Урок окружающего мира по теме "Природное сообщество лесного озера"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

Обучающая.

- формирование знаний у учащихся по новой теме “Природное сообщество лесного озера;

- закрепление и систематизация знаний по данному разделу;

- формирование целостного понятия единства живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды;

- формирование умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи в природе (цепи питания);

- формирование навыков исследовательского поведения.

Развивающая.

- обучение умению логически мыслить (с этой целью применялся алгоритм поэтапного формирования знаний, умений и навыков учащихся – использование пиктограмм);

- умение главное и существенное, обобщать, сравнивать, классифицировать (в процессе составления схемы сообщества);

- создание условий для самостоятельной деятельности учащихся;

- умение наблюдать и экспериментировать.

Воспитывающая.

- уметь слышать и слушать учителя и товарищей;

- работать в режиме сотворчества, соучастия, созидания,

- воспитывать бережное отношение к природе, стремление быть активным защитником природы.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал для детей (пиктограммы), карточки с изображениями методов исследования, тесты для детей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем познавать окружающий мир. А тему нашего урока вы попробуете определить самостоятельно.

2. Сообщение темы.

Просмотрите фрагмент мультфильма и определите, где находится герой?

Слайд 1.

(Дети просматривают фрагмент мультфильма “Кто живёт в пруду?”)

- Где же находится Лунтик? (В пруду)

- А пруд – это какой водоём? (Пресноводный)

- А какие ещё пресноводные водоёмы вы знаете? (Озёра)

Сегодня мы поговорим о природном сообществе – лесное озеро. Слайд 2.

Я вас призываю побывать в роли исследователей.

Ваши задачи: Слайд 3.

- думать,

- советоваться,

- обращаться к учебнику,

- наблюдать,

- экспериментировать,

- слушать учителя.

 А одну задачу вы уже выполнили, посмотрев видеосюжет.

В результате исследования вам предстоит определить, что же входит в природное сообщество лесного озера.

3. Объяснение нового материала.

- Скажите, а что такое природное сообщество? (Единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды)

- Сейчас мы будем “населять” озеро. Слайд 4.

Начинаем работать.

Подумайте, если это озеро лесное, то,что растёт по берегам? (Растительность лесная и водная)

А теперь рассмотрим водоём. В сегодняшнем видеосюжете вы видели, что Лунтик опускался на дно водоёма. Так давайте начнём исследование со дна озера.

Вы, наверное, купаясь летом в водоёме, ощущали на камнях что-то скользкое? Видели зелёный налёт на камнях. Этот налёт – водоросли, только маленькие. Поселившись в озере, они начинают расти и размножаться, а минеральные вещества для этого они берут из воды и ила.

Обращаемся к пиктограммам (условным обозначениям).

- Так как связаны водоросли с неживой природой? (Растут на камнях)

А водоросли являются питанием для кого?

Водные растения образуют зелёную массу, которая обогащает воду кислородом и служит пищей для всевозможных животных. Моллюски, рыбы, насекомые едят растения, а сами становятся пищей для других обитателей озера. В том числе птиц и хищных животных.

Если наблюдать за жизнью в озере, то можно увидеть странное существо с большой головой, 6 ногами и длинным брюшком. Это личинка стрекозы – страшный хищник

Находят удобные места на берегу и в камышах утки, кулики и цапли.

Слайд 5.

Физминутка.

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Лапками топали, лапками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

Ребята, а давайте составим цепь питания в природном сообществе лесного озера. Наблюдаем и составляем! Слайд 6.

(Вы это делаете при помощи пиктограмм)

В прибрежных водах обитают и животные.

- Как вы думаете, какие?

Редко, но встречаются в озёрах настоящие “ живые ископаемые”… Слайд 7.

Прочитайте о них в учебниках.

А сейчас вы узнаете об уникальном растении, охраняемом законом - кувшинке. Обратимся также к учебнику.

А теперь проведём заочный эксперимент. Слайд 8.

Представим , что в озере резко возросла численность хищных рыб. Что случится тогда?

А если исчезнут все водные растения?

Вывод: и в том, и в другом случае нарушится цепь питания и биологическое равновесие.

- Пришла пора показать результаты нашего исследования. Слайд 9.

Так какое оно – природное сообщество лесного озера?

4. Итог.

Итак, чем же мы сегодня занимались?

Мы думали, наблюдали, советовались, обращались к учебнику, проводили эксперимент, смотрели видеосюжет, а всё для того, чтобы получить представление о природном сообществе лесного озера. А насколько глубоко вы усвоили материал, узнаем после проведения теста-игры, который называется:

Слайд 10.

А теперь проверим. Обменяйтесь тестами для взаимопроверки.

Верните тесты своим товарищам. Поднимите руки, у кого нет ошибок – отметка “5”, одна ошибка – отметка “4”, а если ошибок больше, то вам следует хорошенько повторить этот материал.

А д/з будет: ещё раз прочитать и повторить материал по схеме, которую вы составили на уроке, и 2 часть задания – поисковая: приготовить сообщение о природном сообществе любого озера нашего края, а я поинтересуюсь.

Благодарю вас за урок.

До свидания.