Цели:
развивающие:
- способствовать развитию умений во всех видах речевой деятельности (слушания, говорения, чтения);
- создание условия для развития способности детей самостоятельно работать с различными речевыми моделями и схемами, таблицами букв и алфавитной лентой;
- способствовать развитию эмоциональной и духовно-нравственной сферы, мышления, памяти, фонематического слуха;
образовательные:
- познакомить с понятием «Звонкие и глухие согласные звуки» на примере звуков [б]-[п], [б]- [п];
- способствовать формированию навыка чтения слов с изученными буквами;
воспитательные:
- прививать интерес и любовь к чтению, к сказкам;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка.
Оборудование
учителя: | учащихся: |
разрезная азбука | Т.М. Андрианова «Букварь» |
демонстрационные схемы | тетрадь к букварю |
герои сказки «Незнайка и его друзья» | пеналы со схемами |
сигнальные линейки |
ХОД УРОКА
1. Организация учащихся.
2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
-Ребята, сегодня у нас в гостях герои сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Первым пришёл сам Незнайка. Он приготовил для вас задания:
- Ответьте на вопросы:
-Какие бывают звуки?
-Что такое гласные звуки? Согласные?
-Какие звуки обозначает буква «Б»? «П»? - Работа с алфавитной лентой с. 51 букваря.
- Чтение слов на с.50.
- Анализ слова пион и составление схемы этого слова. Учащиеся работают самостоятельно, один ученик у доски.
-Ребята, давайте проверим, как вы справились с заданием.
-Молодцы! Незнайка приглашает вас в Цветочный город. Итак, в путь!
Физминутка
3. Работа над новым материалом.
-Посмотрите, по дороге в Цветочный город мы встретили охотника Пульку и его собаку Бульку.
Анализ слов Пулька, Булька.
-Чем различаются эти слова? Первым звуком.
-Какими буквами обозначаются эти звуки?
Слова различаются , так как первые согласные звуки находятся в сильной позиции, после них стоят гласные звуки.
-Прочитайте слова вверху страницы букваря.
Наблюдение за аналогичной ситуацией в словах первых столбиков. Называем первые звуки слов [б]-[п], [б]-[п].
Чтение слов боб, лоб так, как они написаны, затем так, как мы их произносим.
Наблюдение за различным произнесением и написанием. Буквой «Б» в этих словах обозначен звук [п]. Вот почему слова последнего столбика звучат совершенно одинаково.
-Наше путешествие в Цветочный город продолжается. Посмотрите , нас встречает Знайка. Он предлагает познакомиться с правилом.
-Согласные звуки [б]-[п] различаются не только по мягкости-твёрдости, но и по глухости-звонкости. При произнесении звонких согласных слышится шум и голос. Приложите ладонь к гортани и вы почувствуете вибрацию. При произнесении глухих согласных слышится только шум, поэтому никакой вибрации гортани мы не наблюдаем.
-Произнесём ещё раз слова гриб – грипп. Звонкий согласный [б] на конце слова оглушился и совпал со звуком [п]. Это слабая позиция для согласных звуков.
-Произнесём звуки [б]-[п]и звуки [б]-[п]. Они обозначаются буквами «б», «п».
-Посмотрите, мы пришли в Цветочный город. Посмотрите, на пути стоит новый дом-таблица (с.52).
-Почему, буквы «б», «п» живут в разных подъездах?
-Рассмотрите рисунок. Справа от дома-таблицы - глухой лес. Значит, справа в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают глухие парные согласные звуки. Слева – светлый луг с цветами колокольчиками. Слева в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают звонкие парные согласные звуки.
Физминутка
4. Дополнение слогов до слов.
-Ребята, на улицах Цветочного города мы встретили Винтика и Шпунтика. Они приготовили для вас задания: дополнить слоги до слов. С. 51, объяснить два значения слов пробили, разбили.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
-Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой.
-Что нового вы узнали?
-Что на уроке показалось вам самым интересным? Какое у вас теперь настроение?
Окончен урок и вас ждёт перемена.
И шум в коридорах опять.
И хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать.
Спасибо за работу. Молодцы!
Список литературы
- Обучение грамоте в 1 классе по "Букварю" Т.М. Андриановой и "Прописям" В.А. Илюхиной. Программы, методические рекомендации, поурочные разработки – М., АСТ, Астрель, 2008