Урок окружающего мира в 4-м классе. Тема: "Реки России", автор учебника А.А. Плешаков

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для практического применения ранее полученных знаний о реках.

Задачи:

  • научить учащихся находить основные реки России на карте РФ, работать с контурной картой, атласом;
  • расширить знания детей о реках России, родного края;
  • развивать научно-познавательный интерес к предмету, к родному краю.

Оборудование: карта РФ, атлас, контурная карта; фрагмент фильма с демонстрацией реки; трафарет Западно-Сибирской равнины; сообщения о реках России; детские работы-кроссворды, ребусы, рисунки видов транспорта; карточки для проверки ранее полученных знаний (приток, исток, устье, русло).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы с выходом на цель урока

– Закончите написанное высказывание, дополнив карточкой с нужным словом (на доска записаны высказывания, прикреплены, вразброс, карточки с вариантами ответов).

  • Место, где река берет свое начало, называется …
  • Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется …
  • Углубление в земной поверхности, по которому течет река, – это …
  • Река, впадающая в другую, более крупную реку, называется …

– Какое слово объединяет все эти слова? (Река)
– Что мы называем рекой? Что такое исток? Приток? Устье? Русло?

3. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы совершим путешествие по четырем основным рекам России протяженностью 15.868км, результатом нашего путешествия станет заполненный «маршрутный лист» (Карточка – «маршрутный лист» у каждого учащегося)
– Ребята, а что вы ждете от нашего путешествия? (Ответы учащихся)

Маршрутный лист

Название реки Протяженность реки Особенности реки
     
     
     
  Итого: 17 472км  

Демонстрация кадра из фильма

4. Проверка домашнего задания (групповая форма работы)

– Ребята, а как вы приготовились к нашему путешествию?
– Представьте вид транспорта, на котором будет путешествовать ваша команда (демонстрация и комментирование рисунков подготовленных заранее к уроку)

5. Работа над новым материалом

– А теперь каждая команда представит свое сообщение о реке (Приложение 1), остальные внимательно слушают и по ходу выступления докладчика, заполняют маршрутный лист.

Маршрутный лист

Название реки Протяженность реки Особенности реки
Волга 3.530км Самая крупная река Восточно-Европейской равнины
Лена 4.440км Река Средне-Сибирского плоскогорья .Она имеет наибольшее количество притоков. Несет свои воды в Северный Ледовитый океан.
Енисей 4.092км Еще одна крупная река Западно-Сибирской равнины. Енисей берет свое начало в Саянах. Впадает в Карское море.
Обь 5.410км Крупная река Западно-Сибирской равнины. Она имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Впадает в Карское море.
  Итого: 17.472км  

Итогом данного этапа работы, является, заполненный «маршрутный лист».

6. Физминутка (проверка творческого домашнего задания)

Демонстрация кроссвордов, ребусов, итогом разгадывания является демонстрация на карте задуманной реки.

Волга

Волга

Обь

7. Работа с контурной картой (работа с информацией)

– Посмотрите на заполненный маршрутный лист, и полученную информацию, самостоятельно перенесите на контурную карту, используя условные обозначения, если есть необходимость, используйте атлас.

Дополнительное задание с взаимопроверкой: Карандашом зеленого цвета отметьте исток рек, а красным цветом устье рек.

8. Итог урока

– Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. По каким рекам мы совершили путешествия? (Показ рек на карте, использую памятку по работе у карты)
– Посмотрите на наш «маршрутный лист» и задайте вопросы, на которые вы бы хотели получить дополнительные ответы? (В результате подведения итогов, учитель формирует дополнительное домашнее задание)

9. Краеведение

– Ребята, перед вами модель ,уменьшенная в несколько раз, Западно-Сибирской равнины. При помощи атласа или карты определите, как называются две значимые реки, протекающие по ее территории, обозначьте их. (Обь, Иртыш, Тобол)

– Чем значимы для нас эти реки? (Находятся города Сургут и Ханты-Мансийск.)
– А какой город не отмечен на трафарете? (Когалым)
– Что хотели бы вы еще отметить на данном трафарете? (Реки города)

10. Домашнее задание

– Обозначить город Когалым на трафарете, подготовить сообщение о реках протекающих в нашем городе, придумав «маршрутный лист».