Развитие умения ставить вопросы "кто, что" к словам. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: развивать у детей умения ставить вопросы кто? и что? к словам.

Задачи урока:

- формировать умения различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, учить правильно, ставить вопросы кто? и что? к словам;

- развивать у детей орфографическую зоркость, речь, внимание, интерес к родному языку;

- воспитывать бережное отношение к родной природе.

Оборудование: диск с мультимедийной презентацией, словарные слова на карточках, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: “Прозвенел звонок, начался урок русского языка”.

2. Чистописание.

(Слайд 1)

Учитель: “Написание, каких двух букв мы сегодня будем писать? (Д, Т)

(Слайд 2)

Учитель: “Чем интересны звуки, которые обозначаем этими буквами?”.

(Парные согласные. Слайд 3)

(Орфограмма в русском языке. Слайд 4)

Учитель: “Напишем эти буквы. Будьте внимательны!”.

(д / т д / / т д / / / т)

3. Подготовка к знакомству с темой урока. (Слайд 5)

Учитель: “Посмотрите на предметы. Как спросить о них: - Кто это? или что это? Назовите предметы”. (Дятел, дуб, Дима, тигр, тарелка, тракторист)

Учитель: “Запишите только одушевлённые существительные”.

(Записывают на второй строке)

Коллективная проверка. (Слайд 6). (Дятел, Дима, тигр, тракторист)

Учитель: “Назовите животных, которые проживают у нас на Кубани”. (Дятел)

Учитель: "А как назвать остальные существительные?”. (Неодушевлённые)

Учитель: На какой вопрос они отвечают?

- А теперь предположите, какая тема сегодняшнего урока.

(Выслушиваются варианты ответов детей.)

4. Сообщение темы урока.

Учитель: Да, мы будем учиться правильно задавать вопросы к именам существительным.

5. Словарная работа.

Учитель: Кого и что мы встретим на пути, ты помоги им домик свой найти. Слова записываем в два столбика.

На доске: р.бята Р.ссия гражд.не д.рога с.бака ов.щи т.традь .ртист.

<Рисунок 1>

Самопроверка.

(Слайд 7)

Учитель: Придумайте и запишите по одному существительному в каждый столбик. (Дети читают свои слова, доказывая правильность выбора)

6. Физминутка.

(Ребята стоят около своих парт. Учитель называет существительные. Если существительное обозначает одушевлённый предмет, дети хлопают. Если неодушевлённый – топают один раз)

(Веселье, слон, школа, труд, грусть, Люда, Краснодар, море, Сочи, астра, камень, ученик, Мурка, врач.)

7. Работа по теме урока.

(Слайд 8)

а) Учитель: Прочитайте предложения. Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению. (Надо расположить предложения, учитывая в каждом из них количество слов, отвечающих на вопросы кто? и что?)

  • Чудесный холодильник.
  • Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике.
  • Пища песцов – рыбы и птицы.
  • Они кладут добычу в нору.
  • Песцы хранят свои запасы в вечной мерзлоте.

(Проверка проводится коллективно)

(Слайд 9) (Правильный текст)

Учитель: Ребята, как вы понимаете словосочетание “вечная мерзлота”?

- Почему текст имеет такой заголовок?

- Спишите. Обозначьте ударение в словах, подчеркните все “опасные места” в словах.

(Слайд 10) (Текст с изученными орфограммами)

Учитель: Назовите изученные орфограммы.

б) Игра “Волшебное превращение” (Слайд 11)

Учитель: Посмотрите на предметы, назовите их. (Мак, сок, капля, коса.)

- Как называются эти части речи? (Cуществительные)

- Докажите! (Отвечают на вопрос что?; обозначают предмет)

- Как называются такие существительные? (Неодушевлённые)

- Замените в каждом слове одну букву так, чтобы оно отвечало на вопрос кто? (Рак, сом, цапля, коза)

- Запишите в тетрадь. Подчеркните изученные орфограммы. (Коллективная проверка)

8. Итог урока.

Учитель: О чём надо знать, когда задаёшь вопросы кто? и что? к словам?

- Посмотрите, верно ли заняли свои места на корабле одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? (Нет, перепутали места)

- Исправьте ошибки!

(Слайд 12) (Путаница) (Слайд 13). (Без ошибок)

Учитель: Потрудились вы на славу,отправляемся на нашем кораблике к неизведанным знаниям по русскому языку!

9. Домашнее задание.