Сложение и вычитание в пределах 100. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • закрепление умения устно решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100;
  • решение задач;
  • отработка навыка самостоятельной работы.

Развитие универсальных умений и базовых способностей:

  • исследовательских (выявление проблемы и способы ее решения);
  • наблюдательности;
  • умение экспериментировать, анализировать, обобщать;
  • развитие мышления, наблюдательности, понимания, воображения;
  • использование межпредметныхсвязей;
  • привитие любви к учебе;
  • развитие креативности (проявление творческих способностей при выполнении заданий).

Методы обучения:

  • исследовательский;
  • поисковый;
  • проблемный;
  • метод соревнования.

Формы организации учебной деятельности:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Работоспособность обеспечивается сменой разнообразных заданий, интегративности, с учетом интересов детей.

Оборудование:

  • у детей: изображение открытого сундучка, изображение закрытого сундучка,на листке изображение круга с нарисованными глазами, носиком, но без рта,рабочая тетрадь, пенал, линейка, красный карандаш.
  • у учителя: проектор,доска,сувенирный сундучок, изображение сундучка на доску, карточки с дополнительным заданием по вариантам( по степени сложности ), карточки с 10-ю примерами ( 3 штуки),символы заданий( см. ниже), картинки с видами одежды (сарафан, пиджак, кафтан, юбка, сюртук и т. д.).

Ход урока

1. Организационный момент.

- Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок.

Садитесьпоудобнее- начнем скорей урок!

На партах у детей по 2 рисунка с изображением сундучков(закрытый и открытый). У учителя – открытый сундучок (сувенирный вариант)на столе, на доске – изображение увеличенной копии сундучка ученика.

- В чем различие сундучков,которые вы видите на партах? (по цвету; один -открыт, другой – закрыт).

- Это волшебные сундучки, с их помощью я попробую определить ваше настроение.

Те, у кого хорошее настроение, поднимите по моей команде открытый сундучок. А те, чей “дух упал”, дети, которые чувствуют усталость, поднимите закрытый сундучок. Свои негативные эмоции закройте на замок и покажите нам, как крепко вы спрятали свое плохое настроение.

- Поднимите сундучки!

2. Объявление темы урока.

- Сегодня мы продолжим работу по закреплению темы “Сложение и вычитание в пределах 100”. В этот сундучок (изобр. на доске) мы будем складывать все знания и умения, которыми овладеем на уроке. Далее учитель проводит минутный экскурс из истории древнейшего представителя мебельного семейства – сундука. Это может быть оформлено и в виде презентации.Дети попутно вспоминают сказки, в которых упоминаются сундуки (“Аленький цветочек”, “Царевна-лягушка”, “Морозко” и др.).

3. Устный счет.

- Посмотрите на наш сундучок (на доске нарисованный сундучок – копия тех, что на партах у детей. Какой геометрической фигурой является закрашенная сторона? (прямоугольник).

- Вычислив периметр этого прямоугольника,вы узнаете страницу учебника,по которой мы будем работать сегодня на уроке. А что нам надо знать для нахождения периметра этой фигуры? (длину и ширину). Правильно! Измерьте эти величины и вычислите периметр.

- Кто первый нам сообщит страницу учебника? (24)

- Но прежде, чем приступить к работе с книгой, потренируем ум и займемся устным счётом.

Задания для устного счета на доске выводятся с помощью проектора (или,при его отсутствии, пишутся учителем на доске).

50+17-12-23+16-20-16-7+41=

34-12-10+35+13+17-21-34-12=

65+15-40+23-21-12+37-15-32=

- Произведите вычисления. Та цепочка действий, где результат - круглое число, обозначает вид одежды, которая хранилась в сундуках. Произведя вычисления, в двух математических выражениях дети наблюдают результат в виде круглого числа – 10 и 20. На доске представлены разные виды одежды( от старинной до современной). Дети выдвигают предположения, а затем, перевернув объект, говорят о содержимом сундука(сарафан и сюртук).

- Какие ещё вещи могут там быть? (кафтан). А какой сомнительный согласный в этом слове? (Ф).Да, запомните,ребята, как надо писать это слово. Придумайте пример,чтобы ответом было круглое число.

- Молодцы! Хорошо поработали! Какой ряд в этом виде работы проявил себя более других? Доверим представителю этого ряда положить в наш сундучок этот флажок – символ нашей активности при выполнении заданий из устного счёта.

4. Работа с учебником.

- Какую страницу открываем? (24). Какие виды заданий нам представлены? (уравнения, задача, примеры).

- Решим уравнения следующим образом: 1-е уравнение -1-й ряд, 2-е – 2-й ряд, оставшееся – 3-й ряд. Посмотрим, кто быстрее других и правильно справится с этим заданием. Но спешка не нужна . Что гласит народная мудрость ?(Поспешишь- людей насмешишь.) Кто закончит работу, отложит тетрадь на край стола (так я определяю кто как быстро справился с заданием) и приступит к выполнению дополнительного задания. Я заранее раздаю листочек с таким заданием детям, которые быстрее других все выполняют. Есть у меня доп. задания для ребят,которые вдруг справились с работой быстро. Дети знакомы хорошо с этим правилом. Онимолча подходят к столу учителя, и берут самостоятельно тот вариант, который считают для себя выполнимым. Я готовлю его в 3-х вариантах (по степени сложности). При проверке всеми основных заданий - дети отвлекаются от дополнительного. А выполнив др. виды работ раньше других уч-ся,вновь работают с доп. заданием. В конце урока уч-ся сдают мне на проверку то, что сделали самостоятельно.

- Проверяем! (Выявляем победителя) Как правило, находятся дети, которые недооценили себя, плохо справились с основным заданием и перешли к доп. зад. Им класс может напомнить другую народную мудрость. Например, “за 2-умя зайцами...”. Уч-ся из победившего ряда пополняет сундучок символом уравнения (придумайте сами или заранее с детьми).

- И эту вершину знаний мы покорили. Молодцы!!!

Далее класс работает над решением задачи. Это может быть задача из учебника или предложенная учителем (если он считает, что следует отработать др. вид задачи).

Анализ задачи проводится традиционно, составляется краткая запись. А вот решить дети должны сами. Далее – проверка. Я часто предлагаю одному из уч-ся записать решение на крыле доски или на инд. доске. После проверки один из ребят кладет в сундучок символ решения задачи.

- Здорово! Молодцы! А теперь решим примеры. Решать их мы будем по очереди. Я даю каждому ряду листок с примерами. Первый ученик, решив один пример передает листок следующему . Количество примеров-10.(Если в ряду детей меньше, то кому-то придется решить ещё). Победителем будет тот ряд, который не только 1-ым сдаст свой лист, но и не допустит ошибок.

Подводятся итоги этой работы, победители пополняют сундучок-копилку знаний.

5. Релаксация, подведение итогов.

- Вот и заканчивается наш урок. Пора подвести итоги работы. Давайте заглянем в наш сундучок и вспомним чем мы сегодня занимались. А главное - для чего? (Чтобы лучше считать и логически мыслить).На партах у ребят лежат заготовки –это 2 кружочка(символы мордашек) с нарисованными на них глазками и носиком. Дети дорисовывают ротик-улыбку или ротик-грусть. По команде учителя они показывают всем как оценивают свое участие в работе на уроке.Учитель даёт краткий комментарий.

6. Домашнее задание.

Задание можно дополнить творческой работой – раскрасить сундучок по своему желанию так, чтобы все сразу поняли его назначение (для одежды, драгоценностей, инструментов и т. д.)