Цели урока:
– усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов;
– овладение способами проверки безударных гласных в корне слова.
Цели урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:
1. В сфере личностных УУД:
– формирование ценностно-смысловой ориентации;
– развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.
2. В сфере регулятивных УУД:
– постановка учебной задачи, с учетом имеющихся знаний и знаний, полученных в процессе урока;
– умение планировать свою работу;
– учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
3. В сфере познавательных УУД:
– формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей;
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.
4. В сфере коммуникативных УУД:
– умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
– формирование умения слаженно работать в группе, в паре;
– формирование умения полно и четко выражать свои мысли, владея умело речью.
Оборудование: учебник “Русский язык” В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, тетради, доска с интерактивной приставкой, проектор, MacBook (у детей и учителя), конверты с заданиями для групп, орфографические словари.
Ход урока
1. Организация класса на работу.
– Вот и прозвенел звонок. Начинаем наш урок.
Я желаю вам старанья, пониманья и желанья
Много нового узнать, чтобы грамотно писать.
– Ребята, сегодня наш урок пройдет в виде соревнования. Вы разделились на группы.
Группа получает поощрительное очко за каждый правильный ответ. В конце урока мы подведем итог и определим победителей.
– Желаю всем успехов!
2. Актуализация знаний.
– Ответьте на вопросы!
– Как называется главная часть слова?
– Что необходимо сделать, когда уравнение решено?
– Продолжите фразы: а) буквы русского языка делятся на согласные и …;
б) слова, противоположные по значению называются … .
Ответы детей фиксируются на доске (учитель сам выбирает как это сделать, исходя из оснащенности кабинета).
На доске появляются слова: корень
проверка
гласные
антонимы.
3. Определение темы и цели урока.
– Кто догадался, над какой проблемой мы будем сегодня работать?
– Да, мы будем исследовать безударные гласные в корне слова.
– А какое слово, из представленных на доске, лишнее? (антонимы).
– Но если оно появилось на уроке, значит такие слова нам сегодня пригодятся.
– А какую цель мы поставим, чтобы решить главную проблему урока? ( научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова).
– Молодцы!
4. Минутка чистописания.
Учитель предлагает детям по образцу повторить элементы букв. Но я прошу ребят предложить свой “узор” (у них много заготовлено материала дома). Дети всегда с большой охотой предлагают элементы чистописания, причем очень интересные .
5. Формирование новых навыков.
а) Алгоритм выявления безударной гласной и способ ее проверки.
На доске – слайд:
ударная –
сильная –
чёткая –
– Подберите к этим словам антонимы. Вот нам и понадобились эти слова.
Ученики называют:
безударная
слабая
нечёткая
– Попробуем сформулировать способ проверки безударной гласной в корне слова с помощью этой схемы.
Чтобы написать правильно нечеткую гласную, надо сделать ее четкой, т.е. из слабой позиции перевести в сильную, из безударной сделать ударную.
– А какая позиция для гласной считается сильной? ( под ударением)
– А что для этого надо сделать? ( изменить слово или подобрать такое проверочное, чтобы гласная стала ударной, т. е. обрела сильную позицию и стала четкой).
– Как называем слово, которое помогает нам понять какую гласную надо писать? (проверочное)
– А как называем слово, в котором позиция гласной в корне слабая? (проверяемое)
б). Работа над предложением.
На доске высвечивается иллюстрация, на которой дети лепят снеговика.
– Ребята, составьте предложение по этой иллюстрации.
Ученики предлагают разные предложения, останавливаемся на предложении: Ребята слепили снеговика.
На доске появляется: Р.бята сл.пили сн.говика.
– Какие орфограммы пропущены в предложении? (безударные гласные)
Анализируя предложение, дети приходят к выводу, что не все безударные гласные в корне можно проверить. Например, в слове “ребята” нельзя проверить безударную “е”.
– Это словарное слово, его надо запомнить. А чтобы легче было запомнить, можно придумать ассоциативную “запоминалку” к этому слову.
.в). Физминутка.
Ребята под тихую музыку выполняют движения, которые им показывает один из уч-ся.
6. Словарная работа.
На этом этапе урока используется интерактивная приставка mimio к магнитной доске.
На доске высвечивается текст с пропущенными орфограммами ( текст напечатан в программе Перволого). Ученики по очереди выходят к доске и вписывают (используя инструментарий “рисовалки”) нужную букву, поясняя свой выбор. Учителя, которые не имеют ещё такого оборудования, могут просто написать текст на доске.
Определяются слова, которые нельзя проверить. Их записывают в тетрадь: береза, паук, паутина, лягушка, ветер, морозы.
– Есть ли среди этих слов два слова, которые можно объединить в пару? Почему? (паук – паутина, родственные слова).
– А какие слова называются родственные?
– Молодцы!
Учитель демонстрирует ученикам рисунки – ассоциации к вышеуказанным словарным словам.
7. Закрепление новых знаний.
а) Работа в группах.
Учитель раздает детям по конверту (один – на группу). В нем – четыре задания ( по одному – на ученика).
Пример задания: … – м.рской ёж
Ученик подбирает проверочное слово и вставляет букву в проверяемом, ставит ударение и выделяет корень.
Когда ученик справился с заданием, он (по часовой стрелке) передает товарищу ( из своей группы) на проверку свое задание. Капитан команды после всех проверок собирает задания, складывает их в конверт и передает учителю. Педагог определяет очередность выполнения работы, но напоминает, что учитывается правильность выполнения и результат проверки учениками. Поэтому оглашение результатов произойдет позже.
б) Работа с учебником.
Дети выполняют упр. 167 (распределение слов в две группы: проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова).
Есть дети, которые справляются с заданием быстрее других. Им можно предложить придумать свои образы-ассоциации к словарным словам и изобразить их на листочке. Или, для работающих по ФГОСам – новым Стандартам, в программе Перволого изобразить ассоциацию на эти словарные слова..
8. Итог урока. Релаксация.
– Вы хорошо потрудились. Давайте вспомним, чем мы на уроке были озадачены!?
– У вас на парте, у каждого, есть “Лист самооценки”. Заполните его.
Лист самооценки
– Поставь отметки на оценочной шкале.
Оцени, насколько тебе понравился урок
1 2 3 4 5 6 7
Насколько трудны для тебя были задачи урока
1 2 3 4 5 6 7
Оцени своё усердие в решение этих задач
1 2 3 4 5 6 7
Насколько сплоченно работала твоя группа
1 2 3 4 5 6 7
9. Домашнее задание.
Объявление результатов соревнования.