Цели:
- Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол», преобразовать знания учащихся по теме «Временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов», учить определять временные формы глагола.
- Развивать умение видеть в тексте художественного стиля изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвостилистического анализа текста.
- Учить работать со словом как с точки зрения грамматической, так и функционально-семантической.
- Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, искусству, культуре.
Оборудование: учебники «Русский язык. 5 класс» (под ред. М.А. Разумовской, 2009), толковый словарь, словарь иностранных слов, карточки с текстом, таблицей, репродукции картин на тему «Весна», фрагмент произведения П.И. Чайковского «Времена года» («Песня жаворонка» или «Подснежник»).
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1.Синтаксическая разминка. Предложения на доске:
– Перед нами два предложения, они объединены общей темой, какой? (Весна. Приход весны.). Эта тема поможет сегодня вспомнить известные вам с начальной школы сведения о глаголе и подробнее поговорить об одном из его непостоянных признаков – времени .
– Запишем дату и тему урока: «Времена глагола».
– Прочтем еще раз предложения.
– Приведите синоним к слову орошенные (облитые, обрызганные, покрытые каплями).
– Как вы представляете себе непочатые сугробы (еще не тронутые солнцем, не начинавшие таять). Слово непочатые – разговорное, обозначает «полный, еще не начатый, не тронутый». Какое еще слово употреблено в разговорной форме? (водица)
– Запишите предложения.
– Выделите грамматические основы предложений.
– Какие это предложения? (простое и сложное, сложносочиненное).
– Какими частями речи выражены главные члены предложений?
– Определите время каждого глагола (один ученик у доски).
2. Беседа по вопросам учебника (стр. 210 «Вспомните!»)
II. Преобразующее повторение.
1. Работа с текстом (на доске и на карточках у каждого ученика)
Застучала за окошком звонкая капель пот..плел воздух пот..мнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сере..ки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Забл..стят шальные весенние руч..и наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский)
– Прочтите текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.
– Подберите заголовок к тексту в соответствии с его темой (Весна).
– Запишите текст в тетради.
Проверка: один ученик у доски вставляет пропущенные буквы и запятые, называет орфограммы и пунктограммы.
2. Работа с таблицей.
Коллективная работа на доске и в тетрадях: таблицу (на карточках и на доске) заполняем примерами из текста.
Наст. вр. | Прош. вр | Буд. вр | |
Сов. вид | Застучала Потеплел Потемнел Осел Умчались |
Выбросят Прилетят Поплывут Заблестят Наполнят |
|
Несов. вид | Дышит Оставляет |
Дышал Оставлял |
Будет дышать Будут оставлять |
– Давайте попробуем подобрать глаголы в пустые ячейки. Воспользуемся теми, которые уже у нас есть.
Вывод: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного времени имеют формы прошедшего и будущего времени.
– Обратите внимание на формы будущего времени. У глаголов совершенного вида форма простая, а у глаголов несовершенного – сложная (составная).
3. Учебник (стр. 210), читаем лингвистический текст.
– Оказывается, мы сами сделали вывод, который является научным фактом. Но о чем же мы все-таки не сказали? (об образовании формы прошедшего времени).
– Выделим этот суффикс в глаголах из таблицы.
4. Стилистический анализ текста.
– Определите тип речи данного текста (повествование). Почему вы так решили? (текст рассказывает о том, что происходит, какие действия совершаются одно за другим; обилие глаголов).
– Как вы думаете, к кому стилю речи мы должны отнести этот текст? (Художественный стиль).
– Какие приметы подсказали такое решение? (Автор нарисовал картину при помощи художественных средств, и вместе с этим он передает свои чувства, цель автора – воздействовать на чувства читателя, передать свое восхищение весенним пробуждением природы). Опишите речевую ситуацию. (Предназначен для чтения многими людьми в неофициальной обстановке, цель автора – воздействие на чувства читателей.)
5. Словарная работа.
– Выпишем слово автограф.
– Словарь иностранных слов поможет нам разобраться с его этимологией, происхождением. Слово состоит из двух частей: авто [autos (греч.) – сам] – первая составная часть сложных слов, которая обозначает свой, собственный; граф [grafo (греч.) - пишу] – вторая составная часть сложных слов, обозначающая пишущий, записывающий.
– Это слово многозначное. Его значение мы можем найти еще и в толковом словаре (один ученик читает статью словаря). Первое его значении – собственноручная, памятная надпись, подпись. Второе – рукописный текст, написанный самим автором.
– В нашем тексте автографы на снегу оставляет лесной народ. Как вы понимаете это предложение? Какое художественное средство спрятано здесь автором? (метафора – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому: автографы – следы животных).
III. Закрепление.
Предлагаю послушать текст под музыку П.И. Чайковского «Времена года»
У каждого времени года своя музыка.
Снег померк. Веселой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.
Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
– Как вы думаете, как называется этот текст? («Мелодия весны» Д. Зуева)
– В записанном тексте мы увидели весну, а теперь еще и услышали ее. В этом и скрыта сила, мощь, волшебство слова: благодаря художникам мы можем увидеть весну, благодаря композиторам – услышать ее, а слово писателя способно и нарисовать и прозвучать.
– Запишем предложение:
Веселой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш.
– Определите время глаголов из этого предложения.
– Почему мы не можем определить время глагола скатиться? (это инфинитив)
Итог. Весна сегодня помогла нам многое вспомнить о глаголе, узнать его поближе, сделать вывод о соотношении видов глагола и времен.
IV. Домашнее задание.
- Обязательное для всех – упр. 624 по зданию.
- Для тех, кто желает получить дополнительные оценки – сочинение о весне, состоящее из трех частей, в каждой из которых использовались бы разные временные формы глаголов: в первой – прошедшего времени, во второй – настоящего, в третьей – будущего.