Неоспоримый факт, что игра стимулирует познавательный интерес к предмету, с её помощью достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального восприятия истории. В игре сочетаются и научный процесс познания, и творческий потенциал искусства.
Содержание игры требует от ребят не просто знания фактов, событий, дат, но и умения самостоятельного поиска, установления причинно-следственных связей, аргументации, обобщения, моделирования исторических процессов.
В воспитательном плане игра создает атмосферу здорового соперничества и в то же время коллективного творчества, то есть прививает навыки делового общения.
Все это делает игру эффективным средством воспитания и обучения, расширяет и углубляет круг исторических знаний, стимулирует развитие познавательного интереса.
Так как, игра уже апробирована на трёх 6-х классах, то могу констатировать, что стимулирование познавательного интереса действительно достигнуто (познавательную активность проявили 85% учащихся), контроль усвоения на последующих уроках дал лучшие результаты.
В процессе работы, я думаю, не только у меня, возникали трудности с пониманием ребятами таких понятий, как «внутренняя и внешняя политика», «государственный деятель», его оценивание. Поэтому была выбрана данная тема, посвященная деятельности Ивана III.Цель данной игры – вызвать интерес к эпохе Ивана III, включив ребят в самостоятельный поиск.
Ход познавательной игры
1. Оргмомент
- Класс делится на группы.
- Если игра проводится на уроке изучения нового материала, группы получают право использования различных источников информации (Интернета, справочников, учебников) после выдвижения версий, т.е. определения проблем.
- Каждая группа презентует и обосновывает свои варианты ответов на каждом этапе игры.
- Оценка работы групп происходит по следующим критериям: умение выделять проблемы развития страны по историческим реалиям, навыки построения исторической модели решения этих проблем, обоснование исторической модели, презентация своей работы.
2. Пошаговые действия во время игры
- Ввод исходных данных (Россия к 1462 году: территория, население, социально-экономические отношения, организация власти, отношения с другими государствами)
- Определение проблем, стоящих перед страной
- Моделирование путей решения проблем
- Сравнение с историческими реалиями
- Вывод о роли исторического деятеля (Ивана III) и уровне развития государства в начале XVI века
К игре прилагается справочник, переход к которому возможен через гиперссылки.
Справочник содержит картографические материалы, документы, вспомогательные иллюстративные материалы.
На мой взгляд, игру можно использовать не только в качестве обобщения, но и на уроках получения новых знаний. В зависимости от этого будут меняться задачи игры. В первом случае это будут задачи закрепления и углубления знаний по теме «Россия во второй половине 15 – начале 16 веков», диагностирования их качества; во втором – стимулирование повышения познавательного интереса к теме, создание условий эффективного усвоения. В обоих случаях важной задачей станет развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы.
Уверена, что игру возможно использовать и в дистанционном обучении, например, если ребенок по каким-то причинам не может посещать школу.
Игра может быт индивидуальной и групповой. Проводится в течение 2-х часов.
Планируемый результат – повышение интереса учащихся к изучению темы; выработка у учащихся умения эффективно работать с различными источниками информации, презентовать результаты поиска, творчески переосмысливать исторический процесс.
Игра сопровождается минимальным справочным, хрестоматийным и картографическим материалом.
Если позволяют технические возможности, то игру можно проводить в компьютерном классе. Тогда будет соблюдаться условие индивидуального темпа освоения темы.
Обязательным требованием к прохождению всех этапов игры является зафиксированный ответ на все вопросы, как устно, так и письменно в тетради. Для удобства отслеживания результатов предлагаю составление специальных игровых листов для индивидуальных игроков или команд.
В процессе игры учащиеся могут использовать поисковые системы Интернета.
Коррекция степени сложности сделает эту игру доступной как для 6-го, так и для 10 класса.
Выполнение заданий на слайдах 7, 9, 14, 16 и 20 требуется много времени, поэтому при прохождении игры в усвоении нового материала, возможно их домашнее выполнение.
При обобщении в ходе игры класс можно разделить на две группы. Одна из них (сторона лекаря) по предложенным ситуациям определяет проблему и формулирует её; другая группа дает ответы. В этом случае презентация может быть изменена - из неё изымаются вопросы, которые должны будут сформулировать сами ученики.
Список использованных источников и литературы
- История Москвы. Хрестоматия для учащихся старших классов: В 4-х т. – Т.II: Стольный город Московской Руси/ Сост. М.М.Горинов, А.Н.Казакевич. – М.: Изд-во Международный Дом Сотрудничества, 1996. – 384с.
- Административно – территориальное устройство России. История и современность. Под ред. Пыжикова А.В. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 120с.
- Бутромеев В.П., Бутромеев В.В., Бутромеева Н.В. Символ власти. Иллюстрированный энциклопедический справочник. – М.: Белый город, 2006. – 574с.
- Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1996. – 352с.
- Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 208с.
- Зуев М.Н. Хроника истории России. IX – XX вв. – М.: Дрофа, 1995. – 400с
- Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: изд-во Эксмо, 2007. – 1024с.
- Ключевский В.О. Сочинения. В 9т. Т.2 Курс русской истории. – М.: Мысль, 1987. – 447.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М.: Эксмо, 2009. – 1024с.
- Лажечников И.И. Басурман: Роман. – М.: Современник, 1987. – 447с.
- Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг. – М.: ЦентрКом, 1997. – 640с.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для старшей школы. – М.: МИРОС, 1995. – 208с.
- Соловьев С.М. Об истории Древней России. – М.: Дрофа, 1997. – 554с.
- Торопцев А.П. История Московской земли с древности до наших дней. – М.: Эксмо, 2007. – 456с.
- Черникова Т.В. История России 9-16 века: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001. – 240с.
- Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 192с.
- Бархинцева Н.Е. Игровая деятельность в обучении. -https://urok.1sept.ru/articles/500198/
- Малыгин А. Место ролевой игры в обучении и тренинге .-http://www.superidea.ru/2006/05/10/mesto_rolevojj_igry_v_obuchenii_i_treninge.html
- Ивонинская Е.В. Интеллектуальные игры в обучении старшеклассников. - http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00015273.html
- Банников С.В. Использование игровых технологий в обучении школьников. - http://school19.m-sk.ru/Download/article-6.doc