Задачи:
Образовательные: вывести правило умножения суммы на число (распределительное свойство умножения), сформировать способность к выполнению его на основе внетабличного умножения. Закреплять навыки табличного умножения и деления; совершенствование навыков решения выражений на сложение и вычитание в пределах 1000; совершенствовать навыки решения задач “больше в несколько раз”, “меньше в несколько раз”, “больше на”, “меньше на”; совершенствовать навыки решения выражений на порядок действий.
Развивающие: развитие математической речи; развитие внимания; развитие логического мышления; развитие кругозора.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике; воспитывать самостоятельность; аккуратность в ведении тетради; воспитывать желание преодолевать трудности.
Оборудование: учебник по математике для 2 класса (ч. 3) Л. Петерсон, презентация (сюжетная линия – путешествие по Индии), компьютер, карточки для индивидуальной работы и работы по группам, карточки с опорными словами.
Ход урока
I. Оргмомент.
В школе любимой
И всем нам знакомой
Слышится снова веселый звонок.
Девчонки, мальчишки
Быстрее бегут на урок.
И вот позади уж давно перемена
Пора нам дружно
Приняться за дело!
– Сегодня урок наш будет необычным. Мы отправимся с вами в путешествие.
– Как говорится в известной пословице: «Начнешь с малого, получишь большее!» Начнем с малого.
II. Актуализация знаний.
– Сейчас мы постараемся определить, куда мы отправимся в путешествии и на чем?
– Для этого мы разделимся на две группы, и каждая выполнит свое задание и ответит на свой вопрос.
– Давайте познакомимся с заданиями и каждый из вас, определит, на какой вопрос он будет отвечать.
– Чтобы определить на чем мы отправимся откроем страничку учебника 75 №9.
Указать на доске.
– Прочитайте задания. Понятно?
– А чтобы понять, куда будет лежать наш путь, давайте познакомимся с заданием на карточках, которые лежат у вас на парте. Понятно? (Приложение 1)
– Определитесь, какое задание вы будете выполнять.
1 команда выполняет задание на стр. 75 № 9 и узнает, на чем мы отправимся в путешествие.
4 | 90 | 18 |
50 | 4 | 1 |
63 | 81 | 50 |
2 команда берет желтые карточки, находит значения выражения и узнает, в какую страну мы отправимся и имя знаменитого русского путешественника.
9х8 = 72 | 6х7 = 42 | |
20х6= 120 | 9х9 = 81 | |
10х9= 90 | 70х7= 490 | |
36:6 = 6 | 72:8 = 9 | |
8х30= 240 | 5х4 = 20 |
6 | 240 | 20 | 6 | 490 |
и | н | д | и | я |
81 | 90 | 81 | 240 | 81 | 72 | 6 | 42 |
а | ф | а | н | а | с | и | й |
240 | 6 | 120 | 6 | 9 | 6 | 240 |
н | и | к | и | т | и | н |
Проверка. Слайд
Проверка 1 задания по столбикам. Проговаривают только ответы.
– Что у нас получилось?
– Проверим. Путешествовать мы будем на корабле. Молодцы.
– Проверка второго задания по столбикам.
– Куда мы отправимся? В Индию. Слайд
– А что мы повторили, когда мы выполняли задания? (На доску) (Приложение 2)
- Таблицу умножения
- Умножение круглых чисел
- Разрядные слагаемые
– Чтобы открыть еще два слова, среди значений найдите двузначные числа, которые можно представить в виде суммы разрядных слагаемых.
– Наверно не случайно появилось имя этого человека.
– На этом уроке, кроме того, что мы учимся быть хорошими математиками, мы продолжаем с вами узнавать имена великих путешественников и знакомиться с достопримечательностями других стран.
– Афанасий Никитин будет нас сопровождать во время нашего путешествия.
– Кто знает кто такой Афанасий Никитин? Слайд
Афанасий Никитин (?–1475) – русский путешественник, тверской купец и писатель.
Он был одним из первых европейцев, побывавших в Индии в эпоху Великих географических открытий и, первым, оставившим ее описание.
– И так вместе с ним мы отправимся в замечательную страну – Индию.
Индия – страна одной из древнейших цивилизаций мира.
III. Постановка проблемы.
– Наш математический корабль держит путь к одному из красивейших Индийских храмов, который люди назвали одним из 7 чудес света. Но чтобы его увидеть, нам необходимо найти значение этих выражений.
6 • 8 =48
30 • 8 =240 на доске.
36 • 8 = ?
– Где и почему возникло затруднение?
– Чем последний пример отличается от предыдущего? (Один из множителей двузначное число).
– Во втором выражении тоже двузначное число. (Там круглое число, а в третьем примере нет).
– Если мы не смогли решить этот пример, то чему мы сегодня будем учиться? (Научиться их решать).
– А тема урока : «Умножение двузначного числа на однозначное».
– А помогут нам знания, которые мы взяли в дорогу в начале урока и графическая модель, в которой мы должны найти площадь прямоугольника.
– Давайте вспомним, как найти площадь прямоугольника?
S= aхв S=?
– Есть у вас какие -то предположения? Как будем действовать?
– Разбейте число 36 на два таких слагаемых, каждое из которых мы уже умеем умножать на 8? Слайд
– Что получилось?
36 это 30 и 6
(30+6)х8
– Попробуем умножить сумму 30 и 6 на 8. Найдите площадь прямоугольника, одна сторона которого равна 30+6, а другая 8.
– Давайте подумаем, как нам найти площадь?
Сначала найдем площадь одного, потом площадь второго и результаты сложим.
36х 8 = (30+6)х8 = 30х8+6х8 = 240+48 = 288
– Кто сумеет объяснить, как мы умножали сумму 30 и 6 на число 8?
– Молодцы!
Показ Храма. Слайд
Тадж-Махал 1632-1654 гг., памятник воздвигнутый правителем возлюбленной жене. Строительство Тадж-Махала длилось 22 года, на нем были заняты около 20 000 рабочих. Это одно из 7-ми чудес света.
– Значение этого выражения мы нашли.
– Как вы думаете, оно единственное, где мы двузначное число умножаем на однозначное? Нет.
– Итак, умножение двузначного числа сводится к умножению суммы на число.
– Давайте мы попробуем вывести общее правило для нахождения значения таких выражений.
IV. Работа с учебником.
№1. стр.73 (б)
– Давайте вместе составим алгоритм.
(На карточках в паре)
– Расположите действия в правильном порядке, чтобы мы получили алгоритм вычисления.
- Представить двузначный множитель в виде суммы разрядных слагаемых.
- Каждое слагаемое умножить на это число
- Полученные результаты сложить.
Проверка. Одна пара у доски.
– Вы достойны еще одной достопримечательности.
– Это Храм Лотос. Слайд
– Как вы думаете, почему его так назвали?
Здание храма имеет форму гигантского цветка лотоса, состоявшего из 27 лепестков, расположенных в 3-и ряда.
– Давайте мы отдохнем на красивой лужайке возле замечательного цветка.
V. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И зарядку продолжаем.
Зарядка для глаз.
Слайд
– Алгоритм чего мы составили?
– Что говорят нам об этом авторы УЧЕБНИКА?
– Давайте прочитаем сообщение в рамочке.
– Найдите буквенное равенство.
– Что значит? Прочитайте словами.
– Мы так с вами решили? Молодцы?
– Как называется это свойство умножения?
Распределительное.
На доску.
VI. Первичное закрепление.
№2 стр.73 у доски 1 пример. 2 и 3 проговорить с места.
№ 3 самостоятельно. Проверка. По 1 ученику на доску. По рядам.
- 35х7=245
- 52х9=468
- 18х5=90
– У всех так получилось?
– Ну я думаю, что можно вас познакомить еще с одним храмом Индии.
Показ храма. Слайд
Храм Лакшми Нараян посвящен богу Нараяну и его супруге Лакшми. Кришна и Лакшми считаются покровителями любви и семейного счастья и являются самыми популярными божествами индуистской религии.
– Где нам могут понадобиться знания?
– Давайте решим задачу вместе с Афанасием Никитиным.
VII. Закрепление пройденного материала.
№ 6 стр.74
– Прочитайте вопрос задачи. Можем ли мы сразу на него ответить?
– Почему?(Нет, мы не знаем сколько пряностей он купил в двух других городах)
– Что сказано про 2-й город? (В два раза больше, чем в 1-м)
– Можно ли узнать, сколько во 2-м городе? Каким действием? (Да, умножением)
– Что известно про 3-й город? Каким действием мы это узнаем? (Сложением)
– Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? Каким действием?
– Запишите решение задачи. (Затем проверяют)
– Молодцы. Мы решили задачу используя новый прием умножения.
VIII. Итог урока.
– Начали мы с малого, а закончили большим!
– Что вы добавили в багаж своих математических знаний?
– Как мы умножаем сумму на число?
– Каким новым словом называется это свойство?
– Что мы будем делать на следующем уроке?
– А что вам запомнилось из путешествия по Индии?
– Какой храм вам больше понравился?
– Захотелось ли вам стать путешественником? А что для этого нужно делать?
– В конце нашего путешествия я хочу вам рассказать еще об одной традиции Индии. Слайд
Очень почтительно относятся в Индии и к обезьянам. Они даже селятся большими семьями в созданных именно для этого храмах. Например, в Джайпуре есть знаменитый Дворец ветров, где обезьяны чувствуют себя полными хозяевами и ведут себя довольно агрессивно. Они набрасываются на посетителей, требуя угощения, и если желаемого не получают, вполне могут искусать невежливого гостя. Поэтому, отправляясь в подобные заведения, дабы не попасть в бесцеремонные лапки этих наглецов, нужно прикупить немалый запас лакомств.
– Но наши обезьянки злые?
– На память о нашем уроке я хочу вам подарить обезьянок. Достаньте их из конвертиков. (Приложение 3)
– Что необычно?
– Добавьте ротик одной из обезьянок, чтобы он выражал то настроение, с которым вы работали на уроке.
Слайд
Сегодня на уроке
Вы искали и творили,
Знания новые открыли,
Научились их применять,
Теперь задания легко
Вам выполнять!
Домашнее задание.
Открыли дневники, записали домашнее задание № 5 стр. 74 . После того как вы найдёте значения выражений, расположите ответы в порядке возрастания, вы узнаете имя ещё одного выдающегося мореплавателя эпохи Возрождения. В 1519-1521 гг. он руководил экспедицией впервые совершившей кругосветное путешествие. Из 265 участников экспедиции вернулись только 18 человек. В экспедиции погиб и он сам. Его именем назван пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны и две звёздные системы.
– Молодцы. Всем спасибо за урок. Слайд