Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов;
– овладение способами проверки безударных гласных в корне слова.

Цели урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

1. В сфере личностных УУД:

– формирование ценностно-смысловой ориентации;
– развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.

2. В сфере регулятивных УУД:

– постановка учебной задачи, с учетом имеющихся знаний и знаний, полученных в процессе урока;
– умение планировать свою работу;
– учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.

3. В сфере познавательных УУД:

– формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей;
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.

4. В сфере коммуникативных УУД:

– умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
– формирование умения слаженно работать в группе, в паре;
– формирование умения полно и четко выражать свои мысли, владея умело речью.

Оборудование: учебник “Русский язык” В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, тетради, доска с интерактивной приставкой, проектор, MacBook (у детей и учителя), конверты с заданиями для групп, орфографические словари.

Ход урока

1. Организация класса на работу.

– Вот и прозвенел звонок. Начинаем наш урок.
Я желаю вам старанья, пониманья и желанья
Много нового узнать, чтобы грамотно писать.

– Ребята, сегодня наш урок пройдет в виде соревнования. Вы разделились на группы.

Группа получает поощрительное очко за каждый правильный ответ. В конце урока мы подведем итог и определим победителей.

– Желаю всем успехов!

2. Актуализация знаний.

– Ответьте на вопросы!

– Как называется главная часть слова?

– Что необходимо сделать, когда уравнение решено?

– Продолжите фразы: а) буквы русского языка делятся на согласные и …;

б) слова, противоположные по значению называются … .

Ответы детей фиксируются на доске (учитель сам выбирает как это сделать, исходя из оснащенности кабинета).

На доске появляются слова: корень

проверка
гласные
антонимы.

3. Определение темы и цели урока.

– Кто догадался, над какой проблемой мы будем сегодня работать?

– Да, мы будем исследовать безударные гласные в корне слова.

– А какое слово, из представленных на доске, лишнее? (антонимы).

– Но если оно появилось на уроке, значит такие слова нам сегодня пригодятся.

– А какую цель мы поставим, чтобы решить главную проблему урока? ( научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова).

– Молодцы!

4. Минутка чистописания.

Учитель предлагает детям по образцу повторить элементы букв. Но я прошу ребят предложить свой “узор” (у них много заготовлено материала дома). Дети всегда с большой охотой предлагают элементы чистописания, причем очень интересные .

5. Формирование новых навыков.

а) Алгоритм выявления безударной гласной и способ ее проверки.

На доске – слайд:

ударная –
сильная –
чёткая –

– Подберите к этим словам антонимы. Вот нам и понадобились эти слова.

Ученики называют:

безударная
слабая
нечёткая

– Попробуем сформулировать способ проверки безударной гласной в корне слова с помощью этой схемы.

Чтобы написать правильно нечеткую гласную, надо сделать ее четкой, т.е. из слабой позиции перевести в сильную, из безударной сделать ударную.

– А какая позиция для гласной считается сильной? ( под ударением)

– А что для этого надо сделать? ( изменить слово или подобрать такое проверочное, чтобы гласная стала ударной, т. е. обрела сильную позицию и стала четкой).

– Как называем слово, которое помогает нам понять какую гласную надо писать? (проверочное)

– А как называем слово, в котором позиция гласной в корне слабая? (проверяемое)

б). Работа над предложением.

На доске высвечивается иллюстрация, на которой дети лепят снеговика.

– Ребята, составьте предложение по этой иллюстрации.

Ученики предлагают разные предложения, останавливаемся на предложении: Ребята слепили снеговика.

На доске появляется: Р.бята сл.пили сн.говика.

– Какие орфограммы пропущены в предложении? (безударные гласные)

Анализируя предложение, дети приходят к выводу, что не все безударные гласные в корне можно проверить. Например, в слове “ребята” нельзя проверить безударную “е”.

– Это словарное слово, его надо запомнить. А чтобы легче было запомнить, можно придумать ассоциативную “запоминалку” к этому слову.

.в). Физминутка.

Ребята под тихую музыку выполняют движения, которые им показывает один из уч-ся.

6. Словарная работа.

На этом этапе урока используется интерактивная приставка mimio к магнитной доске.

На доске высвечивается текст с пропущенными орфограммами ( текст напечатан в программе Перволого). Ученики по очереди выходят к доске и вписывают (используя инструментарий “рисовалки”) нужную букву, поясняя свой выбор. Учителя, которые не имеют ещё такого оборудования, могут просто написать текст на доске.

Определяются слова, которые нельзя проверить. Их записывают в тетрадь: береза, паук, паутина, лягушка, ветер, морозы.

– Есть ли среди этих слов два слова, которые можно объединить в пару? Почему? (паук – паутина, родственные слова).

– А какие слова называются родственные?

– Молодцы!

Учитель демонстрирует ученикам рисунки – ассоциации к вышеуказанным словарным словам.

7. Закрепление новых знаний.

а) Работа в группах.

Учитель раздает детям по конверту (один – на группу). В нем – четыре задания ( по одному – на ученика).

Пример задания: … – м.рской ёж

Ученик подбирает проверочное слово и вставляет букву в проверяемом, ставит ударение и выделяет корень.

Когда ученик справился с заданием, он (по часовой стрелке) передает товарищу ( из своей группы) на проверку свое задание. Капитан команды после всех проверок собирает задания, складывает их в конверт и передает учителю. Педагог определяет очередность выполнения работы, но напоминает, что учитывается правильность выполнения и результат проверки учениками. Поэтому оглашение результатов произойдет позже.

б) Работа с учебником.

Дети выполняют упр. 167 (распределение слов в две группы: проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова).

Есть дети, которые справляются с заданием быстрее других. Им можно предложить придумать свои образы-ассоциации к словарным словам и изобразить их на листочке. Или, для работающих по ФГОСам – новым Стандартам, в программе Перволого изобразить ассоциацию на эти словарные слова..

8. Итог урока. Релаксация.

– Вы хорошо потрудились. Давайте вспомним, чем мы на уроке были озадачены!?

– У вас на парте, у каждого, есть “Лист самооценки”. Заполните его.

Лист самооценки

– Поставь отметки на оценочной шкале.

Оцени, насколько тебе понравился урок

1 2 3 4 5 6 7

Насколько трудны для тебя были задачи урока

1 2 3 4 5 6 7

Оцени своё усердие в решение этих задач

1 2 3 4 5 6 7

Насколько сплоченно работала твоя группа

1 2 3 4 5 6 7

9. Домашнее задание.

Объявление результатов соревнования.