Цель: контроль усвоения учебного материала по теме «Показательные уравнения».
Задачи:
- проверить способности обучающихся применять полученные знания при выполнении заданий различного уровня сложности;
- развивать логическое мышление, умения обучающимися давать адекватную оценку своим знаниям;
- воспитывать внимание, целеустремленность, ответственность за принятие решения.
Оборудование: проектор, схема Лабиринта, карточки с заданиями, индивидуальная карточка с заданиями, таблицы: «Критерии оценки», «Стоимость задач», «Контрольный бланк».
Содержание урока
I. Организационный момент (1 мин).
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Показательные уравнения». Он пройдет в форме игры «Лабиринт» (см. Приложение 1). На уроке каждый из вас должен определить уровень своих знаний по данной теме.
II. Проверка домашнего задания (1 мин).
- За неделю до данного урока в кабинете математики были вывешены задания для подготовки к практической части нашего урока (см. Приложение 2). Задания подобраны дифференцированно по уровню сложности ( - достаточный, - средний, - высокий). Вам была предоставлена возможность познакомиться с заданиями каждого уровня и выбрать для себя оптимальный.
III. Проверка теоретических знаний (10 мин, фронтальный опрос).
Вопросы:
- Сформулируйте определение показательного уравнения? (Уравнение, где неизвестное содержится в показателе степени, называют показательным).
- Назовите простейшее показательное уравнение? (Это уравнение вида a=b, где a>0, a1).
- Всегда ли данное уравнение имеет решение? (Нет, если b>0).
- Приведите примеры показательных уравнений.
- Какие способы решения показательных уравнений вы знаете? (Аналитический и графический).
- В чём заключается графический способ решения уравнения? (Вводятся дополнительные функции, строятся их графики, абсцисса точки пересечения и является решением).
- В чём заключается аналитический способ решения уравнения? (Решение часто различными приемами сводится к решению простейших уравнений или к совокупности таких уравнений).
- Какими приёмами нужно воспользоваться, чтобы привести данные уравнения к простейшим?
- ()= 1;
- 7= 5;
- 2+2+2+2= 120;
- 9-103+9 = 0;
- 2 = х-1.
IV. Проверка практических навыков (30 мин, индивидуальная форма работы).
- А теперь ребята переходим к практической части нашего урока. На доске спроецирована схема Лабиринта (см. Приложение 1), на партах лежат карточки с заданиями (см. Приложение 3) и таблицы.
Стоимость задач Таблица №1 Критерии оценки Таблица №2
Уровень сложности задач | Количество баллов | Количество баллов | Оценка | |
1 | От 3 до 5 | 3 | ||
2 | От 6 до 8 | 4 | ||
3 | От 9 до 11 | 5 | ||
Более 12 | Дополнительная 5 |
Контрольный бланк Таблица№3
№ задания | Ответ |
- Инструктаж: Ваша задача - добраться до центра Лабиринта. Для этого необходимо пройти 5 ворот - выполнить 5 заданий (на схеме ворота обозначены цифрами со значком, символизирующим уровень сложности задания).
На каждом этапе надо решить задачу определенного типа, при этом задачи одного типа отличаются уровнем сложности и имеют разную стоимость, выраженную в баллах.
Путь по Лабиринту каждый определяет самостоятельно.
Оценка за работу выставляется в соответствии с количеством набранных баллов. - Двое обучающихся решают у доски по индивидуальным карточкам (по желанию) (см. Приложение 4). Учитель выставляет оценку им сразу после выполнения заданий.
- Обучающиеся сдают решения на листочках учителю через 30 минут.
- Самопроверка: открываются ответы, и ученикам предлагается самим выставить себе оценку.
V. Итог урока (2 мин).
- Ребята кто – ни будь из вас дошёл до центра Лабиринта?
- Удовлетворены ли вы своими результатами?
- На следующем занятии мы сравним вашу самооценку с результатами проверки решений и будем устранять недочеты в знаниях.
VI. Домашнее задание (1 мин).
Дома: из сборников для подготовки к ЕГЭ сделать подборку заданий по теме «Показательные уравнения» (не менее трех заданий).