Класс: 3 («Школа России»)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: урок-диалог.
Цели:
- Образовательная: ввести понятие «доли», научить практически получать доли, записывать их, сравнивать.
- Развивающая: учить анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развивать качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование).
- Воспитательная: развивать умения работать в группе, паре; учиться делить на равные части.
Планируемые результаты обучения: умение получать доли, записывать, сравнивать их.
Оборудование: лента, светофор, схемы долей, карточки, конверты с долями.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.
Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, работа в паре, самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)
Тема самообразования: Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников.
Технологии: ЗОТ, тест-технология, игровые технологии, технология деятельностного подхода.
МПС: литературное чтение, ОЗОМ, технология, физическая культура, связь с жизнью.
План урока:
№ | Этап урока | Приёмы и методы | Время |
1. | Самоопределение к деятельности. | Приветствие. Мотивация. |
1 |
2. | Актуализация знаний. Мотивация. | Игра «Светофор» Частично-поисковый. Побуждение. Подготовка к восприятию, мотив. |
5 |
3. | Постановка учебной задачи. | Обращение. Аналитический, побуждающий от проблемной ситуации диалог. |
4 |
4. | «Открытие» детьми нового знания. | Работа в группе. Практическая работа. Побуждение. Объяснительно-иллюстративный, практический, побуждающе-поисковый |
7 |
5. | Первичное закрепление. | Работа в учебниках и тетрадях. Сравнительный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый |
8 |
6. | Физминутка. | Побуждающе-поисковый | 4 |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самостоятельная работа. Методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха |
5 |
8. | Включение в систему знаний. | Решение задачи на смекалку. Практический |
3 |
9. | Рефлексия деятельности. | Обобщающий, создание ситуации успеха | 2 |
10. | Домашнее задание. | Мотивация | 1 |
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к
деятельности Цель: включение в
учебно-значимую деятельность на личностно
значимом уровне. |
|||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||
Готовность класса к уроку.
Психологический настрой.
– А сейчас ребята откройте тетради и запишите дату и классная работа. |
Проверяют готовность к уроку.
Выполняют действия. |
||||||||||||||
2. Актуализация знаний.
Мотивация Цель: готовность
мышления и осознание потребности к нахождению
нового способа действия. |
|||||||||||||||
Деятельность учителя Игра «Светофор»
Ответы в ленте: 48, 28, 18, 7, 9, 5, 42, 32, 8. Ловушка – «4» Ответы на доске.
Задача. 8 яблок
разделили между двумя братьями. Сколько
яблок получит каждый брат? |
Деятельность обучающихся Обучающиеся показывают карточку с соответствующим ответом на ленте
– 4 яблока |
||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи Цель:
продолжить обучению умения разграничивать свою
область знания и незнания, осознавать постановку
учебной задачи, формулировать проблему. |
|||||||||||||||
Деятельность учителя – Какую
сказку вы вспомнили? Задача. Мама испекла торт. Его разделили поровну между четырьмя детьми. Какую часть торта получил каждый? Запишите решение и ответ. – С чем столкнулись в ходе работы? |
Деятельность обучающихся –
Два жадных медвежонка.
Рисуют на доске. – Не знаем, как записать. |
||||||||||||||
5. «Открытие» детьми
нового знания Цель: формирование и
развитие ЦО к самостоятельной
учебно-познавательной деятельности. |
|||||||||||||||
Деятельность учителя Практическая работа. Работа в группе. Каждой группе дается круг и конверт с сюрпризом. – Это пирог. Разделите его на 2 равные части. – Вернемся к задаче о яблоках. – Получили ответ на задачу о торте, который делили на четверых?
– Что это значит? – Найдите на столе целое, состоящее из трёх
долей. |
Деятельность обучающихся
Выполняют практическую работу. Предлагают свои варианты. – 1 : 2 Подписывают части
1 Прикрепляют к доске.
– Разделили на 4 части и взяли 1.
Прикрепляют к доске остальные доли целого
из 1 , 1 . |
||||||||||||||
6. Физминутка Цель:
умение задавать вопросы, запрашивая недостающую
информацию. |
|||||||||||||||
Деятельность учителя Опора на доли (на доске) – Если показываю 1/2, то приседаете, |
Деятельность обучающихся
1/3 – задания не было. Ловушка. |
||||||||||||||
7. Первичное закрепление Цель:
применение открытого знания в практической
деятельности. |
|||||||||||||||
Деятельность учителя 4) – Что можете сказать о долях? На доске ВЫВОД: Работа по учебнику. С. 80-81 1) Чтение правила вверху с.80 2) № 2 устно Работа в тетрадях С 81, № 3. Сравним доли: ВЫВОД: |
Деятельность обучающихся Ответы детей.
– Чем меньше долей, тем она больше.
Фронтальная работа. Работают по учебнику.
1 1 – Чем меньше долей, тем она больше. |
||||||||||||||
8. Самостоятельная работа Цель:
применение нового способа действия, рефлексия
достижения цели, создание ситуации успеха. |
|||||||||||||||
Деятельность учителя
– У кого все правильно, поднимите руку. |
Деятельность обучающихся Выполняют на карточках
Самопроверка. |
||||||||||||||
9. Включение в систему знаний Цель:
включение «открытия» в систему знаний,
повторение и закрепление ранее изученного. |
|||||||||||||||
– Для чего мы находили доли? Работа в паре. Задача на смекалку. Шоколадку данной формы разломили на 3 равные части. Как это сделали? – Закрасьте каждую часть. |
– Чтобы решать задачи.
Предлагают варианты ответов. 1 |
||||||||||||||
10. Рефлексия деятельности Цель:
формирование и развитие ЦО к умению
анализировать и осмысливать свои достижения. |
|||||||||||||||
Деятельность учителя – С
какой конкретной задачей столкнулись? Выставление оценок. |
Деятельность обучающихся –
Научиться получать доли, записывать их,
сравнивать. |
||||||||||||||
11. Домашнее задание (1
мин.) С. 81, № 3, № 6, задания на смекалку – по желанию. |