Умножение суммы на число. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1000 кБ)


Задачи:

Образовательные: вывести правило умножения суммы на число (распределительное свойство умножения), сформировать способность к выполнению его на основе внетабличного умножения. Закреплять навыки табличного умножения и деления; совершенствование навыков решения выражений на сложение и вычитание в пределах 1000; совершенствовать навыки решения задач “больше в несколько раз”, “меньше в несколько раз”, “больше на”, “меньше на”; совершенствовать навыки решения выражений на порядок действий.

Развивающие: развитие математической речи; развитие внимания; развитие логического мышления; развитие кругозора.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике; воспитывать самостоятельность; аккуратность в ведении тетради; воспитывать желание преодолевать трудности.

Оборудование: учебник по математике для 2 класса (ч. 3) Л. Петерсон, презентация (сюжетная линия – путешествие по Индии), компьютер, карточки для индивидуальной работы и работы по группам, карточки с опорными словами.

Ход урока

I. Оргмомент.

В школе любимой
И всем нам знакомой
Слышится снова веселый звонок.
Девчонки, мальчишки
Быстрее бегут на урок.
И вот позади уж давно перемена
Пора нам дружно
Приняться за дело!

– Сегодня урок наш будет необычным. Мы отправимся с вами в путешествие.

– Как говорится в известной пословице: «Начнешь с малого, получишь большее!» Начнем с малого.

II. Актуализация знаний.

– Сейчас мы постараемся определить, куда мы отправимся в путешествии и на чем?

– Для этого мы разделимся на две группы, и каждая выполнит свое задание и ответит на свой вопрос.

– Давайте познакомимся с заданиями и каждый из вас, определит, на какой вопрос он будет отвечать.

– Чтобы определить на чем мы отправимся откроем страничку учебника 75 №9.

Указать на доске.

– Прочитайте задания. Понятно?

– А чтобы понять, куда будет лежать наш путь, давайте познакомимся с заданием на карточках, которые лежат у вас на парте. Понятно? (Приложение 1)

– Определитесь, какое задание вы будете выполнять.

1 команда выполняет задание на стр. 75 № 9 и узнает, на чем мы отправимся в путешествие.

4 90 18
50 4 1
63 81 50

2 команда берет желтые карточки, находит значения выражения и узнает, в какую страну мы отправимся и имя знаменитого русского путешественника.

9х8 = 72   6х7 = 42
20х6= 120   9х9 = 81
10х9= 90   70х7= 490
36:6 = 6   72:8 = 9
8х30= 240   5х4 = 20

6 240 20 6 490
и н д и я

81 90 81 240 81 72 6 42
а ф а н а с и й

240 6 120 6 9 6 240
н и к и т и н

Проверка. Слайд

Проверка 1 задания по столбикам. Проговаривают только ответы.

– Что у нас получилось?

– Проверим. Путешествовать мы будем на корабле. Молодцы.

– Проверка второго задания по столбикам.

– Куда мы отправимся? В Индию. Слайд

– А что мы повторили, когда мы выполняли задания? (На доску) (Приложение 2)

  • Таблицу умножения
  • Умножение круглых чисел
  • Разрядные слагаемые

– Чтобы открыть еще два слова, среди значений найдите двузначные числа, которые можно представить в виде суммы разрядных слагаемых.

– Наверно не случайно появилось имя этого человека.

– На этом уроке, кроме того, что мы учимся быть хорошими математиками, мы продолжаем с вами узнавать имена великих путешественников и знакомиться с достопримечательностями других стран.

– Афанасий Никитин будет нас сопровождать во время нашего путешествия.

– Кто знает кто такой Афанасий Никитин? Слайд

Афанасий Никитин (?–1475) – русский путешественник, тверской купец и писатель.

Он был одним из первых европейцев, побывавших в Индии в эпоху Великих географических открытий и, первым, оставившим ее описание.

– И так вместе с ним мы отправимся в замечательную страну – Индию.

Индия – страна одной из древнейших цивилизаций мира.

III. Постановка проблемы.

– Наш математический корабль держит путь к одному из красивейших Индийских храмов, который люди назвали одним из 7 чудес света. Но чтобы его увидеть, нам необходимо найти значение этих выражений.

6 • 8 =48
30 • 8 =240 на доске.
36 • 8 = ?

– Где и почему возникло затруднение?

– Чем последний пример отличается от предыдущего? (Один из множителей двузначное число).

– Во втором выражении тоже двузначное число. (Там круглое число, а в третьем примере нет).

– Если мы не смогли решить этот пример, то чему мы сегодня будем учиться? (Научиться их решать).

– А тема урока : «Умножение двузначного числа на однозначное».

– А помогут нам знания, которые мы взяли в дорогу в начале урока и графическая модель, в которой мы должны найти площадь прямоугольника.

– Давайте вспомним, как найти площадь прямоугольника?

S= aхв S=?

– Есть у вас какие -то предположения? Как будем действовать?

– Разбейте число 36 на два таких слагаемых, каждое из которых мы уже умеем умножать на 8? Слайд

– Что получилось?

36 это 30 и 6
(30+6)х8

– Попробуем умножить сумму 30 и 6 на 8. Найдите площадь прямоугольника, одна сторона которого равна 30+6, а другая 8.

– Давайте подумаем, как нам найти площадь?

Сначала найдем площадь одного, потом площадь второго и результаты сложим.

36х 8 = (30+6)х8 = 30х8+6х8 = 240+48 = 288

– Кто сумеет объяснить, как мы умножали сумму 30 и 6 на число 8?

– Молодцы!

Показ Храма. Слайд

Тадж-Махал 1632-1654 гг., памятник воздвигнутый правителем возлюбленной жене. Строительство Тадж-Махала длилось 22 года, на нем были заняты около 20 000 рабочих. Это одно из 7-ми чудес света.

– Значение этого выражения мы нашли.

– Как вы думаете, оно единственное, где мы двузначное число умножаем на однозначное? Нет.

– Итак, умножение двузначного числа сводится к умножению суммы на число.

– Давайте мы попробуем вывести общее правило для нахождения значения таких выражений.

IV. Работа с учебником.

№1. стр.73 (б)

– Давайте вместе составим алгоритм.

(На карточках в паре)

– Расположите действия в правильном порядке, чтобы мы получили алгоритм вычисления.

  1. Представить двузначный множитель в виде суммы разрядных слагаемых.
  2. Каждое слагаемое умножить на это число
  3. Полученные результаты сложить.

Проверка. Одна пара у доски.

– Вы достойны еще одной достопримечательности.

– Это Храм Лотос. Слайд

– Как вы думаете, почему его так назвали?

Здание храма имеет форму гигантского цветка лотоса, состоявшего из 27 лепестков, расположенных в 3-и ряда.

– Давайте мы отдохнем на красивой лужайке возле замечательного цветка.

V. Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И зарядку продолжаем.

Зарядка для глаз.

Слайд

– Алгоритм чего мы составили?

– Что говорят нам об этом авторы УЧЕБНИКА?

– Давайте прочитаем сообщение в рамочке.

– Найдите буквенное равенство.

– Что значит? Прочитайте словами.

– Мы так с вами решили? Молодцы?

– Как называется это свойство умножения?

Распределительное.

На доску.

VI. Первичное закрепление.

№2 стр.73 у доски 1 пример. 2 и 3 проговорить с места.

№ 3 самостоятельно. Проверка. По 1 ученику на доску. По рядам.

  • 35х7=245
  • 52х9=468
  • 18х5=90

– У всех так получилось?

– Ну я думаю, что можно вас познакомить еще с одним храмом Индии.

Показ храма. Слайд

Храм Лакшми Нараян посвящен богу Нараяну и его супруге Лакшми. Кришна и Лакшми считаются покровителями любви и семейного счастья и являются самыми популярными божествами индуистской религии.

– Где нам могут понадобиться знания?

– Давайте решим задачу вместе с Афанасием Никитиным.

VII. Закрепление пройденного материала.

№ 6 стр.74

– Прочитайте вопрос задачи. Можем ли мы сразу на него ответить?

– Почему?(Нет, мы не знаем сколько пряностей он купил в двух других городах)

– Что сказано про 2-й город? (В два раза больше, чем в 1-м)

– Можно ли узнать, сколько во 2-м городе? Каким действием? (Да, умножением)

– Что известно про 3-й город? Каким действием мы это узнаем? (Сложением)

– Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? Каким действием?

– Запишите решение задачи. (Затем проверяют)

– Молодцы. Мы решили задачу используя новый прием умножения.

VIII. Итог урока.

– Начали мы с малого, а закончили большим!

– Что вы добавили в багаж своих математических знаний?

– Как мы умножаем сумму на число?

– Каким новым словом называется это свойство?

– Что мы будем делать на следующем уроке?

– А что вам запомнилось из путешествия по Индии?

– Какой храм вам больше понравился?

– Захотелось ли вам стать путешественником? А что для этого нужно делать?

– В конце нашего путешествия я хочу вам рассказать еще об одной традиции Индии. Слайд

Очень почтительно относятся в Индии и к обезьянам. Они даже селятся большими семьями в созданных именно для этого храмах. Например, в Джайпуре есть знаменитый Дворец ветров, где обезьяны чувствуют себя полными хозяевами и ведут себя довольно агрессивно. Они набрасываются на посетителей, требуя угощения, и если желаемого не получают, вполне могут искусать невежливого гостя. Поэтому, отправляясь в подобные заведения, дабы не попасть в бесцеремонные лапки этих наглецов, нужно прикупить немалый запас лакомств.

– Но наши обезьянки злые?

– На память о нашем уроке я хочу вам подарить обезьянок. Достаньте их из конвертиков. (Приложение 3)

Что необычно?

– Добавьте ротик одной из обезьянок, чтобы он выражал то настроение, с которым вы работали на уроке.

Слайд

Сегодня на уроке
Вы искали и творили,
Знания новые открыли,
Научились их применять,
Теперь задания легко
Вам выполнять!

Домашнее задание.

Открыли дневники, записали домашнее задание № 5 стр. 74 . После того как вы найдёте значения выражений, расположите ответы в порядке возрастания, вы узнаете имя ещё одного выдающегося мореплавателя эпохи Возрождения. В 1519-1521 гг. он руководил экспедицией впервые совершившей кругосветное путешествие. Из 265 участников экспедиции вернулись только 18 человек. В экспедиции погиб и он сам. Его именем назван пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны и две звёздные системы.

– Молодцы. Всем спасибо за урок. Слайд