Внимание мировой общественности на протяжении последних десятилетий прикована к проблеме терпимости и взаимоотношению людей разных культур. Это отразилось и в принятии многих международных документов, деклараций и конвенций. В 1974 году в Париже были разработаны рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира, воспитание в духе уважения прав человека и основных свобод. В 1993 году в Монреале был принят “Всемирный план действий по воспитанию в духе прав человека и демократии ”.
Система образования и воспитания видится как реально действующая сила в осуществлении поставленных задач. Формирование общей культуры личности и взрослого, и ребенка понимается нами как культура мира, включающая совокупность этических норм и ценностей, отношение к другому и окружающему, поведения и образа жизни, в которой находиться выражение:
- уважение жизни человеческой личности, ее достоинства и прав;
- отказ от насилия и его недопущения;
- приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, толерантности; понимание и принятие различий между людьми в культуре, в убеждениях и верованиях, взаимопонимание, как между разными народами, так и между этническими, религиозными и иными группами.
Таким образом, культура мира и воспитания толерантности может быть только активным и творческим, представляя собой определенную систему убеждений, определенную мораль и определенное коллективное и индивидуальное умонастроения, образ бытия, существование действий и реагирования.
Описание проекта
В целях реализации проекта “Добрый мир” необходимо пересмотреть баланс “культура – мир – толерантность – образование - индивид” в том смысле, что культура мира трактуется как результат исторического развития общества; толерантность – как терпимость к иного рода взглядам привычкам, необходимо по отношению к особенностям различных народов, наций и религий, является признаком уверенности в себе сознания надежности своих собственных позиций; образование как генетический код общества и культуры; индивид рассматривается с позиции творческой и свободной личности.
Одним из авторов программ по формированию у школьников толерантного сознания, В.В. Глебкин, отмечает, что сложно быть миролюбивым по не воле , постоянно ожидая за отклонение от навязанных тебе норм миролюбия и уважение к другим отнюдь не миролюбивого удара палкой”. У ребенка необходимо выработать определенную модель поведения, установку на толерантность.
В литературе появляется новый термин – педагогика толерантности, трактуемый как приобщение молодого поколения к искусству бесконфликтности, к умению жить в “мире непохожих людей и идей”.
Таким образом, важнейшей целью воспитания толерантности является утверждение безоговорочной ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности, а также подготовка окружающего ребенка пространства и пониманию изменения установок на взаимоотношения людей.
“Воспитывайте наших детей и молодежь в духе открытости и понимания других народов, их многообразных культур и истории, в духе основополагающих принципов общности человечества. Прививайте грядущим поколениям чувства альтруизма, открытости и уважения к другим, солидарности и сопричастности, на основе духа незыблемости своей самобытности и способности к признанию множественности существования в различных культурных и социологических контекстах”, с таким обращением к главам государств и правительств мира. Мэрам городов и деревень, журналистам, чиновникам ответственным за образования, и учителям почти десять лет назад выступил бывший Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. Таким образом, в данный момент толерантность призвана стать социальной нормой.
Перед современной педагогикой и психологией стоит задача создания “портрета” личности, обладающей толерантным сознанием. Следующим образом формирует в своей работе основные психолого-этические характеристики, которыми ей необходимо обладать, Н.А. Асташов. К ним он относит:
- гуманность как неограниченную веру в силу добра в межличностных отношениях и в самоценность внутреннего мира человека, не допускающего никаких форм насилия;
- рефлексивность как способность осмысливать личностные особенности, видя в них плюсы и минусы, соотносить их с толерантным мировоззрением;
- ответственность за принятие решения и их реализацию, защищенность как поддержка и понимание других людей;
- гибкость как способность корректировать систему отношений в зависимости от условий и обстоятельств;
- уверенность в себе и своих силах;
- самообладание;
- вариативность в подходе к окружающей действительности, способность правильно оценивать ситуацию и принимать нужное решение;
- перцепция как умение наблюдать за людьми, эмпатия как способность представить себя на месте другого человека, понять его поступки и образ мыслей;
- чувство юмора;
Именная такая личность может быть носителем подлинного толерантного сознания, опираясь на свои убеждения, руководствуясь ими в жизни, а не придерживаясь лишь “философской ”точки зрения.
Министерством образования РФ была предложена и реализована федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания ”. Целью данной программы является “формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп как основы гражданского согласия в демократическом государстве ”.
В рамках реализации мировых и государственных установок на воспитание толерантного поведения детей дошкольного возраста предлагаем проект программы, которая называется “Добрый мир”.
Данная программа нацеливает на последовательность введение ребенка в мир доброжелательных отношений.
Цель - помочь ребенку дошкольного возраста осмыслить основные ценности и смыслы жизни в мире с другими людьми.
Основными задачами в программе являются:
1. Формировать у детей представление о себе как о уникальной, самоценной, неповторимой личности.
2. Развитие представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделяя сходства и различия.
3. Ознакомление с окружающим миром, с традициями и особенностями культуры, бытом, укладом народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.
4. Воспитание активной жизненной позиции.
Эти задачи решаются в процессе бесед, изобразительной деятельности, просмотра фильмов, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр и других формах.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявление существенных признаков.
Программа предусматривает построения содержания с опорой на принцип региональной образовательной политики: многоаспектности в раскрытии специфики региона, сотрудничества на основе развития партнерских отношений между всеми субъектами образовательного процесса, компетентностного подхода, реализации требований личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности, раскрытии человекотворческой сущности всего познавательного процесса.
Поскольку дети дошкольного возраста обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, в структуру и содержание проводимых занятий необходимо включать дифференцированные занятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них.
Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра, поэтому занятия проводятся в игровой форме. Большое внимание в программе уделяется развитию образного мышления и творческих способностей детей.
Разработанная программа включает три больших раздела. Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, хотя каждый из них имеет свою специфику, свою воспитательно- образовательную ценность:
“Я - человек”.
“Я в кругу друзей”.
“Я и моя семья”.
В содержании программы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста включен блок работы с родителями – “Мой дом”. См. Приложение 1.