Проектирование и конструирование образовательной среды для учащихся презентациями

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Применение современных информационных технологий в обучении - важная составляющая развития образовательного процесса (слайд 1)

Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

В нашем лицее химия изучается с 7 класса по углубленной программе. Большинство учеников после окончания лицея поступают в медицинские ВУЗы. С первых уроков важно заинтересовать учеников, а потом, в процессе обучения привлечь любовь к своему предмету.

Важным направлением использования информационных технологий на уроках химии является разработка учителем собственных мультимедийных презентаций, которые он может использовать на различных этапах образовательного процесса: при объяснении нового материала, при выполнении демонстрационного эксперимента, практических и лабораторных работ, контроле знаний, например при подготовке к ЕГЭ и ГИА, во внеурочной деятельности (слайд 2).

Когда работу в этом направлении только начинала, тут же столкнулась с проблемой, что "чужие" презентации никак не вписываются в твой урок. Создавать для своих уроков мультимедийные презентаций (слайд 3) оказалось удивительно увлекательным занятием. Здесь много элементов творчества, можно применять самые разные приемы, чтобы увлечь ученика. Стало необыкновенно интересно, причем и ученикам, и учителю.

При представлении материала в виде динамических обучающих моделей, графиков, схем, включаются механизмы не только зрительной, слуховой, но и ассоциативной памяти. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.

Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика" (слайд 4).

В арсенале каждого учителя богатейший материал для создания презентаций, применительно к своим урокам, в нужной тебе последовательности, с необходимым объемом информации и глубиной объяснения.

Немного вдохновения и урок станет ярче и интереснее! Практика применения удачных компьютерных презентаций показала, что уроки химии проходят эмоциональнее, а поэтому и продуктивнее.

Так, например, при изучении темы "Растворы" (слайд 5) в 8 классе, дети выполняют домашнюю практическую работу по выращиванию кристаллов медного купороса (слайды 6,7,8). Учитель сначала подробно рассказывает детям, как выращивать кристаллы, иллюстрируя это слайдами с фотографиями, потом показывает фотографию ученика, вырастившего крупный кристалл, (слайд 9) а рядом с фотографией пустую рамку со словами: "Здесь будет портрет победителя конкурса". Через неделю одной рамки не хватает: (слайды 10,11,12). А сколько было положительных эмоций при просмотре обновленной презентации. Дети остались очень довольны. А что еще учителю надо, когда горят глаза учеников!

При изучении новой темы можно оживить графики (слайд 13) из учебника, например, все в той же теме "Растворы". Причем, в отличие от статических таблиц и схем, анимированные слайды позволяют решать поставленную проблему постепенно, по мере ее обсуждения. Красочные анимированные графики помогут легче усвоить новую тему, например, "Скорость химических реакций" в 9 классе (слайд 14).

При изучении темы "Основные классы неорганических соединений" (слайд 16) можно смоделировать эксперимент на слайде. Накануне дети проводили этот эксперимент самостоятельно, поэтому в процессе беседы выясняется, что они усвоили. Создавая слайд, (слайд 16) выбираем химическую посуду, заполняем ее, например, растворами щелочей и вспоминаем с детьми, что можно распознать эти растворы с помощью индикаторов. А потом при появлении колбы с индикатором по его окраске предлагаем ученикам ответить на вопрос: "Что это за индикатор? Как он изменит свою окраску?" И тут же, на глазах у детей, услышав правильный ответ, перекрашиваем содержимое колбы. А для лучшего запоминания дублируем все выше сказанное схемой.

Отработку знаний по свойствам неорганических веществ можно проводить, используя слайды с вырезанными кадрами из видеороликов, сопровождая их вопросами: "Какие вещества прореагировали?" (слайд 17, 18) Практически всегда дети дают правильный ответ, записывают уравнения реакций. Учитель открывает уравнение постепенно, в процессе обсуждения, с подсказки учеников.

Включение видеороликов в компьютерную презентацию позволяет во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, зрелищность, высокий уровень и объем информации. Качественная макросъемка позволяет увидеть все ярче, нагляднее, заглянуть, что называется "внутрь пробирки", хорошо запомнить эксперимент, а еще сравнить, "как у меня получилось". Часто это единственная возможность увидеть опыты с опасными химическими веществами (слайд 19).

На слайдах есть возможность детализировать по шагам каждое действие, например, при написании уравнений реакций ионного обмена. В данном случае очень помогают динамические обучающие модели (слайд 20). Они еще более трудоемки для учителя, но позволяют наглядно объяснить сложные моменты, в них четко определена последовательность действий.

В 11 классе при подготовке к ЕГЭ использую целую коллекцию презентаций (фрагменты на слайдах 21-29).

Создание компьютерных презентаций - это увлекательный, творческий и одновременно очень трудоемкий процесс, так как требует много времени для поиска способа подачи материала, отбора, систематизации и оформления информации (слайд 27). В то же время, в презентации легко вносить изменения, использовать их каждый раз по-разному, в зависимости от целей и задач урока.

Важная роль применения подобных презентаций на уроках - развитие способностей учащихся к визуализации сложных химических процессов. Визуальные образы и модели запоминаются легче, способны долго храниться в памяти. Так, например, объяснение процесса присоединения галогеноводородов и воды к алкадиенам в 10 классе с помощью анимированных схем при написании реакций, дает ощутимый положительный результат (презентация "Алкадиены").

Вашему вниманию предлагается презентация "Алкадиены", предназначенная для проведения урока-лекции по теме: "Диеновые углеводороды" в 10 классе с углубленным изучением химии (6 часов в неделю). Эту же презентацию можно использовать при повторении органической химии для подготовки к ЕГЭ, для отработки умений и навыков при написании реакций присоединения галогеноводородов и воды с использованием правила Марковникова, реакций элиминирования с использованием правила Зайцева, полимеризации.

При проведении уроков по данной теме в 10 классе объяснение рассчитано на 2-3 часа, в зависимости от уровня подготовки учеников. В процессе изучения темы учитель, опираясь на знания учеников по теме "Алкены", углубляет и систематизирует представления о строении непредельных углеводородов, вводит понятие сопряженных связей. Ученики делают выводы о химической активности диеновых углеводородов, сравнивают их с алкенами. Учитель ставит перед учениками проблему определения взаимосвязи строения алкадиенов с их свойствами, ученики находят ответы в процессе совместного обсуждения.

После изучения темы ученикам можно предложить тест (приложение 1).

Таким образом, использование в образовательном процессе мультимедийных презентаций позволяет:

  • развивать образное мышление учащихся, благодаря использованию широких возможностей предъявления визуальной информации;
  • развивать творческое мышление путем использования динамичных, многомерных методов обработки и предъявления информации;
  • разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности, на формирование ключевых компетенций обучающихся.

Работа по все более глубокому внедрению информационных технологий в учебный процесс на уроках химии будет продолжена, т.к. несомненна ее польза для повышения качества обучения лицеистов, усиления интереса к предмету, активизации стремления лицеистов к познавательной деятельности.

Приложение 2.


Приложение 1

Тест "Алкадиены".

1. Общая формула, соответствующая гомологическому ряду алкадиенов:

а) СnH2n

б) СnH2n+2

в) СnH2n-2

г) СnH2n-6

2. Межклассовыми изомерами алкадиенов являются:

а) алкены;

б) циклоалканы;

в) алкины;

г) арены

3. Последующим гомологом бутадиена-1,3 является:

а) пентадиен-1,2

б) гексадиен-1,3

в) пентен-1

г) пентадиен-1,3

4. В молекуле дивинила атомы углерода находятся в состоянии:

а) sp-гибридизации;

б) sp2-гибридизации;

в) sp3-гибридизации

5. Молекула бутадиена-1,3 имеет строение:

а) тетраэдрическое;

б) плоскостное;

в) линейное

6. Двойные связи в молекуле пентадиена-1,4 называются:

а) сопряженными;

б) изолированными;

в) конъюгированными

7. Двойные связи в молекуле гексадиена-2,4 называются:

а) сопряженными;

б) изолированными;

в) конъюгированными

8. Изомером дивинила является:

а) бутадиен-1,2;

б) бутин-2;

в) циклобутан;

г) изопрен

9. Изомером изопрена является:

а) пентадиен-1,2;

б) 2-метилбутадиен-1,3;

в) гексадиен-1,3

г) аллен

10. Дивинил и изопрен являются:

а) газами;

б) жидкостями;

в) твердыми веществами;

г) газом и жидкостью

11. Для алкадиенов наиболее характерны реакции:

а) радикального замещения;

б) электрофильного присоединения;

в) нуклеофильного присоединения

12. Реактив, при помощи которого можно распознать бутадиен-1,3:

а) аммиачный раствор оксида серебра;

б) хлорид алюминия;

в) гидроксид меди (II);

г) бромная вода

13. Реакция нехарактерная для алкадиенов:

а) горения;

б) галогенирования;

в) гидрирования;

г) замещения

14. И бутен, и бутадиен вступают в реакцию:

а) гидрирования;

б) этерификации;

в) замещения;

г) обмена

15. Продукт неполного гидрирования бутадиена-1,3:

а) бутан

б) пентан

в) бутен-2

г) 2-метилбутен-1

16. Выберите уравнение, которое описывает реакцию пропадиена с бромом:

а) С3H4 + Br2 -> С3H4Br + HBr

б) С3H4 + 4Br2 -> С3Br4 + 4HBr

в) С3H4 + Br2 -> С3H2Br2 + H2^

г) С3H4 + 2Br2 -> С3H4Br4

17. Продукт реакции полимеризации бутадиена-1,3:

а) бутадиеновый каучук

б) изопреновый каучук

в) полипропилен

г) хлорпреновый каучук

18. Промышленный способ получения бутадиена-1,3 был разработан:

а) Кучеровым;

б) Лебедевым;

в) Зелинским;

г) Зининым

Ответы:

1-в

2-в

3-г

4-б

5-б

6-б

7-а

8-б

9-а

10-а

11-б

12-г

13-г

14-а

15-в

16-г

17-а

18-б