Урок 30.
Цели:
- познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь нуждающимся животным.
Оборудование:
- Календарь погоды.
- Иллюстрации месяцев зимы и карточки с названиями месяцев.
- Иллюстрации зимней природы, жизни растений и животных.
- Иллюстрации с дикими и домашними животными.
- Гербарий: веточки ели, сосны, берёзы, осины.
- Плакат «Зима» из комплекта наглядных материалов.
- Белые листы бумаги, ножницы, фломастеры.
- Для опытов лабораторные работы (по группам).
- Рисунки детей.
Символы: слушаем смотрим рассказываем пишем
Ход урока
Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; 2) формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; 3) формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем. |
– Ребята, на прошлом уроке вы рассказывали, какие у вас друзья. – Мы с вами придумывали и составляли правила дружбы. – Давайте прочитаем законы дружбы, которые мы составили? – Что нужно делать, чтобы быть дружными? (Соблюдать правила дружбы) (У детей на партах разложены веточки ели и сосны, листочки для игры «Крестики – нолики») |
|
II. Постановка учебной проблемы | |
Работа в учебнике. 1 4 3 1. Проверка домашнего задания. Ученики рассказывают о красоте зимней природы и демонстрируют свои рисунки. 2. Отгадайте загадки: (слайд) Шуба бела весь свет одела. (Снег) На всех садится, никого не боится. (Снежинка) Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, белка) – Какова будет тема нашего урока? 2 (Зима и животные зимой) – Каков главный вопрос нашего урока? (Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку) – Какие признаки зимы вы можете назвать? (Зимой природа одевается в снежный наряд, льдом скованы реки и озёра.) – Изменилась жизнь растений и животных. Как же связать все эти изменения? Какое из них главное? 5 1. Рассмотрите иллюстрации разных месяцев и расположите их по порядку. 2. Работа с плакатом «Зима» из комплекта наглядных материалов. 3. Рассмотрите «Календарь погоды» – Установите признаки зимней погоды: а) с каждым днём холоднее; б) небо чаще покрыто облаками; в) осадки выпадают в виде снега; г) дни становятся короче, а ночи – длиннее; 3. Беседа о снеге. – Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно) – Снег – что это такое? (Замёрзшая вода) – Как образуются снежинки? 1. Работа с учебником. (с.85) – Что случилось со снежной бабой? – Почему замёрзла река и пошёл снег? 2. Рассмотрите иллюстрацию зимнего леса. – Что вы видите? (Дети высказывают свои предположения) – Каковы особенности жизни деревьев зимой? |
|
IΙΙ. Совместное открытие новых знаний | |
– Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. (Учитель демонстрирует веточки берёзы и осины, разрезает почку; показывает детям). – Но не все деревья сбрасывают листья. (учитель демонстрирует веточки ели и сосны, ученики рассматривают веточку у себя на партах). – Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок) – Ветки каких деревьев вы видите? Как вы их отличаете? 2. Учебник с. 86 – Рассмотрите иллюстрации зимнего леса и найдите, где спрятались звери и птицы. – От кого прячутся звери и птицы? – Какие трудности они испытывают зимой? – Не только растения подготовились к переживанию холодов. Многие птицы осенью улетели в тёплые края. – Вспомните, какие птицы улетели? – Почему птицы улетают? (Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух – очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А причина в том, что зимой исчезают насекомые, которыми кормятся птицы, и им становится всё труднее добывать корм. И всё – таки некоторые из них остаются зимовать). – Какие птицы остаются зимовать? – Почему птицы зимой чаще посещают города и сёла? – Как мы им можем помочь? Физкультминутка: Дети изображают животных зимнего леса. Рассмотрите иллюстрации на доске с изображениями домашних и диких животных.6. – Как их можно сгруппировать? – Почему корова, лошадь, поросёнок и т.д. – домашние животные? Учебник с. 89. – Найдите спрятавшихся от стужи домашних животных и расскажите в паре друг другу, как человек заботится о них.1. Вывод: 4. – Мы назвали много изменений, которые происходят в окружающем нас мире зимой. Какое же из них главное? (Похолодание) (слайд) |
|
ΙV. Совместное применение знаний | |
1. Самостоятельная работа по выполнению заданий в рабочей тетради. 1 4 3 1 1 –й вариант – задание 2; 2-й вариант – задание 3; 3-й вариант – задание 4; Если дети испытывают затруднения: делают жест «Требуется помощь» 2. Игра «Крестики – нолики» (Дети на листочках отвечают на вопросы, ставя «+», если ответ правильный, «0», если ответ неверный). – Прячутся ли насекомые к зиме? (+) – Верно ли, что перелётные птицы не улетают в тёплые края? (0) – Зимующими называют тех птиц, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+) – Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы? (0) – Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+) – Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+) – Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+) – Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0) 3. Работа в паре. Взаимопроверка выполненного задания. (сравнивают с ответами на доске) |
|
V. Практическая работа (опыты) | |
План проведения опытов. (слайд) Оборудование: полиэтиленовые пакеты, разрезанные на части, листы белой бумаги, ножницы, стакан, вода. Ι. Почему снег белый? 1. Возьми прозрачный полиэтиленовый пакет. 2. Нарежь его на мелкие кусочки. Каждый кусочек- это модель снежинки. Сложи все «снежинки» в прозрачный стакан. 3. Посмотри, какого цвета получился «снег» в стакане? 4. Сделай вывод: Снег белого цвета, потому что… (каждая снежинка, это на самом деле прозрачная льдинка, которая отражает свет. Лежат снежинки все по-разному, и свет отражается в разные стороны. Когда свет рассеивается, получается белый цвет). ΙΙ. Почему снег под ногами скрипит? 1.Когда вы идёте зимой по снегу, то слышите как снег скрипит под ногами. Скрип, скрип, скрип… Почему скрипит снег? Как это узнать? Принести снег в класс? Он растает. 2. Будем использовать модель снега, но теперь использует не плёнку, а бумагу. 3. Нарежь её на мелкие части «снежинки». Насыпь их на парту и ладошкой надави на этот «сугроб». 4. Что ты услышал? Раздался скрип. как возник этот звук? Вывод: когда ты сминаешь «снежинки», каждая из них шуршит и потрескивает. Скрип, скрип – скрипит снег под ногами. ΙΙΙ. Какой снег скрипит сильнее? Вспомни, когда снег скрипит сильнее – в холод или в оттепель. В холод снег сухой и твёрдый. В оттепель снег влажный и мягкий. Проведём опыт на бумажной модели снежинки. Тебе потребуется стакан с водой и 2 листочка бумаги – «снежинки». Первый листочек – это модель мокрой снежинки, такой она бывает в оттепель (в тёплую погоду). Опусти листочек в стакан с водой и оставь намокнуть. Второй листочек – это модель сухой снежинки, такой она бывает в морозную погоду. Разорви листочек и послушай звук. Вытащи «мокрую снежинку из стакана с водой, разорви её и послушай звук, раздавшийся при этом. Сделай вывод: начни так «Сухой листочек рвётся с более громким звуком, мокрый листочек разорвался с тихим звуком. Сухой снег в морозную погоду скрипит под ногами сильнее, а мокрый снег в тёплую погоду скрипит под ногами меньше. ΙV. Ты проделал три опыта. Во время прогулки на улице понаблюдай, в какую погоду скрипит снег под ногами. Ответь себе на вопрос, почему снег скрипит? Какой снег скрипит сильнее? |
|
VΙ. Домашнее задание (по желанию) | |
Рабочая тетрадь, с. 32. – Я хочу предложить вам д/з, вы можете выбрать, что захотите сделать: – Раскрасьте морозный узор з.1 р/т – Придумать рассказ « Природа зимой» – Нарисовать рисунок «Животные зимой» |
|
VIΙ. Итог урока | |
2 3 (слайд) – Что узнали нового на уроке? – Ответили ли вы на главный вопрос урока? – Какая главная особенность зимы? – Перечислите основные признаки зимы. – Как похолодание повлияло на жизнь растений и животных? – Объясните, как похолодание связано с видом осадков. – Как люди помогают животным пережить трудное время? – Какую работу мы выполняли? – Чему научились? – На все ли вопросы получили ответы? 4 3 – Кто справлялся легко? – Кому было трудновато? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Отметьте своё настроение в дневнике. |
ТООУ |
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- воспитание трудолюбия, способности к познанию;
- воспитание здорового образа жизни;
- экологическое воспитание;
- эстетическое воспитание.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
- Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно составляли рассказы. - Открытие нового знания
* Отметить учеников, которые правильно сделали выводы. - Применение нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо работали в парах, в группе.