словах. Что же общего в значении родственных слов? (Корень)

2. Автор нашего учебника, Лидия Михайловна Зеленина, дает объяснение этого слова. Стр. 64. Читаем.

Общая, главная часть родственных слов называется корнем.

- Почему общая? (Во всех родственных словах).

- Главная? (Без корня нет слова).

3. Проверим это на группе родственных слов. Упр. 4, читаем скороговорку три раза “про себя”. Чтение вслух.

Задание по вариантам. Подобрать родственные слова к выделенным в скороговорке словам.

1 вариант - кот,

2 вариант – козочка:

используя слова: корова, котище, коза, баран, котенок, козел, овца, козленок, теленок.

4. Самостоятельная работа.

5. Проверка.

Защищать свой вариант будут Лида и Регина, записывая слова в столбик. Самостоятельно выделите корень в родственных словах.

- Какой корень выделили учащиеся:

1 варианта? (Кот)

2 варианта? (Коз)

IV. Вывод.

Прочитаем текст, записанный на доске. Объясним значение каждого предложения.

Корень слова - значимая часть (без корня нет слова).

Над словами родственными держит власть (главная часть).

Выясни умело линию родства - однокоренные подбери слова (близость по смыслу).

Физминутка

V. Дома в предложениях найдете родственные слова слову “лес”, выделите в них корень.

Запишите в судовые журналы домашнее задание: стр.61,  №2.

VI. Сейчас дружная работа в группах. Вспоминаем правила работы:

  • будь внимателен;
  • помогайте друг другу;
  • работай тихо, чтобы не помешать другим группам.

В данном тексте найти родственные слова, выписать их на чистый лист, выделить корень. (Группам выдаются тексты – приложение)

VII. Проверяем работу в группах с записью на доске (обратная сторона доски).

снег вода рыба
заснеженный заводь рыбалка
снежная подводное рыбаки
снежки водяной рыбку
снеговой водичкой рыбешку
снеговик водопровод рыбный
снежинки рыбацкая
снегурке рыбачкам
подснежники

1. Снега, рыбу - это однокоренные слова?

Нет. Это форма слова, потому что основа слова не изменилась. Снег, снега; рыба, рыбу;

2. Лидеры групп, оцените работу каждого ученика (оценки комментируются).

VIII. - Кто сегодня чувствовал себя уютно на корабле?

У кого не испортилось настроение?

А хотите его поднять? Послушайте стихотворение С. Иванова “Родственники”.

- Вы кто такие?

Я - Гусь, это - Гусыня, это - наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тетя - Гусеница.

Права ли Гусеница? Почему ее нельзя принять в эту семью родственных слов? (Ответы детей)

IX. - Что нового узнали на уроке?

- Поднимите руку, кому было интересно.
Поблагодарите друг друга за помощь.

- Ребята, спасибо за работу!