Показательные уравнения

Разделы: Математика


Цель: контроль усвоения учебного материала по теме «Показательные уравнения».

Задачи:

  1. проверить способности обучающихся применять полученные знания при выполнении заданий различного уровня сложности;
  2. развивать логическое мышление, умения обучающимися давать адекватную оценку своим знаниям;
  3. воспитывать внимание, целеустремленность, ответственность за принятие решения.

Оборудование: проектор, схема Лабиринта, карточки с заданиями, индивидуальная карточка с заданиями, таблицы: «Критерии оценки», «Стоимость задач», «Контрольный бланк».

Содержание урока

I. Организационный момент (1 мин).

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Показательные уравнения». Он пройдет в форме игры «Лабиринт» (см. Приложение 1). На уроке каждый из вас должен определить уровень своих знаний по данной теме.

II. Проверка домашнего задания (1 мин).

   - За неделю до данного урока в кабинете математики были вывешены задания для подготовки к практической части нашего урока (см. Приложение 2). Задания подобраны дифференцированно по уровню сложности ( - достаточный, - средний, - высокий). Вам была предоставлена возможность познакомиться с заданиями каждого уровня и выбрать для себя оптимальный.  

III. Проверка теоретических знаний (10 мин, фронтальный опрос).

Вопросы:

- Сформулируйте определение показательного уравнения? (Уравнение, где неизвестное содержится в показателе степени, называют показательным).

- Назовите простейшее показательное уравнение? (Это уравнение вида a=b, где a>0, a1).

- Всегда ли данное уравнение имеет решение? (Нет, если b>0).

- Приведите примеры показательных уравнений.

- Какие способы решения показательных уравнений вы знаете? (Аналитический и графический).

- В чём заключается графический способ решения уравнения? (Вводятся дополнительные функции, строятся их графики, абсцисса точки пересечения и является решением).

- В чём заключается аналитический способ решения уравнения? (Решение часто различными приемами сводится к решению простейших уравнений или к совокупности таких уравнений).

- Какими приёмами нужно воспользоваться, чтобы привести данные уравнения к простейшим?

  1. ()= 1;
  2. 7= 5;
  3. 2+2+2+2= 120;
  4. 9-103+9 = 0;
  5. 2 = х-1.

IV. Проверка практических навыков (30 мин, индивидуальная форма работы).

- А теперь ребята переходим к практической части нашего урока. На доске спроецирована схема Лабиринта (см. Приложение 1), на партах лежат карточки с заданиями (см. Приложение 3) и таблицы.

Стоимость задач Таблица №1                      Критерии оценки Таблица №2

Уровень сложности задач Количество баллов   Количество баллов Оценка
  1   От 3 до 5 3
2   От 6 до 8 4
3   От 9 до 11 5
      Более 12 Дополнительная 5

Контрольный бланк Таблица№3

№ задания Ответ
   
  1. Инструктаж: Ваша задача - добраться до центра Лабиринта. Для этого необходимо пройти 5 ворот - выполнить 5 заданий (на схеме ворота обозначены цифрами со значком, символизирующим уровень сложности задания).
    На каждом этапе надо решить задачу определенного типа, при этом задачи одного типа отличаются уровнем сложности и имеют разную стоимость, выраженную в баллах.
    Путь по Лабиринту каждый определяет самостоятельно.
    Оценка за работу выставляется в соответствии с количеством набранных баллов.
  2. Двое обучающихся решают у доски по индивидуальным карточкам (по желанию) (см. Приложение 4). Учитель выставляет оценку им сразу после выполнения заданий.
  3. Обучающиеся сдают решения на листочках учителю через 30 минут.
  4. Самопроверка: открываются ответы, и ученикам предлагается самим выставить себе оценку.

V. Итог урока (2 мин).

- Ребята кто – ни будь из вас дошёл до центра Лабиринта?

- Удовлетворены ли вы своими результатами?

- На следующем занятии мы сравним вашу самооценку с результатами проверки решений и будем устранять недочеты в знаниях.

VI. Домашнее задание (1 мин).

Дома: из сборников для подготовки к ЕГЭ сделать подборку заданий по теме «Показательные уравнения» (не менее трех заданий).