Цель: создать условия для практического применения ранее полученных знаний о реках.
Задачи:
- научить учащихся находить основные реки России на карте РФ, работать с контурной картой, атласом;
- расширить знания детей о реках России, родного края;
- развивать научно-познавательный интерес к предмету, к родному краю.
Оборудование: карта РФ, атлас, контурная карта; фрагмент фильма с демонстрацией реки; трафарет Западно-Сибирской равнины; сообщения о реках России; детские работы-кроссворды, ребусы, рисунки видов транспорта; карточки для проверки ранее полученных знаний (приток, исток, устье, русло).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы с выходом на цель урока
– Закончите написанное высказывание, дополнив карточкой с нужным словом (на доска записаны высказывания, прикреплены, вразброс, карточки с вариантами ответов).
- Место, где река берет свое начало, называется …
- Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется …
- Углубление в земной поверхности, по которому течет река, – это …
- Река, впадающая в другую, более крупную реку, называется …
– Какое слово объединяет все эти слова? (Река)
– Что мы называем рекой? Что такое исток? Приток?
Устье? Русло?
3. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы совершим путешествие по
четырем основным рекам России протяженностью
15.868км, результатом нашего путешествия станет
заполненный «маршрутный лист» (Карточка –
«маршрутный лист» у каждого учащегося)
– Ребята, а что вы ждете от нашего путешествия? (Ответы
учащихся)
Маршрутный лист
Название реки | Протяженность реки | Особенности реки |
Итого: 17 472км |
Демонстрация кадра из фильма
4. Проверка домашнего задания (групповая форма работы)
– Ребята, а как вы приготовились к нашему
путешествию?
– Представьте вид транспорта, на котором будет
путешествовать ваша команда (демонстрация и
комментирование рисунков подготовленных
заранее к уроку)
5. Работа над новым материалом
– А теперь каждая команда представит свое сообщение о реке (Приложение 1), остальные внимательно слушают и по ходу выступления докладчика, заполняют маршрутный лист.
Маршрутный лист
Название реки | Протяженность реки | Особенности реки |
Волга | 3.530км | Самая крупная река Восточно-Европейской равнины |
Лена | 4.440км | Река Средне-Сибирского плоскогорья .Она имеет наибольшее количество притоков. Несет свои воды в Северный Ледовитый океан. |
Енисей | 4.092км | Еще одна крупная река Западно-Сибирской равнины. Енисей берет свое начало в Саянах. Впадает в Карское море. |
Обь | 5.410км | Крупная река Западно-Сибирской равнины. Она имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Впадает в Карское море. |
Итого: 17.472км |
Итогом данного этапа работы, является, заполненный «маршрутный лист».
6. Физминутка (проверка творческого домашнего задания)
Демонстрация кроссвордов, ребусов, итогом разгадывания является демонстрация на карте задуманной реки.
Волга |
Волга |
Обь |
7. Работа с контурной картой (работа с информацией)
– Посмотрите на заполненный маршрутный лист, и полученную информацию, самостоятельно перенесите на контурную карту, используя условные обозначения, если есть необходимость, используйте атлас.
Дополнительное задание с взаимопроверкой: Карандашом зеленого цвета отметьте исток рек, а красным цветом устье рек.
8. Итог урока
– Вот и подошло к концу наше увлекательное
путешествие. По каким рекам мы совершили
путешествия? (Показ рек на карте, использую
памятку по работе у карты)
– Посмотрите на наш «маршрутный лист» и задайте
вопросы, на которые вы бы хотели получить
дополнительные ответы? (В результате
подведения итогов, учитель формирует
дополнительное домашнее задание)
9. Краеведение
– Ребята, перед вами модель ,уменьшенная в несколько раз, Западно-Сибирской равнины. При помощи атласа или карты определите, как называются две значимые реки, протекающие по ее территории, обозначьте их. (Обь, Иртыш, Тобол)
– Чем значимы для нас эти реки? (Находятся
города Сургут и Ханты-Мансийск.)
– А какой город не отмечен на трафарете? (Когалым)
– Что хотели бы вы еще отметить на данном
трафарете? (Реки города)
10. Домашнее задание
– Обозначить город Когалым на трафарете, подготовить сообщение о реках протекающих в нашем городе, придумав «маршрутный лист».