Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени
Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучше только для себя»». 21 век объявлен ЮНЕСКО веком образования, а система же образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Мы живём в мире, имя которой биосфера. Наш дом лишь ничтожный уголок необъятного космоса.
Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией, средой для экологического воспитания. Появление и развития современных экологических проблем связывают со сверх потреблением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Это следствие глобального кризиса личности, который проявляется в росте агрессивности, жестокости, дефицита ответственности перед будущими поколениями за состояние природной среды в мире. Я работаю над проблемой «Формирование знаний о сущности взаимодействия человека и природы». Главная цель моего воспитания: воспитание экологически грамотной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности, любящей и знающей свой родной край. Работу веду по трём направлениям:
- «Школа наш дом – изучим экологию в нём».
- «Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя».
- «Береги здоровье смолоду».
В процессе этой работы решаю следующие задачи:
- воспитание эмоционально положительного отношения к природе, развитие умения видеть и понимать;
- формирование интереса к родной природе, желания больше узнать о природе своего края;
- развитие творчества, воображения, мышления, внимания;
- воспитание бережного отношения к природе, желания трудиться в природе, стремления к созиданию;
- создание экологического объединения, способствующего воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности;
- воспитание привычки заботиться о природе и её обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;
- продолжить учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы.
Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекрасней.
Ребёнок, живущий в сельской местности, должен особенно интересоваться сельскохозяйственным трудом, потому что он окружает его с детских лет, потому что это труд его родителей.
Для меня, сельского воспитателя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда.
Сейчас, когда появилось какое-то безразличие к земле, остро встаёт вопрос об экологизации воспитания. Она задаёт новые ценностно-смысловые ориентиры всему воспитанию, развитию и образованию, предлагает переход от культуры потребления и покорения природы к культуре «события» с природой и гармонизации отношений человека и природы. Эта тема безгранична. Я же хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за маленькую речку Ширку, берега которой превращены в свалку.
В мире природы ребёнок начинает своё путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.
По своему содержанию экологическое воспитание шире, чем природоохранительная работа. В результате такой работы возникает развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду.
В своей работе я исхожу из того, что экологическое воспитание возможно при определённых условиях: это формирование элементарных экологических представлений о природе, понимании важности охраны окружающей природы, воспитании гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения. С помощью методов и приёмов, способствующих решению задач экологического воспитания, эффективно влияющих на мотивационную, эмоциональную сферу ребёнка. Это систематические наблюдения, игры, трудовая деятельность, чтение художественной литературы, целевые прогулки с наблюдениями за состоянием мест отдыха после выходных дней, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных.
Для ознакомления с деятельностью взрослых по охране природной среды дети познакомились с целями и задачами «зелёных» и «голубых» патрулей. Решили создать с детьми класса экологическое объединения «Родник» (разновозрастное, объединение, добровольных, независимых, исследователей края). На сегодняшний день «Родник» объединил детей в количестве 22 человека (2-6 классы).
Главная задача объединения – донести до ума и сердец людей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.
Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать собственную ответственность, и зависит это будущее. Дети должны сердцем почувствовать не сохраним природу – не будет России!