Цели урока:
уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств, изображению и вычислению их периметра, познакомить с термином “геометрия”;
развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление;
обогащать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Ход урока
I. Организационное начало.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Я желаю всем удачи,
В добрый путь и в добрый час!
– Дети, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой как пригодится. Вы постарайтесь производить все расчеты точно, работать быстро и, самое главное, дружно!
II. Устный счет.
На уроке интересно,
Дети все решают вместе.
Чтобы нам умнее стать,
Мы готовы посчитать.
– Давайте решим примеры удобным способом
(29+15)+11= |
138-(38+4)= |
(74+38)-24= |
68+(12+5)= |
856-(250+56)= |
(126+83)-73= |
8+12+37+23= |
318-25-175= |
(563+189)-463= |
– Какие свойства вы применили?
– Какое правило нам поможет решить второй столбик?
– Третий столбик?
Расположите ответы в порядке возрастания и расшифруйте слово.
55 |
80 |
85 |
88 |
96 |
118 |
136 |
289 |
550 |
Г |
е |
о |
м |
е |
т |
р |
и |
я |
– Что получилось? /геометрия/
Слово геометрия в переводе с греческого языка означает “измерение Земли” (geo – Земля, metrio – мерить).
В словаре Ожегова (стр. 128) дается следующее понятие геометрии – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.
Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.
ІІІ. Работа по теме урока.
– Сегодня мы отправимся с вами в сказочное королевство геометрических фигур. Вы сказки любите? Сегодня вы услышите необычную сказку, а геометрическую.
– Вы готовы? (Сценка “Два брата”).
Автор. Жили-были два брата: Треугольник и Квадрат. Старший – квадратный, добродушный, приятный. Младший – треугольный, вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат.
Квадрат. Почему ты злишься, брат?
Автор. Тот кричит ему.
Треугольник. Смотри, ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.
Автор. Но Квадрат ответил.
Квадрат. Брат! Я же старше, я – Квадрат.
Автор. И сказал ещё нежней.
Квадрат. Неизвестно, кто нужней!
Автор. Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы, младший лезет воровато срезать старшему углы.
(Треугольник подходит к Квадрату и ножницами срезает у бумажного квадрата все четыре угла, а шапочку его отбрасывает в сторону.)
Автор. Уходя сказал.
Треугольник. Приятных я тебе желаю снов! Спать ложился – был Квадратом, а проснёшься без углов.
Автор. Но на утро младший брат страшной мести был не рад.
– Хорошо поступил треугольник? Он сделал хуже квадрату?
– Что мы можем сказать про треугольник уже как о геометрической фигуре? Почему его называют треугольником? (У него три угла, три вершины, три стороны)
– Что мы можем сказать про квадрат? (У него 4 прямых угла, 4 вершины, 4 стороны, стороны равны)
– Продолжаем сказку. Стало скучно квадрату. Отправился он путешествовать. Ходил, ходил Квадрат по свету, стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил квадрат поискать родственников… “Если встречу родственника, то сразу его узнаю,– думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня”.
Однажды встречает он на пути такую фигуру:
Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое.
“Как тебя зовут?” – спрашивает.
– Узнали, дети?
– Это прямоугольник.
– Почему он так называется?
– У него все углы прямые.
Квадрат спрашивает у прямоугольника:
– А мы не родственники с тобой?
– Я бы тоже был рад узнать об этом,– говорит Прямоугольник. – Если у нас найдётся признаки, по которым мы похожи, значит, мы близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.
– Поможем фигурам найти такие признаки?
– Но сначала давайте прочитаем правило на стр. 50.
– Назовите общие признаки этих фигур.
– У них 4 прямых угла, у них по 4 стороны,
– А какая же у них общая фамилия?
– Прямоугольники.
Давайте это еще раз докажем выполнив №2. Вывод?
– Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. И стали они жить вместе.
– Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
– А кто догадался, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
– Чему мы будем учиться на уроке?
– Что вы скажите о сторонах прямоугольника?
– Стороны, которые лежат одна против другой, равны.
– Давайте узнаем, как они называются.
Прочитайте правило на стр.51.
– Называются эти стороны противоположными. Сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника.
– Как можно в этом убедиться?
– Измерить по линейке.
Выполнение № 4 стр.51
– Как еще не измеряя, можно это доказать?
– Сгибанием фигуры.
– Как определить, где у квадрата длина, а где ширина?
– У квадрата все стороны равны.
ІV. Закрепление нового материала.
1. – А теперь задание № 3 для самых внимательных.
2. Выполнение № 5 (а) у доски.
№5 (б) самостоятельно.
3. Игра “Найди половинку” 8 человек. (Приложение)
Стр.52 № 10
А3 В5 С1 Д2 Е4
V. Итог урока.
– Какие утверждения правильны?
Любой квадрат – прямоугольник.
Любой прямоугольник – это квадрат.
Любой четырёхугольник – это многоугольник.
В прямоугольнике и квадрате все углы прямые. А о каком человеке можно сказать – ПРЯМОЙ ЧЕЛОВЕК?
– В словаре Ожегова прямой человек – значит, откровенный, без задних мыслей.
– Такие люди умеют дружить, помогают решать трудные проблемы, принимают правильные решения. О таких людях написано много книг.
– Пусть на вашем жизненном пути встречаются откровенные “прямые” люди, которые могут сказать правду в глаза, никогда не бросят в трудную минуту.
– Понравился урок?
– Мне тоже понравилось как вы работали, были внимательны и активны. Я вам желаю не лениться, стараться как можно больше узнать обо всем на свете, и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым.
И пусть вашим девизом станут слова:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет.
– Урок окончен. Спасибо всем за работу.