Цели урока:
- Развитие умений анализировать, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщение.
- Расширить знания учащихся о деревьях.
- Обобщить знания учащихся о правилах речевого этикета (работа в группах).
- Формировать умение четко, полно, широко излагать свои мысли.
- Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть прекрасное в окружающей природе.
- Воспитывать экологическую культуру учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок, мы совершим увлекательное путешествие по храму Природы.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
II. Работа по теме урока.
Наше путешествие состоит из двух частей. Сначала мы познакомимся с произведением К. Д. Бальмонта «Осень», а потом отправимся на осеннюю экскурсию, где впервые экскурсоводами будут сами дети.
Возьмёмся за руки, пожелаем всем успеха, удачи, добра на уроке.
Слово учителя о К. Д. Бальмонте.
Сто лет назад в Росси с восторгом читали стихи Константина Дмитриевича Бальмонта, он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени.
Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провёл в имении отца в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.
Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом и воспел в стихах красоту русской природы.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Вот что писал он из Франции:
«Я рад, что я родился русским, и никем иным быть не хотел. Я люблю Россию. Ничего для меня нет прекраснее и священнее. Сердце здесь сжимается».
Подготовка к восприятию стихотворения.
Стихи Бальмонта называют певучими, музыкальными.
Есть такая пора в сентябре, когда лето уже кончилось, а осень ещё не пришла. Стоят прекрасные дни, и понимаешь, что это неожиданный подарок природы, потому что по календарю уже осень. Такие дни называют у нас бабьим летом.
Почему? Потому что бывает такое время в жизни женщины, когда лет ей уже немало, а выглядит она молодой и красивой. Вот и сравнивают эти сентябрьские дни с таким временем жизни женщины.
Видимо такую пору изобразил Константин Бальмонт в стихотворении «Осень».
III. Продолжение работы по теме урока.
1. Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, почему поэту кажется, что осень пока спит? (Ответы детей.)
2. Давайте прочитаем ещё раз стихотворение, чтобы почувствовать красоту родной природы.
3. Чтение стихотворения и ответы на вопросы.
- Какие приметы осени заметил поэт?
- Какие строки стихотворения говорят о красоте природы? («Все деревья блистают в разноцветном уборе», «солнце смеётся», «поспевает брусника».)
- Почему автор название времени года «Осень» написал с заглавной буквы, ведь мы так не пишем? (Автор наделяет Осень человеческими качествами: она может спать и плакать.)
- Как называется приём, когда поэт изображает неживое как живое? (Олицетворение.)
- О чём хотел сказать поэт, написав, что Осень заплачет спросонья?
- Давайте прочитаем последнюю строфу и послушаем, что приговаривала плачущая осень, как она плачет.
- Мне кажется, что она плачет так: «О-о-о-о, а-а-а-а». Почему мне так показалось?
СОлнце реже смеЁтся,
Нет в цветах бл(А)г(А)вОнья.
СкОр(А) Осень пр(А)снЕтся,
И заплачет спр(А)сОнья.
- А теперь плавно и легко прочитаем рифмующиеся слова:
- холодНЕЕ – грустНЕЕ, улетаЮТ – блистаЮТ.
- Прочитайте друг другу стихотворение так, чтобы подчеркнуть музыкальность и певучесть.
4. Продолжение работы по теме урока.
- Осень бывает разная – солнечная и пасмурная, но всегда она щедрая и прекрасная.
- А теперь мы отправимся на экскурсию «В гости к осенним деревьям», где ребята впервые сами будут проводить экскурсию (работать экскурсоводами).
- Они представят свои проекты:
- Поляна «Хоровод берёз».
- Поляна «Солнечная» (встреча с дубом-великаном).
- «Плакучие ивы».
- «Интересное дерево – клён».
- Поляна «Рябиновая».
IV. Подготовка к проведению экскурсии.
Формулирование правил речевого поведения.
Работаем мы сегодня группами. У нас с вами пять групп и пять экскурсоводов. Каждый участник выполняет сегодня определённые функции по отношению друг к другу: экскурсоводы – слушатели. Перед каждым стоят определённые задачи.
- Давайте вместе подумаем – какие задачи у экскурсоводов и какие у слушателей?
Задачи экскурсоводов: быть спокойным, доброжелательным, не волноваться, следить за своей речью. Интересно провести экскурсию, уметь задавать и отвечать на вопросы своих товарищей.
Задачи слушателей: быть внимательными, не перебивать, запомнить интересные факты из жизни деревьев, чтобы потом применить свои знания на других уроках.
- Правильно ребята. Вы должны быть очень внимательными, уважать своих товарищей (экскурсоводов) и выполнять правила речевого этикета.
- Давайте вместе вспомним правила речевого поведения и сделаем вывод о том, как правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему.
Учащиеся с помощью учителя составляют правила речевого поведения.
Говорящий:
- говорить спокойно;
- смотреть доброжелательно;
- наблюдать за реакцией слушателей;
- грамотно задавать вопросы;
- следить за своей речью.
Слушающий:
- взглядом, мимикой показывать внимание, интерес;
- сосредоточиться на том, что говорит экскурсовод;
- не перебивать свих товарищей;
- не задавать вопросы во время экскурсии;
- помочь товарищу, если ему понадобиться помощь;
- стараться понять не только слова, но и чувства говорящего.
- Постройтесь по своим командам, возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом успеха, понимания, удачи.
V. Подведение итогов после экскурсии.
- Понравилась ли вам экскурсия?
- Что бы вы пожелали ребятам-экскурсоводам?
Основные цели и задачи, которые ставит перед собой учитель при подготовки к интегрированному уроку.
Цель: развитие и совершенствование речевых навыков и культуры речевого общения учащихся.
Задачи:
- Развивать все навыки речевой деятельности: умение писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться русским языком в различных ситуациях речевого общения.
- Сформировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой (умение определять главную мысль текста, находить в нём опорные слова, видеть смысловые части текста и т.д.).
- Развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры.