Применение компьютера на уроках математики

Разделы: Математика


Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс можно на уроках активно использовать информационные технологии.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Итак, компьютерные технологии позволяют:

  • выиграть время для более интенсивного обучения;
  • сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;
  • вовлечь всех детей в учебный процесс;
  • вводить новое через компьютерные технологии;
  • развивать творчество и самостоятельность школьников.

Компьютер на уроке математики я применяю в режимах:

  1. Демонстрационный режим (демонстрация материала, а затем идёт обсуждение увиденного и услышанного).
  2. Индивидуальный режим или фронтальная самостоятельная работа (все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах).
    Для учащихся – это трудная работа, так как учащиеся привыкли играть с компьютером, а здесь нужно добывать знания и применять их для решения конкретных задач.
  3. Дистанционный режим или учебно-исследовательская практическая работа (учащиеся получают индивидуальные задания для самостоятельной или практической работы).

Остановлюсь подробнее на фрагментах некоторых уроков, при проведении которых я применяю ИКТ.

Демонстрационный режим.

Этот тип уроков – один из самых распространённых на сегодняшний день. Для его проведения требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации, презентации по различным темам. Уроки такого типа просто незаменимы сегодня. Ещё К.Д.Ушинский говорил: “Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются”.

  1. Фрагмент урока геометрии в 10 классе на тему «Скрещивающиеся прямые». Признак скрещивающихся прямых, как новая тема дается в виде презентации (слайды 6,7,8).
  2. Фрагмент урока алгебры в 10 классе на тему «Преобразование графиков» (слайды 9,10,11).

Процесс построения графиков тригонометрических функций очень трудоемкий и затратный по времени. Применяя компьютер, быстро и наглядно можно увидеть преобразование графиков. Компьютер выступает на этом уроке как инструмент для построения графиков тригонометрических функций. Решение этих задач с помощью компьютера вызывает интерес у учащихся, способствует более глубокому усвоению учащимися учебного материала, повышает познавательные возможности старшеклассников, формирует у них умение самостоятельной работы.

Фронтальный режим.

Фрагмент урока алгебры в 7 классе на тему «Линейная функция и ее график» (слайды 13, 14). На этом уроке компьютер применяется при выполнении устной фронтальной работы с классом. С помощью слайдов компьютерной презентации, учащиеся отвечают на вопросы по готовым графикам, сопоставляют графики и им принадлежащие формулы. Презентация разработана так, что графики уже построены, а это экономит время на уроке.

Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении, сравнимость результатов для разных групп учащихся.
На слайдах 15-19 можно увидеть фрагмент тестирования в формате ГИА-9 с выбором ответов по теме «Линейная функция».

На одном из уроков геометрии в 10 классе я учащимся предлагаю разноуровневое практическое задание на построение сечений. Каждому ученику выдаются листочки с пирамидами и кубами, где расставлены точки, через которые должно проходить сечение. После того как ребята сдадут выполненную работу, им предлагается посмотреть на правильно выполненное задание, которое представлено на слайдах 20-24.

Таким образом, применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

  • экономию времени при объяснении нового материала
  • представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде
  • воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала
  • дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала
  • постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися

Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации и повышает интерес к предмету.