Цели и задачи:
- Зажечь искорку любви и интереса к жизни родного края, к его истории, к его природе.
- Познакомить учащихся с ценностями родного края, с традициями и бытом горожан.
- Развить способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.
Оборудование:
- карта Московской области;
- запись песни «Солнечногорский вальс»;
- фотографии города,
- изображения гербов и флагов нескольких районов Московской области;
- изображение поэтов и художников;
- записи звуков леса, записи песен военных лет;
- проектор, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок,
Работаем старательно,
Слушаем и запоминаем
Ни минуты не теряем.
II. Тема урока.
(Звучит 1 куплет песни «Солнечногорский вальс» (слова В. Гнедак, музыка В. Аверина).)
Учитель:
На этой большой планете
В огромной такой стране
Есть город один на свете
Который так дорог мне.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по нашему любимому городу, побываем в его прошлом с помощью машины времени. Но чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо ответить на вопросы (на доске карта Московской области).
- С какими районами Московской области граничит Солнечногорский район? (Солнечногорский район расположен на северо-западе Московской области. Граничит с Клинским, Истринским, Химкинским, Красногорским, Дмитровским, Мытищинским районами.)
- Какие реки и озера протекают в нашем районе? (Протекают реки Клязма, Сестра, Истра, Сходня. Озера Круглое, Бездонное и крупнейшее озеро Подмосковья – Сенежское.Самый крупный водоем – Истринское водохранилище.)
- Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе? (Глина, гравий, торф, известковый туф.)
- Выберите из гербов и флагов, находящихся на доске, герб и флаг нашего города. (Символы района – Солнце и гора.)
Вы ответили на все вопросы. Молодцы! Можно отправляться в путешествие. Подняли ручки вверх, опустили вниз – считаем 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Поехали!!! (Дети стучат ногами.) Стоп! Остановка.
III. Объяснение материала.
Учитель: Кто это нас встречает?
(Выходит заранее подготовленный ученик в русском костюме с хлебом-солью и рассказывает об истории образования города.)
Ученик: Родоначальником города Солнечногорска стало село Гомзино. Старорусское слово «гомза» означает «кошелек». Это указывает на торговый характер села, расположенного в удобном для торговли месте – по пути купцов из Москвы в Петербург. Существует красивая легенда, что Екатерина Великая, подъезжая рано утром к селению, увидела как из-за горы встает солнце и, пораженная открывшейся красотой, воскликнула «Боже, какая солнечная гора!» И село получило название «Солнечная гора», от которого и произошло название города «Солнечногорск». Село «Солнечная гора» стало второй почтовой станцией с путевым дворцом на Петербургском тракте. (Указывает на изображение путевого дворца, висящего на доске). В прошлом жители Солнечногорья занимались ямским извозом, производством и обжигом кирпича, ткали проволочную сетку.
Учитель: Скажем спасибо за такой интересный рассказ. А наше путешествие продолжается. Подняли ручки вверх, опустили вниз – считаем 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Поехали!!! (Дети стучат ногами.) Стоп! Остановка. Кто это нас встречает?
(Звучит песня времен войны. Выходит заранее подготовленный ученик в военной одежде и рассказывает о военных годах Солнечногорья.)
Ученик: 22 июня 1941 года Солнечногорье перестраивается на военный лад. Все для фронта, все для победы! В районе были созданы 2 партизанских отряда. Придя в наш город гитлеровцы подвергли мирных жителей грабежу и насилию. В нашем лицее немцы сделали конюшню на 1 этаже и госпиталь на 2ом. Они сожгли и разрушили 3 127 домов, 40 деревень сожжены были дотла. Из 49 школ района сожжены и разрушены было 37. Солнечногорск был освобожден 12 декабря 1941 года. В этом году исполнилось 70 лет тем событиям. По окончании боевых действий на территории района насчитывалось 270 воинских захоронений. Сегодня в Солнечногорье 38 братских могил. (На доске изображения памятников).В честь героев Великой Отечественной Войны названы улицы Солнечногорска – Ухова, Тельнова, Безверхова, Маркина, Баранова, Тамойкина. Прах неизвестного солдата, находящийся у Кремлевской стены, был поднят из солнечногорской земли.
Учитель: Вы знаете, что в нашем городе, 12 декабря ежегодно проходит вахта памяти. Мы с вами тоже принимаем в этом участие. На доске фотографии.
Скажем нашему гостю спасибо. Теперь можем отправляться дальше. Подняли ручки вверх, опустили вниз – считаем 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Поехали!!! (Дети стучат ногами.) Стоп! Остановка. Кто это нас встречает?
(Звучат звуки леса. На доске картина И.И.Левитана «Озеро. Русь». Выходит заранее подготовленный ученик в костюме художника и рассказывает о известных поэтах и художниках, имеющих отношение к Солнечногорскому району.)
Ученик: Живописная природа Солнечногорья дарила вдохновение творческим людям России. В нашем районе расположено поместье «Шахматово», где жил великий поэт А.А.Блок (показывает на изображение на доске).В усадьбе «Середниково» жил и работал поэт М.Ю.Лермонтов (показывает на изображение на доске). Природа наших мест была источником вдохновения для творчества И.И.Левитана. Картина «Озеро. Русь» написана с натуры Сенежского озера и хранится в Русском музее города Санкт-Петербурга.
Учитель: Скажем спасибо нашему гостю. К сожалению, наше путешествие подходит к концу. Мы обязательно и дальше будем изучать историю нашего года, его традиции. Ведь мы любим наш Солнечный город, гордимся им. Теперь внимание на доску.
(С помощью проектора показывается презентация о городе (фотографии прошлого и настоящего под песню «Солнечногорский вальс»). После окончания презентации к доске выходят 5 учеников и читают стихи, посвященные Солнечногорью.)
Ученик 1:
Бегут года, плывут века,
Ту гору не узнать
Она не то, что век назад,
На ней теперь возвышен град.
Свободный и счастливый,
Стоит он на горе
Надежд и жизни полный
Красуясь на заре.
И озеро как в старину,
Пленяет нас прохладой.
Нет лучше места на земле!
Другой мне родины не надо!
Ученик 2:
Люди славные живут
В городе моем:
Сеют, лечат, учат, шьют.
Нет милей родного края,
Нет милей родных полей.
Ученик 3:
Плывут над Сенежем рассветы,
Туманы тают над водой.
Зеленым шелком разодеты,
Березы шепчутся с волной.
Ученик 4:
Шумите родные березы
Мой солнечный город,
Ты выдержал грозы,
Удары фашистской волны.
У обелисков тюльпаны и розы
Бойцам, не пришедшим с войны.
Ученик 5:
Красива земля Подмосковья –
Поля, перелески, пригорки,
Но лучше всех все-таки город,
Зовущийся Солнечногорском!
Учитель: Вот и закончено наше путешествие.
Домашнее задание: конкурс рисунков «Город под солнцем», ответить на вопросы викторины (листок с вопросами получает каждый учащийся).
Вопросы викторины:
- Назовите зверей, живущих в наших лесах.
- Какой зверь в наших лесах самый крупный?
- Назовите заповедники нашего района.
- Назовите преобладающую породу деревьев наших лесов.
- Какая рыба водится в наших озерах?
- Как фашистами было использовано озеро Сенеж?
- Что означают три сомкнутых штыка на обелиске Славы на 40км Ленинградского шоссе?
- Что вы знаете о подвиге учительницы Новаковой Анастасии Федоровны?
- Когда в Солнечногорске была построена первая средняя школа?
- В каком году рабочий поселок Солнечногорск получил статус города?
Список используемой литературы:
- «Мое родное Солнечногорье», учебное пособие. Изд-во ООО «Гном-Пресс», 1998г.