Цели.
1.Дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
2. Формировать чувство патриотизма, воспитывать любовь к родному краю и уважения к историческому прошлому.
3. Активизировать и расширить субъектный опыт учащихся.
4. Мотивировать учащихся на успех и творчество, коллективное и индивидуальное.
5. Развивать аналитико-синтезирующее мышление, умение действовать самостоятельно.
Правила игры.
1. Формируются команды по 5 человек учащихся с 8-11 классов. При формировании команд учитывается желание учеников в выборе партнеров по игре.
2. Количество туров варьируется в зависимости от времени, желания и возможностей учителей и учеников. Каждый тур имеет название.
3. В состав каждой команды входит независимый эксперт из числа учащихся 11 классов, который оценивает работу команды во время прохождения каждого этапа. Эксперт имеет право добавлять баллы быстроту, четкость действий и снимать баллы за излишний шум, агрессию к товарищам, выход в цейтнот.
4. Каждая команда коллективным решением выбирает свой путь продвижения к финалу.
Ответы на “красной” дорожке оценивается в 10 баллов, на “зеленой” - в 9 баллов, на “желтой” - в 8 баллов. После каждого ответа жюри фиксирует количество баллов у каждой команды.
5. В состав жюри входят учителя, старшеклассники - представители совета старшеклассников. Жюри по своей работе является мобильным: оно перемещается от команды к команде к тем, кто готов дать ответы.
6. Итоги подводятся следующим образом: выставляется балл за каждый этап, суммируется итог, исходя из формулы: Е = 10N1 + 9N2 + 8N3,
где Е - число баллов,
N1 - число правильных “красных” ответов,
N2 - число правильных “зеленых” ответов,
N3 - число правильных “желтых” ответов.
7. Эксперты имеют право повышать или снижать баллы в зависимости от плюсов и минусов каждого тура.
Маршрутный лист
Туры | Цвет дорожки | Баллы ха ответ | Плюсы работы команды | Минусы работы команды | Баллы дополнить за: | Баллы снять за: | Сумма баллов |
I |
|||||||
II |
|||||||
III |
|||||||
IV |
|||||||
V |
|||||||
VI |
|||||||
VII |
1 тур. “Двинская земля”
“Все мы родом из детства”, - заметил когда-то замечательный писатель Сент-Экзюпери. И он был абсолютно прав! Именно детство заложило в Ломоносове основы чего-то нового, закалило характер, помогло стать тем, кем он стал…
1. Как назывался остров, где родился М.В. Ломоносов, в старинных грамотах? (Великий)
2. Как выглядела северная деревня во времена Ломоносова? (В центре, во главе деревни, стояла церковь, а вокруг нее находились крестьянские дома и хозяйственные постройки)
3. Чем занимались жители двинских островов? (Морскими звериными и рыбными промыслами)
4. Какие известные места посетил Ломоносов в детстве? (Архангельск, Соловки, Ненокса)
5.Что переходило на Севере из поколения в поколение? (Мастерство)
6. Что побудило рыбацкого отрока оставить “отцовские мрежи” и дойти с “благородной упрямкой” до мировой славы? (Сказались в нем вольный дух новгородских предков и закалка северной природы)
7. Как называлось судно, на котором ломоносов уходил с отцом, опытным помором, в далекие плавания по Белому морю и Ледовитому океану? (Гукор “Чайка”)
8. Кто были первыми учителями Ломоносова? (Дьячок приходской церкви Сабельников, сосед Шубный)
9. Назовите именитых людей Севера. (Братья Строгоновы, Баженины)
10. Какое здание эпохи Ломоносова сохранилось в современном Архангельске? (Гостиные дворы)
2 тур.
“Труды Ломоносова в области литературы,
филологии, мозаичного искусства”
М.В. Ломоносов - это родоначальник не только духовной, научной, но и сатирической, эпической поэзии. Поэтом М.В. Ломоносов был не только по призванию, но и по должности.
1. “На взятие Хотина” - вид стихотворного жанра. (Ода)
2. Название краткого руководства по красноречию, составленного Ломоносовым. (Риторика)
3. Способ приготовления портретов и картин в мастерской Ломоносова. (Мозаика)
4. Какие произведения, кроме научных трудов прославили ученого. (Стихи)
5. Как назвалась первая мозаичная картина Ломоносова? (“Мадонна” - по картине римского живописца Солимены)
6. Какой вклад внес Ломоносов в просвещении? (Открыл в Москве университет и гимназию при нем, ввел обучение на русском языке, добился приема в учебные заведения детей с низшего сословия)
7. Какую роль сыграл Ломоносов для развития русского национального языка? (Отделил русский язык от церковно - славянского языка; ввел профессиональный язык, связанный с кораблестроением и мореплаванием; создал нормы русского языка; написал учебник “Русская грамматика”)
8. Как называлась знаменитая картина, созданная Ломоносовым? В чем ее особенность? (“Полтавская баталия”. Сделана из стеклянной мозаики)
9. Какие три принципа русской орфографии выдвинул М.В. Ломоносов? (Три принципа русской орфографии: фонетический, морфологический, исторический)
10 . В каком году Ломоносов произносит “Похвальное слово” в честь Петра I? (В апреле 1755 года)
3 тур.
“Задачи, связанные с жизнью и деятельностью
М.В.Ломоносова”
Чтобы узнать факты жизни и деятельности М.В. Ломоносова, нужно решить следующие задачи.
1. М.В.Ломоносов родился в деревне Мишанинской близ Холмогор, что в 75 км от Архангельска. Сколько времени затратит купец на поездку из Холмогор в Архангельск, если нагруженный рыбой он едет на лошади, запряженной в телегу, со скоростью 3 км/ч, без груза – 5 км/ч, время, затраченное на продажу рыбы на рынке в Архангельске составляет 6 ч. Ответ дайте в часах.
Решение:
1)75:3=25 (ч) время на дорогу с нагруженной телегой;
2) 75:5 = 15 (ч) время на дорогу без груза;
3) 25 + 15 + 6 = 46 (ч) время, затраченное на всю поездку.
Ответ: 46 ч.
2. Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Расстояние от берега Белого моря до архипелага 45 км. Сколько морских милей преодолевали в таком походе рыбаки, если международная морская миля равна 1852 метрам?
Решение:
1) 45 км = 45000 м;
2) 45000:1852 ? 24,30 (морских мили)
Ответ: 24,30 морских мили.
3. В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Это произошло в 7 верстах от начала пути. Сколько километров в день в среднем проходил Ломоносов в каждый за эти три дня, если 1 верста равна 10668 м (ответ округлите до целых).
Решение:
1)10668 • 7 = 74676 (м) прошел Ломоносов за три дня;
2) 74676:3 = 24892 (м) проходил Ломоносов в среднем за
один день;
3) 24892 м = 24,892 км
Ответ: 24,892 км
4. 15 января 1731 года М.В. Ломоносов поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Обучаясь там, имел в день один алтын жалованья. При этом тратил на пропитание одну денежку на хлеб и одну денежку на квас. Сколько денежек у него оставалась на остальные нужды, если 1 алтын составляет 3 копейки, а 1 копейка – 2 денежки?
Решение:
1) 1 алтын = 3 копейки
2) 1 копейка = 2 денежки
3) 1 алтын = 6 денежек
4) 6 – 1 – 1 = 4 (денежки) оставалось у Ломоносова на
остальные нужды.
Ответ: 4 денежки.
5. В Петербурге по инициативе М.В. Ломоносова была построена первая химическая лаборатория. Первый камень фундамента был заложен 3 августа 1748 г. Постройка шла быстро, и 12 октября 1748 г. была завершена. Сколько дней строили эту лабораторию?
Решение:
1) 31 – 2 = 29 дней в августе;
2) 30 дней в сентябре;
3) 12 дней в октябре;
4) 29 + 30 + 12 = 71 (день) строили химическую лабораторию
Ответ: 71 день
6. М.В. Ломоносов руководил группой художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями. В 1764 году была завершена работа над мозаичной картиной “Полтавская баталия”, размеры которой составляли 14 футов длиной и 9 футов высотой. Найдите площадь картины в квадратных сантиметрах, если 1 фут составляет 30,48 см.
Решение:
1) 1 кв. фут = 929,0304 см2;
2) 14•9 =126 (кв. футов) площадь картины;
3) 126 • 929,0304 = 117057,8304 см2
Ответ: 117057,8304 см2.
4 тур. “Ломоносов и химия”
М.В. Ломоносов был великий человек. Его ясный ум, полный беспокойного желания все понять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его. Один из таких предметов - химия.
1. Какой химический процесс наблюдал Ломоносов в родном Поморье в юности? (Процесс кристаллизации поваренной соли при ее выварке)
2. В каком году М.В. Ломоносов получил звание профессора Петербургской Академии наук по химии? (В 1745 году)
3. Химический сосуд, изобретенный Ломоносовым. (Реторта)
4. Название, которым Ломоносов обозначил молекулу. (Карпускула)
5. Где находилась химическая лаборатория Ломоносова? (В Усть-Руднице)
6. Сколько опытов провел Ломоносов, открывая мозаичное дело? (Изобрел состав мозаики, провел более 4000 опытов)
7. Какое произведение Ломоносов посвятил химии? (“Слово о пользе химии”)
8. Как называется закон, открытый М.В. Ломоносов в 1748 году и экспериментально доказанный в 1756 году? (Закон сохранения массы веществ)
9. Как называется “наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях”? (Физическая химия)
10. Наука, которой Ломоносов предсказал великое будущее”. (Химия)
5 тур.
“Заслуги Ломоносова в области физики и
астрономии”
Основываясь на атомно-молекулярной теории строения вещества, Ломоносов сумел дать правильное объяснение многим физическим явлениям, смысл которых до него либо оставался неясным, либо понимался неправильно. Труды Ломоносова по физике охватывали большой круг проблем. Он занимался изучением молекулярно-кинетической теории теплоты и газов, исследованиями атмосферного электричества, разрабатывал теорию света и цветообразования, рассматривал вопросы, связанные с изучением массы и веса тела, проводил опыты по замораживанию ртути и т.д.
1. В каком году Ломоносов был зачислен в штат Петербургской Академии наук адьюнктом (стажером) по физике? (В 1742 году)
2. Как назвался знаменитый прибор для ночного видения, изобретенный Ломоносовым? (“Ночезрительная труба”)
3. Что говорил ученый о взаимосвязи физики и химии? (“Химия без знаний физики подобна человеку, который должен искать все ощупью”)
4. Какие приборы создал Ломоносов? (Барометры (универсальный, самопищущий, морской); большой маятник для измерения силы тяжести, особо точные весы и другие)
5. Как назвался прибор для определения направлений скорости ветра, изобретенный Ломоносовым? (Анемометр)
6. Что было открыто Ломоносовым на планете Венера? (Атмосфера)
7. Что создал Ломоносов одновременно с разработкой молекулярно-кинетической теории теплоты? (Основы молекулярно-кинетической теории газов)
8. Какое явление природы, наблюдаемое Ломоносовым в Северном Ледовитом океане, было объяснено в “Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящей”? (Северное сияние)
9. Количество заметок по физике и корпускулярной философии? (276 заметок по физике и корпускулярной философии)
10. Где и когда М.В.Ломоносов произнес “Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющую”? (1 июля 1756 г. в Публичном собрании Петербургской академии наук)
6 тур.
“Имя Ломоносова на карте мира”
Именем Ломоносова названы города и села, площади и университеты, учреждения культуры, клубы, театры, библиотеки.
1. Сколько раз встречается имя Ломоносова на карте Арктики? (8 раз)
2. Сколько раз встречается имя Ломоносова на карте мира? (19 раз)
3. Назовите места города Северодвинска, связанные с именем Ломоносова. (Улица Ломоносова, площадь Ломоносова, памятник М.В. Ломоносову, филиал Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова)
4. Назовите места города Архангельска, связанные с именем Ломоносова. (Проспект М.В. Ломоносова, Ломоносовский округ, Архангельский областной театр драмы имени М. В. Ломоносова, центральная городская библиотека имени М.В. Ломоносова, Архангельский городской лицей имени М.В. Ломоносова, Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова)
5. В каком году деревня Денисовка переименовано в село Ломоносово? (1911)
6. Какому городу и когда присвоено имя Ломоносов? Чем знаменит этот город? (Ораниенбаум - первоначальное название города Ломоносова Ленинградской области - был переименован в 1951 году. В городе Ораниенбаум ученым была создана стекольная фабрика и лаборатория.)
7. Как увековечена память Ломоносова о его астрономических исследованиях и открытиях? (На карте атласа Луны отмечен кратер “Ломоносов”.)
8. На каком острове имя Ломоносова встречается дважды? (Остров Шпицберген)
9. Что названо именем Ломоносова в Антарктиде? (Горный хребет, 1961)
10. Где находится подводный хребет имени М.В. Ломоносова? (Северный Ледовитый океан)
7 тур.
“Слово о Ломоносове”
Ломоносов был впереди своего века и предсказал будущее России. Он видел Россию передовой, экономически развитой, просвещенной. Его мечты сбылись. Ломоносов внес новую мысль в развитие множества наук. Изучением жизни и деятельности ученого занимались многие известные личности в разные исторические эпохи.
Кому принадлежат следующие высказывания:
1. “Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик”. (Н.А. Некрасов
“Школьник”)
2. “Да, велико его значенье -
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему”. (Ф.И.Тютчев)
3. “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, художник и стихотворец - он все испытал, все проник”. (А.С.Пушкин в статье “Путешествие из Москвы в Петербург”)
4. “Факел учености на Руси зажег крестьянский сын из - под Холмогор Михайло Ломоносов”. (Ф.А. Абрамов)
5. “С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим”. (В.Г. Белинский в статье “Литературные мечтания”)
6. “…Первый русский ученый в европейском смысле этого слова был Ломоносов - естествоиспытатель”. (Д.И.Менделеев)
7. “В мозаичных портретах и картинах, можно сказать, синтезировался весь Ломоносов с его глубокими и конкретными химическими знаниями, техническим уменьем, оптической и художественной зоркостью к цвету”. (С.И. Вавилов)
8. “Всякое прикосновение к любезной его сердцу России, на которую он глядит под углом ее
сияющей будущности, исполнены его силы чудотворной”. (Н.В.Гоголь)
9. “Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела”. (Б. Шергин)
10. “Ломоносов был первым образователем нашего языка, первый открыл в нем изящность, силу и гармонию. (Н.М.Карамзин)
Cертификат (Приложение)