В современном обществе к условиям развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках.
Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе МОУ БСОШ, пгт Балтаси. В качестве испытуемых выступали 25 учащихся 6 а класса, который выбран в данном исследовании экспериментальным, и 6 б класса в составе 24 учащихся в качестве контрольного класса.
Опытно-экспериментальная работа была организована с 1 февраля по 28 февраля 2011 года.
Исследование я проводила в три этапа.
На первом этапе - Констатирующий эксперимент, выявил при помощи среза на уроке истории уровень подготовленности учащихся двух параллельных классов по определенной теме, качество усвоения знаний учащимися и провел анализ полученных результатов эксперимента.
На втором этапе - формирующий эксперимент, повторение указанной темы в одном из классов будем проводить по стандартным методикам, а в другом - с использованием дидактической игры.
На третьем этапе - контрольный эксперимент, проведем еще один контрольный срез, целью которого является сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента. Проведем анализ полученных результатов.
Констатирующий эксперимент.
Цели.
- Выявление реального уровня качества усвоения знаний в 6-м классе.
- Исследование проводился в 6-м классе по разделу: “Древняя Русь В IX–XII веках”.
Тест № 1. (6 класс)
1. Кто крестил Русь:
а) Борис; б) Глеб; в) Владимир Красное Солнышко; г) Ольга.
2. Как называлась славянская азбука:
а) кириллица; б) буквица; в) латиница; г) полуустав.
3. Святослав, разгромив Волжскую Булгарию и Хазарию, открыл путь ордам:
а) скифов; б) гуннов; в) черемисов; г) половцев.
4. Какие виды земледелия преобладал у восточных славян:
а) подсечно-огневой; б) огневой; в) пашенный; г) смешанный; д) залежная система.
5. Какую христианскую конфессию выбрал Владимир Святой:
а) арианство; б) католицизм; в) православие; г) кальвинизм.
6. Феодализм предполагает обязательно:
а) развитую торговлю; б) наличие знати; в) крупное землевладение; г) арену земли.
7. Наиболее активные дипломатические отношения Русь на протяжении древнерусского периода истории имела с:
а) Византией; б) Польшей; в) Хазарией; г) Скифией.
8. Укажите, какой князь правил: 1) в 862–879 гг.; 2) в 912–945 гг.; 3) в 945–972 гг.; 4) в 980–1015 гг.; 5) в 1015–1054 гг.
а) Игорь; б) Олег; в) Владимир; г) Ярослав Мудрый; д) Святополк Окаянный; е) Борис; ж) Святослав; з) Рюрик.
Тест 1
Класс | Всего уч-ся | Выполнено | “5” | “4” | “3” | “2” | Качество % | Успеваемость % |
6а | 25 | 25 | 3 | 10 | 10 | 2 | 52% | 92% |
6б | 24 | 24 | 2 | 10 | 10 | 2 | 50% | 91% |
Формирующий эксперимент.
Цель: Проверить воспитательное влияние дидактической игры на эффективность повторения знаний по разделу “Древняя Русь В IX–XII веках” на уроках истории в 6-м классе.
Содержание эксперимента.
В ходе данного эксперимента среди учащихся 6-го класса экспериментальной группы мною целенаправленно и систематически при повторении по темам раздела “Древняя Русь В IX–XII веках” применялись дидактические игры, тогда как в контрольной группе данного класса эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик.
В экспериментальной группе на уроках истории я подготовила и провел следующие дидактические игры.
1) История в лицах. Дается текст. И по этому тексту нужно узнать о ком идет речь.. Определите исторического деятеля, о котором идет речь в древнейшей летописи “Повести времен ных лет". (1. “В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: “Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам... И избрались трое братьев со своими родами... и пришли к славянам, и сел старший ... в Новгороде...” 2. “В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах... И посылал в иные земли со словами: “Хочу на вас итти”.)
2) История в датах. На карточках написано несколько событии и дат. Надо правильно ответить на вопрос. Задания такого типа позволяют проявить навыки лигического мышления.
Соотнесите между собой события и даты.
А.1. Объединение Руси под властью кн. Олега 1. 980 г.
2. Вступление на престол Владимира I 2. 1054 г. Святославича
3. Смерть Ярослава Мудрого 3. 882 г.
В. 1. Призвание Рюрика на княжение в Новгород 1. 1072 г.
2. Введение христианства на Руси 2. 862 г.
3. Составление “Русской Правды” 3. 988 г. Ярославичей
С. 1. Посольство кн. Ольги в Константинополь 1. 1097 г.
2. Любечский съезд князей 2. 1223 г.
3. Битва на реке Калке 3. 957 г.
Г. 1. Правление кн. Игоря в Киеве 1. 1113—1125 гг.
2. Правление кн. Владимира Мономаха в Киеве 2. 912—945 гг.
3. Правление кн. Всеволода Большое Гнездо во Владимире 3. 1176—1212 гг.
3) Вычеркни лишнее. На карточке термины. Надо вычеркнуть тот термин, кототорый не связан с остальными. (1. Поляне, кривичи, вятичи, тимочане, древляне. 2. Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир. 3. Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский. 4. Холоп, рядович, тысяцкий, челядин, закуп. 5. Отрок, тиун, мечник, гридник. 6. Перун, Хоре, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь, Велес. 7. Апсида, неф, паперть, анфилада, закомары. 8. Успенский собор во Владимире, церковь Покро-ва-на-рву в Москве, Спасо-Преображенский собор в Переславле, церковь Бориса и Глеба в Кидекше.)
4) Работа над ошибками. В тектстах надо найдти ошибки. Это задание проверяет не только знания. Но и внимание. (Текс: Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошел походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру принцессу Ольгу замуж за себя. По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы , которые по свидетельствам летописца не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.)
Контрольный эксперимент.
Цель: Сравнить результаты среза с результатами, полученными в констатирующего эксперимента.
Содержание эксперимента: Контрольный срез проводился в форме контрольный работы:
1. Укажите, кто из князей:
1) построил храм Св. Софии и Киеве; 2) ввел христианство как государственную религию;
3) упорядочил сбор дани, ведя уставы, уроки и погосты;
4) разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат;
5) начал составление свода законов;
6) убил Бориса и Глеба;
7) организовал оборонительную систему крепостей на южных границах Руси.
а) Владимир; б) Игорь; в) Ольга; г) Святослав; д) Ярослав Мудрый; е) Олег; ж) Святополк Окаянный.
2. Укажите, какой князь правил:
1) в 862–879 гг.; 2) в 912–945 гг.; 3) в 945–972 гг.; 4) в 980–1015 гг.; 5) в 1015–1054 гг.
а) Игорь; б) Олег; в) Владимир; г) Ярослав Мудрый; д) Святополк Окаянный; е) Борис; ж) Святослав; з) Рюрик.
3. Нужно связать термины, события, даты и имена.
1. Владимир Святой, оборонительная система, десятина, уроки, крещение Руси, 912–945 гг., церковь, печенеги, Ольга. Игорь, 988 г., язычество, погосты, Перун, 980–115 гг.
2. Владимир Мономах, половцы, усобица, “Устав Русской Правды”, Илларион, 1111 г., Любечский съезд, Ярослав Мудрый, Святополк Окаянный, “Русская Правда”, монастырь, Киево – Печерская Лавра, 1097 г., “Слово о Законе и Благодати”.
4. Определить из какого источника представленные ниже цитаты:
- “Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом”.
- “Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платить гривну”.
- “Что знаете хорошего, того не забывайте; чего не знаете, тому учитесь; не ленитесь ни на доброе, но паче всего блюдите страх Божий”.
- “Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары…”
- “Если кто отсечет какой – либо палец, то платит 3 гривны за обиду”.
- И с коня я много раз падал, голову себе разбивал дважды, повредил свои руки и ноги…”
Анализ контрольной работы:
Класс | Всего уч-ся | Выполнено | “5” | “4” | “3” | “2” | Качество % | Успеваемость % |
6а (экс.) | 25 | 25 | 6 | 12 | 7 | - | 72% | 100% |
6б | 24 | 24 | 2 | 10 | 12 | 1 | 50% | 95% |
Вывод.
В ходе проведения эксперимента было установлено:
В выбранных классах качество усвоения по разделу “Древняя Русь В IX–XII веках” на разном уровне. Я пришела к выводу, что усвоенные во время игры знания намного лучше усвоили учащиеся экспериментальной группы (6 а класс), чем их ровесники, обучение которых проводилось по стандартным методикам.
Примерная схема уроков с элементами дидактических игр, которые проводились в 6 а классе.
Я обычно урок начинала с энергизатора – это короткие упражнения, восстанавливающие энергию класса. Благодаря энергизаторам успешно преодолевается спад активности класса, восстанавливается интерес к изучаемому материалу, концентрируется внимание участников, продолжается продуктивная работа.
Урок начинается с организационного момента. В этом этапе урока использовал энергизатор. Например: “Пожелание”
Учитель объясняет: “Давайте начнем (закончим) сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день (на следующий день)”. Примечание: Данный энергизатор заряжает учеников положительными эмоциями, развивает в них творческие способности, стимулирует быть внимательными, чтобы не повториться. Это упражнение одинаково хорошо проводить как в начале урока, так в конце в качестве оптимизатора.
Второй этап урока - это проверка домашнего задания. При проверке домашнего задания использовал разные игры. Например:
1) По одному предложению. Домашнее задание рассказывают всем классом. Каждый ученик говорит только одно предложение. Или игра: Продолжи рассказ. В этой игре двое учеников должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение будет последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить. Эти игры позволяют эффективно повторить пройденный материал, развивает оперативность мышления и памяти, умение логично излагать материал, способность слушать другого человека.
2) Китайские иероглифы. Раздаю карточки. В них с “китайскими иероглифами” написаны термины или имена царей, которых ученики должны были дома учить. Чтобы прочесть это слово или словосочетание, нужно зашифровать. После зашифровать один ученик объясняет, что это за слово. Это игра позволяет в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена и т. д.
3) Русское лото. Раздаются карточки. В них написаны термины или определения. Ученик должен дать объяснение термина и отгадать термин. Или игра: Отгадай термин. Учитель загадывает термин и записывает его на листке. Учащиеся задают вопросы и отгадывают этот термин. Эти игры позволяют учителю выявлять как сквозь увеличитьное стекло логических способностей учащихся.
4) Исторические пятнашки. На доске рисуется квадрат с 16 клеточками, в которых записаны даты. Ребятам дается задание восстановить даты в хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь.. выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Это игра способствует формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамическому повторению дат, развивает внимание и память.
5) Рассказ от имени героя. Ролевая игра. Ученики должны рассказать от имени героя. Данная ролевая игра позволяет творчески переработать полученную традиционными способами историческую информацию.
6) Кроссводы, крестословищы, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы и т. д. Эти игры развивают смекалку, память, внимание, позволяют осуществить терминологичекое повторение материала.
7) Мозговой штурм. Ученикам предлагается проблема. За 5 минут на доске записывается все идеи учеников. Потом вместе с классом проводится анализ. Данная игра развивает гибкость мышления, оперативность памяти, обобщает знания учащихся.
8) Молчанка. Для игры вывешивается настенная карта. Игра происходит в полной тишине. Один из вызванных учителем ученик показывает на карте объект, связанный с каким – либо историческим событием. Кто знает, какое событие произошло на этой территории, поднимает руку. Вызванный учителем второй ученик, ничего не произнося вслух, записывает на доске историческое событие.
Эти игры позволяют эффективно развивать память, вниамние, быстроту реакции, оперативность мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.
Третий этап урок – это изучение нового материала, наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучая новый материл, я провожу следующие игры:
1) Чистая доска. Заранее я писал на доске план урока. После объяснения одного пункта стираю этот пункт с доски. До закрепления урока доска должна быть чистой. Данная игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению нового материала.
2) Живая картина. Ученики оживляют какое-либо историческое событие по учебной картине: “Сбор дани”, “Продажа крепостных”и т. д. Это игра дает ученикам иметь дополнительные возможности для осмысленного восприятия материала.
3) Новый материал преподает класс.Обычно эту игру провожу, когда проходим тему: “Культура”. В этой игре класс на предворительном занятии делится на несколько групп. Каждая группа готовится по одному разделу культуры. На уроке рассказывают от имени тех, кто жил в то время. Остальные группы задают вопросы.
Эти игры учат детей задавать интересные вопросы, умело отвечать на них, оперировать усвоенным материалом, заставляют думать, внимательно рассмотреть картину и слушать учителя.
После усвоения материала его надо закрепить. Чтобы закрепить материал я использовал:
1) Кроссводы, крестословищы, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы и т. д. Данными играми повторяем термины, которые прошли на уроке.
2) Реставрация. Учитель зарание сочиняет текст – задание. В тексте пропускаются главные слова, которые связаны с темой. Другой вариант игры: Готовый текст необходимо разрезать на полоски так, чтобы на каждой из них помещалость одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры. В уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении задании учеником из этих букв складывалось бы слово или словосочетание.
3) Вассалы-синьор. Эту игру играем в шестом классе, когда изучаем тему “Феодальная лестница”.
4) Русское лото. Игра с терминами.
5) Рассказы, письмо, эссе. Составляем на разные темы рассказы и пишем эссе. Пишем какому либо князю, царю, атаману письмо. Эту игру можно дать на домашнее задание. Эту игру любят 5 – 8 классы. Данная игра позволяет творчески переработать информацию.
6) Интервью с историческими героями. Когда в основе изучаемого материала находится историческая личность, можно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать 2 ученика, из которых один – исторический герой, а другой – журналист, а также целый класс, если речь пойдет о пресс – конференции. Это игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, дает возможность отдельным учащимся глубоко познакомиться с историческим материалом и проявить свои знания в форме, отличительной от традиционной.
7) Герой, дата, событие. Я называл имя царя или личности. Один ученик называет, чем знаменит этот царь и личность. А другой ученик называет дату этого события или правление царя или дату реформы личности. Это игра развивает память, внимание, быстроту реакции, помогает закрепить пройденный материал.
Пятый этап урока – это домашнее задание. Домашнее задание тоже можно задавать виде игры. Например: Написать рассказ или сказку или эссе или письмо и т.д. (примеры в приложение) Это игра приучает учеников мыслить логически. Это игра дает ученикам навыки в дальнейшем заниматься с исследованиями.
На своих уроках я старалась использовать все методы. Ведь важен результат. Чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.