Развитие логики музыкального мышления младших школьников на уроках музыки посредством инструментальной импровизации

Разделы: Музыка


Художественно-эстетическое образование предполагает возможность активизации познавательной и творчески-продуктивной деятельности учащихся, где развитие музыкального мышления в процессе «прочтения» и способности оценивания музыкального произведения имеет первостепенное значение.

На современном этапе в концепции модернизации художественно-эстетического образования в области «Музыкального искусства» поднимается вопрос об ориентации учебного процесса на деятельное освоение содержания образования, соответствующее принципам художественной педагогики развивающего обучения.

Анализ и изучение научных трудов и опыта работы передовых музыкантов-педагогов в лице Д.Б. Кабалевского, Ю.В. Алиева, В. О. Усачевой, Л.В. Школяр, показал, что накоплен значительный материал в области формирования и развития музыкального мышления в музыкально-творческой деятельности учащихся. Однако остро стоит проблема организации художественно творческого процесса на уроках музыки таким образом, чтобы учащиеся, проникая в саму природу музыкального творчества, получали музыкальные знания путем раскрытия в целостном музыкальном искусстве внутренних связей и отношений посредством выявления логики музыкального мышления. В связи с этим особое значение имеет искусство импровизации, позволяющее активизировать мыслительную деятельность, понимать логические связи и структурные закономерности, осознанно и дифференцированно подбирать музыкально – выразительные средства и музыкальные интонации, проживать сам процесс выведения знаний (рефлексию).

За основу программы занятий, направленных на развитие логики музыкального мышления, взята и модифицирована программа и методика Л. В. Школяр «Сочиняю музыку» направленная на развитие музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Основываясь на принципах организации музыкально-творческой деятельности учащихся, выстроен комплекс занятий, акцентировано внимание на развитие не только образного представления, но и логики музыкального мышления учащихся в воплощении художественного образа, а именно – осознание закономерных связей музыкальных элементов, дифференцированного различения отдельных деталей музыкальной ткани, обобщения целостности музыкального построения, завершенности музыкальной мысли.

Цель программы: развить логику музыкального мышления младших школьников посредством инструментальной импровизации.

Задачи программы:

  1. овладеть интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности;
  2. сформировать представления об особенностях устойчивых звукосочетаний (интонаций), побуждения к самостоятельному поиску интонаций на инструменте;
  3. сформировать представления об особенностях элементов музыкального языка и способности вычленения их в музыкальной деятельности;
  4. сформировать представления у учащихся целостной завершенности музыкального построения, анализа формы через сознательное, постепенное сравнение каждого элемента звучания с предыдущим;
  5. сформировать способность образного слышания, образного представления смыслового содержания музыкального произведения, проживание самого процесса создания музыкального образа;
  6. возбудить у учащихся интерес к самостоятельной музыкально-творческой деятельности посредством инструментальной импровизации;
  7. обучить умению группового мыслительного взаимодействия в решении художественного замысла.

Методы обучения программы:

  • моделирование художественно-творческого процесса (организация учителем активно-творческой деятельности учащихся);
  • проблематизации (учителем ставится проблема и совместно с детьми обсуждаются пути ее решения);
  • словесный метод (активизация внимания учащихся посредством словесного введения учителем в проблемную ситуацию);

По способу организации все занятия программы распределяются на:

  • индивидуальные занятия, организованные с учетом особенностей развития музыкального мышления каждого учащегося. Индивидуальная форма дает возможность выявить особенности музыкально-мыслительной деятельности каждого ученика и его музыкально-слуховых представлений.
  • занятия по работе в паре. Эта форма работы способствует развитию у учащихся навыков совместной музыкально-творческой деятельности.
  • занятия групповой формы работы, где учащиеся работают под руководством учителя. Групповая форма работы активизирует мыслительную деятельность каждого учащегося, формирует умение коллективно размышлять о музыке.
  • коллективные занятия. Эта форма работы дает возможность формировать у каждого учащегося чувство личной ответственности за результат совместной работы

Приложение № 1

Методические рекомендации и ожидаемый результат: После данного занятия у детей должны закрепиться уже имеющиеся знания о жанровых особенностях песенной, танцевальной и маршевой музыки. Групповая форма работы (4-5 человек в группе) поможет активизировать мыслительную деятельность каждого учащегося, где сначала дети обсуждают особенности данной жанровой интонации (если песенная - то это плавное мелодическое движение, спокойная метроритмическая основа; в танцевальной - легкая, возможно скачущее движение мелодии, острая метроритмическая организация; в маршевой – четкий метроритм с соответствующей мелодической линией). Затем в обсуждении выбираются соответствующие данной жанровой музыкальной интонации инструменты и организатор группы (концертмейстер) следит за распределением инструментов в мини-ансамбле, где особое значение уделяется сначала мелодическим, на которых и должны исполнить и сымпровизировать данную жанровую интонацию (1-2 инструмента в группе), а затем созвучным данной характеристике инструменты. После обсуждения, дети, играющие на мелодических инструментах исполняют свои импровизационные композиции. Группа решает, соответствует ли данная импровизация художественному замыслу. Затем остальные исполнители начинают играть в ансамбле с ведущим мелодическим инструментом. Концертмейстер следит за созвучностью получающейся импровизационной композиции.

Данное занятие способствует организации эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся, дает возможность возбудить интерес к осознанному поиску музыкальных интонаций характеризующих жанровые особенности посредством инструментальной импровизации, через групповую форму работы.

Музыкальное занятие №2 «Музыкальный разговор» (работа в паре)

Цель: развить способность осознанно оперировать музыкальными интонациями, устанавливать взаимосвязь музыкальных и речевых интонаций.

Задачи:

  1. сформировать понимание специфики музыкальных интонаций: вопроса и ответа, утверждения, повествования, гнева, ликования;
  2. побудить детей к самостоятельному поиску музыкальных интонаций;
  3. возбудить интерес к парным формам работы.

Стимулирующий материал: фортепиано.

Приложение №2

Методические рекомендации и ожидаемый результат:

После данного занятия у детей должно сформироваться представление о закономерной связи речевых и музыкальных интонаций. Дети должны уметь воспроизводить свои музыкально-слуховые представления в соответствии речевых интонаций музыкальным. Индивидуальная форма работы и работа в паре даст возможность выявить особенности музыкально-мыслительной деятельности каждого учащегося, его музыкально-слуховые представления. С помощью педагога сначала обсуждается особенность различных интонаций речи: вопросительных, повествовательных, интонаций утверждения, гнева, ликования (акцентируется связь со звуковысотностью, динамических нюансов в голосе) и передача их посредством музыкальных интонациях, воплощение музыкальных представлений на инструменте. В обсуждении подчеркивается особенность вопросительных и восклицательных музыкальных интонаций: в ощущении незавершенности и завершенности мелодической фразы; гнева – напряженного скачкообразного движения мелодического оборота. Все взаимосвязи речевых и музыкальных интонаций, проводимые в обсуждении, сопровождаются непосредственным импровизированием на инструменте педагогом и учеником в индивидуальной форме. Имеющиеся представления и знания ученика о музыкальной интонации и роли ее в музыкальном искусстве, приобретенные ранее на уроках музыки, а также незначительные навыки игры на инструменте помогут учащемуся в импровизационной музыкально-творческой деятельности. Затем дается право детям в паре поиграть в игру «Музыкальный разговор»

Данное занятие формирует у учащихся не только понятие интонационной основы музыки – как выразительной сущности музыкального языка, но и учащиеся мотивируются к осознанному и самостоятельному поиску музыкальных интонаций посредством инструментальной импровизации.

Музыкальное занятие№3 «Весенние голоса» (индивидуально)

Цель: развить способность осознанно оперировать музыкальными интонациями для воплощения выбранного художественного образа посредством инструментальной импровизации.

Задачи:

  1. сформировать наглядно-образное представление будущего музыкального произведения;
  2. побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов, средств музыкальной выразительности в импровизационной деятельности.
  3. возбудить интерес к осознанному воплощению художественного замысла посредством отображения образов через музыкальные интонации, выбранных тембров музыкальных инструментов.

Стимулирующий материал: фортепиано, синтезатор, мелодика, глокеншпиль, блок-флейта, ударные и шумовые инструменты.

Приложение № 3

Методические рекомендации и ожидаемый результат: После данного занятия дети должны находить соответствующие музыкальные интонации и подбирать тембры музыкальных инструментов музыкально-образному представлению. Индивидуальная форма работы на этом занятии поможет выявить степень развитости образного мышления и воплощения образного слышания посредством импровизации, раскрывающее умение учащегося воплотить художественный замысел через тембровое представление, воспроизведение соответствующих звукосочетаний (интонаций) создаваемому образу. Вместе с педагогом учащийся размышляет о логике и оригинальности развития образного содержания будущего музыкального произведения. По мере появляющегося образа в рассказе учащегося совместно обсуждается возможность воплощения этого образа через музыку: подбирается учащимся музыкальный инструмент, обсуждается возможность и особенность интонационного воплощения на этом инструменте («припекает солнышко»: учащийся может выбрать фортепиано, глокеншпиль; выбирается регистр фортепиано; обсуждается особенность мелодической интонации – звуковысотности, мелодического движения, динамических нюансов и т. д.) Далее следует непосредственная самостоятельная импровизационная деятельность учащегося в воплощение создаваемого образа.

Данное занятие способствует формированию образного мышления, осознанного и самостоятельного поиска звуковых образов, мыслительного экспериментирования с тембрами музыкальных инструментов и музыкально-выразительных средств.

Музыкальное занятие №4 «Времена года» (коллективно)

Цель: развить способность дифференцированного применения темброво-инструментального звучания.

Задачи:

  1. побудить детей к самостоятельному поиску темброво-звукового сопровождения звучащего музыкального произведения;
  2. научить вслушиваться в музыкальную ткань произведения и гармонично сочетать ритмическое сопровождение, создаваемое самим учеником.

Стимулирующий материал: фортепиано, синтезатор, глокеншпиль, мелодика, ударные и шумовые инструмент, звуки немузыкальных предметов, звуки собственного тела.

Приложение № 4

Методические рекомендации и ожидаемый результат:После данного занятия дети должны уметь адекватно подбирать тембры музыкальных инструментов, самостоятельно создавать ритмическое сопровождение в соответствии с характером и образом звучащих музыкальных произведений. Коллективная форма работы на этом занятии дает возможность научить учащихся вслушиваться в музыкальную ткань произведения, сформировать чувственное ощущение метроритмической организации музыки.

В обсуждении учителя и учеников звучащего на занятии музыкального произведения дети предлагают в создании ритмического сопровождения, тембры музыкальных инструментов или окружающих немузыкальных предметов (могут попробовать заставить звучать свое тело – голос, руки, ноги, язык и применить в сочинении аккомпанемента), соответствующие характеру и образу произведения. Затем детям дается возможность, импровизируя, поискать ритмическое сопровождение к звучащей музыке, после чего в индивидуальном порядке учащиеся демонстрируют свою ритмическую формулу и коллективно выбирают более удачный ритмический рисунок, который записывается на доске и затем исполняется всем коллективом.

Данное музыкальное занятие способствует формированию способности сознательного и самостоятельного поиска темброво-звукового сопровождения в соответствии с образным представлением музыкального текста, к сознательному слуховому вычленению отдельных элементов музыкального языка посредством инструментальной импровизации.

Музыкальное занятие №5 «Поэзия и музыка» (индивидуально)

Цель: развитьспособность дифференцированного применения музыкально - выразительных средств в организации звукового материала.

Задачи:

  1. сформировать наглядно-образное представление поэтического текста;
  2. возбудить интерес к самостоятельному и осознанному поиску звуковых образов посредством инструментальной импровизации.

Стимулирующий материал: фортепиано, синтезатор.

Приложение № 5

Методические рекомендации и ожидаемый результат:После данного занятия дети должны уметь адекватно соотносить образные представления с музыкально-выразительными средствами, уметь воплотить через инструментальную импровизацию вербальный образ в звуковой. Индивидуальная форма работы дает возможность сформировать у учащегося представление об особенностях музыкально-выразительных средств, таких как: тембр, регистр, темп, динамика, фактура, закрепить уже имеющиеся знания, полученные на уроках музыки. В процессе занятия идет совместное обсуждение учителя и ученика особенности образа поэтического текста и возможности передачи этого образа посредством средств выразительности и тембра инструментов. Педагог предлагает подумать, как можно отобразить данные образы на инструменте и обсудить с учащимся (тишина - тихим, мягким прикосновением к клавишам, возможен только средний и высокий регистр, льющаяся и плавная мелодия и т.д.). Если у ребенка возникают затруднения в поиске звукового образа, педагог наводящими вопросами пытается помочь связать свои музыкальные представления и воплотить их на инструменте.

Данные занятия эффективно будут воздействовать на развитие дифференцированности музыкального мышления младших школьников.

Музыкальное занятие №6 «Незавершенная мелодия старинной нотной рукописи» (индивидуально).

Цель: развить способность оценивать музыкальное построение с точки зрения целостности и ладовой завершенности.

Задачи:

  1. сформировать чувственное ощущение ладовой завершенности музыкального построения;
  2. возбудить интерес к осознанной и самостоятельной импровизационной деятельности в завершении музыкального построения.

Стимулирующий материал: фортепиано.

Приложение № 6

Методические рекомендации и ожидаемый результат: После данного занятия у детей должна сформироваться способность к анализу и обобщению структуры произведения, то есть, чувство формы. Дети должны уметь сознательно оценивать музыкальное построение с точки зрения завершенности, уметь проводить сравнение каждого элемента звучания с предыдущим и попытаться импровизацией завершить построение в ладовой основе. Индивидуальная форма работы поможет выявить у учащихся степень чувственного ощущения завершенности музыкального построения и знаний об особенностях структуры музыкальных произведений, полученные ранее на уроках музыки. В процессе занятия, после прослушивания каждого музыкального построения требующего завершения, совместно учителем и учеником обсуждается особенность построения звучащего фрагмента (какая ладовая основа, из какого количества предложений или фраз состоит музыкальный фрагмент, есть ли чувство завершенности, заканчивается ли он на устойчивых звуках или требует дальнейшего завершения). Далее ученику предлагается после проигрывания учителем данного музыкального построения сочинить продолжение музыкального фрагмента с последующим завершением

Данное занятие способствует формированию способности оценить музыкальное построение с точки зрения целостности и ладовой завершенности посредством инструментального импровизирования младшими школьниками, способности анализировать и устанавливать типичные звуковые взаимосвязи.

Критерии эффективности программы

В процессе реализации программы необходимо создание учителем творческой атмосферы, при которой будет обеспечиваться мотивация каждого учащегося в импровизационной музыкально-творческой деятельности, где решение художественных задач потребует музыкально-мыслительного экспериментирования с элементами музыкального языка. Осмысление музыкального образа в сознании каждого ученика будет раскрываться через познание образной чувственно-звуковой формы.

В соответствии с возрастными особенностями, организация комплекса музыкальных занятий, основанных на инструментальной импровизации, в сфере развивающего обучения, способствуетактивизации познавательной и творчески-продуктивной деятельности, дети способны перейти к стадии абстрактно-логического мышления, стадии формальных операций: учатся самостоятельно рассуждать и делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать факты, находить частное и общее, устанавливать простые музыкальные закономерности, строить элементарные умозаключения, формируется художественно-образное и конструктивно-логическое мышление, где все музыкально-мыслительные операциисвязаны с определенными закономерностями музыкальной логики.

Используемая литература:

  1. Арановский, М.Г. Музыкальная форма как форма интеллектуальной деятельности // Проблемы музыкального мышления / сост. М.Г. Арановский. – М.: Музыка, 1974.
  2. Бабаева, Ю.Д., Лейтес, Н.С., Марютина, Т.М. Психология одаренности детей и подростков : Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Под ред. Н. С. Лейтеса. – 2е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
  3. Барышева, Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. / Т.А. Барышева – Ростов н /д: Феникс, 2004. – 416 с. – (Серия «Мир вашего ребенка»)
  4. Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке: Модернизация общего образования / Н.А. Бергер. - СПб.: КАРО, 2004. – 368 с.
  5. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. - М.: Издательство Институт психологии РАН, 1997. – 352 с.
  6. Головской, К.В. Детское музыкальное творчество как метод музыкального воспитания / К. В. Головской // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка» / сост. О.А. Апраксина.- М.: Просвещение, 1987. – 272 с.
  7. Леонтьева, О. В. Карл Орф – для детей / О. В Леонтьева // Советская музыка – М., 1963. № 7 – 143 с.
  8. Ляшко, Т. В. Через игру к творчеству / Т.В. Ляшко // Искусство в школе - М., 1999. № 2 – 79 с.
  9. Мальцев, С.М. О психологии музыкальной импровизации: Б-ка музыканта-педагога / С. М. Мальцев – М.: Музыка, 1991. – 85 с.
  10. Медушевский, В.В. Музыкальное мышление и Логос жизни // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Сб. статей – Киев: Муз.Украина, 1989. – 18 - 28 c.
  11. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. / А. Э. Симановский – Ярославль, 1996. – 267 с.
  12. Столова, И.В. Система Орфа – за и против / И. В. Столова // Искусство в школе – М.: 2000, №4 – 82 с.
  13. Суслова, Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития / Н.В. Суслова – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 1999. – 224 с.
  14. Тютюникова, Т.Э. Карл Орф в начальной школе / Т. Э. Тютюнникова // Искусство в школе – М.: 2000, №3 – 79 с.
  15. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа / Т. Э. Тютюнникова. – М.: ООО Издательство АСТ, 2001. – 94 с.
  16. Усачева, В.О; Школяр, Л.В; Школяр В.А. Музыкальное искусство: Методическое пособие: 2 класс / В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр - М.: Вентана – Граф, 2004. – 214 с.
  17. Харькин, В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация!: Психология творчества / В.Н. Харькин - М., Магистр, 1997. – 286 с.