Работа над местоимениями

Разделы: Начальная школа


Теоретические основы изучения морфологии начинаются с периода обучения грамоте до окончания начального курса обучения. Морфология показывает грамматические формы самостоятельных частей речи. Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, ученик ориентируется, конечно же, на вопрос. Но для глубокого изучения слова этого мало. Для того чтобы ученик осознано различал часть речи слова, необходимо знать определенные признаки. Например, какое значение у слова, то есть это предмет, признак предмета, действие предмета; или грамматические признаки – мог определить род, число, падеж (у существительного и прилагательного), определение времени, рода в прошедшем времени (у глагола), или определить роль слова в предложении, необходимо также определить самостоятельная или служебная часть речи. Общие понятия о словах вводятся в первом классе, а затем постепенно расширяются, уточняются и систематизируются в последующих классах. Например, в первом классе даются понятие «слово» и «предмет». Дети должны понять, что это совершенно разные определения. Для этого выполняют определенные задания. Учитель показывает определенный предмет. Учащиеся отвечают на вопросы: что вы можете рассказать об этом предмете? Какой он? Какие действия выполняет он? А что вы скажите о слове? Сколько в нем слогов? и т.д. Постепенно учащиеся начнут определять и другие части речи, их грамматические признаки. Подобная работа проходит для определения глагола, прилагательного, местоимения.

Для того, чтобы ученик научился анализировать, сравнивать, рассуждать и на основе этого делать выводы, учитель должен создавать проблемные ситуации. Поэтому, уроки стараюсь строить так, чтобы дети могли сами придти к нужным мне выводам. В зависимости от целей и задач урока подбираю и соответствующий дополнительный материал. В качестве иллюстрации приведу план урока по теме: «Определение местоимений в речи».

Цели урока:

Дидактические:

  • наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;
  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • формирование элементарных лингвистических компетенций.

Развивающие:

  • развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
  • развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

  • воспитание навыка самостоятельности;
  • формирование чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. На доске слова: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (Константин Паустовский)

- Как вы понимаете эти слова?

Сегодня мы на уроке будем продолжать обогащать наш русский язык, узнавать новое и работать над грамотностью письма.

III. Работа над темой урока.

А) Прочтение текста.

Лев спал. Мышь пробежала по телу льва. Лев проснулся и поймал мышь. Мышь стала просить, чтобы лев пустил ее. Мышь сказала:
- Если пустишь, то добро получишь.
Лев засмеялся, что мышь обещает добро сделать, и отпустил мышь.
Потом охотники поймали льва и привязали льва веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала:
- Теперь видишь – бывает и от мыши добро.
Л.Н.Толстой.

Б) Работа с текстом.

Повторное прочтение текста учащимися.

- Понравился вам текст. Почему?

- Какой частью речи является слово «мышь»? Как исправить текст, чтобы он был красивым на слух?

- Для чего существуют местоимения в речи?

Чтение текста учебника стр. 128.

Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

- Работа по предложениям: замена существительных – местоимениями, запись текста в тетрадях.

Определить основы предложений, их структуру (простое или сложное).

- Прочтение полученного текста.

Лев спал. Мышь пробежала по телу льва. Он проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы лев пустил ее. Мышь сказала:
- Если пустишь, то добро получишь.
Лев засмеялся, что мышь обещает добро сделать, и отпустил ее.
Потом охотники поймали льва и привязали его веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала:
- Теперь видишь – бывает и от меня добро.

- Понравился вам новый текст?

В) Определение грамматических признаков местоимений.

На доске: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Закрепляем материал. Что узнали о местоимении? Продолжите:

  1. Местоимения – заменяют .......
  2. Местоимения – указывают .......

Поэтому, называются ЛИЧНЫМИ и стоят в именительном падеже.

Эти местоимения распределяются по лицам:

  Единственное число   Множественное число
1 лицо Я МЫ
2 лицо ТЫ ВЫ
3 лицо ОН, ОНА, ОНО ОНИ

IV. Закрепление темы.

Я подобрала шутливые вопросы, в отгадках которых будут местоимения:

Запись слов:

  1. Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (Я-мы.)
  2. Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь-я.)
  3. Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова - название детской болезни. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Я-корь.)
  4. Первый слог – личное местоимение 2-го лица. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – название овоща. (Ты-ква.)
  5. Первый слог слова – личное местоимение 1-го лица, второй и третий – синоним к слову «горе». Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-беда.)
  6. Первый слог слова – личное местоимение 1-го лица, второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Я-щик.)
  7. В каком местоимении два звука, одна буква? (Я.)
  8. За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву «ц», чтобы получилось животное из породы грызунов. (За-я-ц.)

V. Итог урока.

Мы сегодня продолжили знакомиться с самостоятельными частями речи, местоимениями. Надеюсь, что наша речь станет богатой, меткой, могучей и поистине волшебной.