Цели:
Обучающая.
- формирование знаний у учащихся по новой теме “Природное сообщество лесного озера;
- закрепление и систематизация знаний по данному разделу;
- формирование целостного понятия единства живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды;
- формирование умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи в природе (цепи питания);
- формирование навыков исследовательского поведения.
Развивающая.
- обучение умению логически мыслить (с этой целью применялся алгоритм поэтапного формирования знаний, умений и навыков учащихся – использование пиктограмм);
- умение главное и существенное, обобщать, сравнивать, классифицировать (в процессе составления схемы сообщества);
- создание условий для самостоятельной деятельности учащихся;
- умение наблюдать и экспериментировать.
Воспитывающая.
- уметь слышать и слушать учителя и товарищей;
- работать в режиме сотворчества, соучастия, созидания,
- воспитывать бережное отношение к природе, стремление быть активным защитником природы.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал для детей (пиктограммы), карточки с изображениями методов исследования, тесты для детей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем познавать окружающий мир. А тему нашего урока вы попробуете определить самостоятельно.
2. Сообщение темы.
Просмотрите фрагмент мультфильма и определите, где находится герой?
Слайд 1.
(Дети просматривают фрагмент мультфильма “Кто живёт в пруду?”)
- Где же находится Лунтик? (В пруду)
- А пруд – это какой водоём? (Пресноводный)
- А какие ещё пресноводные водоёмы вы знаете? (Озёра)
Сегодня мы поговорим о природном сообществе – лесное озеро. Слайд 2.
Я вас призываю побывать в роли исследователей.
Ваши задачи: Слайд 3.
- думать,
- советоваться,
- обращаться к учебнику,
- наблюдать,
- экспериментировать,
- слушать учителя.
А одну задачу вы уже выполнили, посмотрев видеосюжет.
В результате исследования вам предстоит определить, что же входит в природное сообщество лесного озера.
3. Объяснение нового материала.
- Скажите, а что такое природное сообщество? (Единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды)
- Сейчас мы будем “населять” озеро. Слайд 4.
Начинаем работать.
Подумайте, если это озеро лесное, то,что растёт по берегам? (Растительность лесная и водная)
А теперь рассмотрим водоём. В сегодняшнем видеосюжете вы видели, что Лунтик опускался на дно водоёма. Так давайте начнём исследование со дна озера.
Вы, наверное, купаясь летом в водоёме, ощущали на камнях что-то скользкое? Видели зелёный налёт на камнях. Этот налёт – водоросли, только маленькие. Поселившись в озере, они начинают расти и размножаться, а минеральные вещества для этого они берут из воды и ила.
Обращаемся к пиктограммам (условным обозначениям).
- Так как связаны водоросли с неживой природой? (Растут на камнях)
А водоросли являются питанием для кого?
Водные растения образуют зелёную массу, которая обогащает воду кислородом и служит пищей для всевозможных животных. Моллюски, рыбы, насекомые едят растения, а сами становятся пищей для других обитателей озера. В том числе птиц и хищных животных.
Если наблюдать за жизнью в озере, то можно увидеть странное существо с большой головой, 6 ногами и длинным брюшком. Это личинка стрекозы – страшный хищник
Находят удобные места на берегу и в камышах утки, кулики и цапли.
Слайд 5.
Физминутка.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Лапками топали, лапками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Ребята, а давайте составим цепь питания в природном сообществе лесного озера. Наблюдаем и составляем! Слайд 6.
(Вы это делаете при помощи пиктограмм)
В прибрежных водах обитают и животные.
- Как вы думаете, какие?
Редко, но встречаются в озёрах настоящие “ живые ископаемые”… Слайд 7.
Прочитайте о них в учебниках.
А сейчас вы узнаете об уникальном растении, охраняемом законом - кувшинке. Обратимся также к учебнику.
А теперь проведём заочный эксперимент. Слайд 8.
Представим , что в озере резко возросла численность хищных рыб. Что случится тогда?
А если исчезнут все водные растения?
Вывод: и в том, и в другом случае нарушится цепь питания и биологическое равновесие.
- Пришла пора показать результаты нашего исследования. Слайд 9.
Так какое оно – природное сообщество лесного озера?
4. Итог.
Итак, чем же мы сегодня занимались?
Мы думали, наблюдали, советовались, обращались к учебнику, проводили эксперимент, смотрели видеосюжет, а всё для того, чтобы получить представление о природном сообществе лесного озера. А насколько глубоко вы усвоили материал, узнаем после проведения теста-игры, который называется:
Слайд 10.
А теперь проверим. Обменяйтесь тестами для взаимопроверки.
Верните тесты своим товарищам. Поднимите руки, у кого нет ошибок – отметка “5”, одна ошибка – отметка “4”, а если ошибок больше, то вам следует хорошенько повторить этот материал.
А д/з будет: ещё раз прочитать и повторить материал по схеме, которую вы составили на уроке, и 2 часть задания – поисковая: приготовить сообщение о природном сообществе любого озера нашего края, а я поинтересуюсь.
Благодарю вас за урок.
До свидания.