Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: дать представление о второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях.
Задачи:
- образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;
- развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения;
- воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование взаимопомощи и взаимоподдержки.
1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания.
Упр.№169 (фронтальная проверка).
- Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)
3) Синтаксическая пятиминутка.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
- Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.
1. Наступила осень. 2. Воздух сегодня свежий 3. Вы сходили в лес?
4. Полюбуйтесь красотой осенних листьев. 5. Красив лес в осеннем уборе!
4) Повторение изученного материала (фронтальный опрос).
- Назовите группы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные и побудительные)
- Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?
- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)
- Назовите невосклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.
- На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)
- Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.
5) Объяснение нового материала.
- Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)
- Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)
- Как называют остальные члены предложения? (второстепенные)
- Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
- Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».
- Сравните предложения, записанные на доске:
Дует ветер. – Осенью сильно дует ветер.
- Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)
- Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?
Чтение правила на стр.70.
- Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?(распространенные и нераспространенные)
- Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?
- Приведите примеры нераспространенных предложений.
- Приведите примеры распространенных предложений.
- Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.
- Запишите предложение «Яркими листьями украсила щедрая осень лесные поляны.» ( 1 ученик – за доской , остальные – в тетрадях, потом идет взаимопроверка)
- Выделите его грамматическую основу. (осень украсила)
- Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.(щедрая осень, украсила листьями, яркими листьями, украсила поляны, лесные поляны)
- От каких членов предложения задавали вопросы?
- Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?
- Дайте полную характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
6) Физкультминутка под музыку (один ученик у доски показывает упражнения, а другие повторяют за ним)
7) Закрепление материала.
1. Распространить предложения. (работа в парах: раздаются карточки с записанными предложениями, а затем каждая пара учащихся предлагает свои варианты распространенных предложений)
Грохочет гром. Трещат сучья. Лес удивляет.
- Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)
- Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.
2. Роль нераспространенных предложений в речи.
- Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока. Найдите нераспространенные предложения и докажите свою точку зрения.
Поздний вечер.
Пустеет улица. (нераспространенное)
Тощий бродяга
Сутулится.
Свищет ветер. (нераспространенное)
- Чего достигает поэт, используя нераспространенные предложения? (передает настроение одиночества, делает картину вечера более мрачной, унылой)
3. Запись под диктовку предложений. (самостоятельная работа)
- Запишите предложения под диктовку, подчеркните в них грамматические основы, охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов.
- Объясните выбор орфограмм в корнях глаголов.
Продолжается сушь великая.
Затянулся ржавой тиной пруд широкий, обмелел.
Рано утром иду по лесу.
Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.
- Из какого произведения взято последнее предложение? Кто автор этого произведения? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
8) Обобщение материала. (фронтальный опрос)
- Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)
- Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)
- Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.
- Профессор Л.В.Щерба придумал «глокий» язык, с которым мы уже сталкивались на наших уроках. И вот для того чтобы проверить, как его ученики поняли тему «Распространенные и нераспространенные предложения», он дал им задание охарактеризовать по наличию главных и второстепенных членов следующее предложение «Молясный молодильник перешумекал корокувицу.»
- Скажите, какое это предложение, и объясните свою точку зрения. (предложение распространенное, т.к. есть второстепенные члены)
9) Подведение итогов
(выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№172