Цель урок: формирование понятий простых и составных чисел.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с понятием простых и составных чисел;
- расширить знания о натуральных числах;
- развивать умение слушать;
- воспитывать познавательную активность, интерес к предмету;
Методические приемы: беседа, рассказ, демонстрация, работа с учебником, упражнения, обучающий контроль.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: фронтальная, самостоятельная.
Оборудование урока:
- техническое обеспечение: (персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор);
- программное обеспечение: (Microsoft Power Point, Word, программы сканирования и обработки изображений);
- карточки с заданиями.
Литература:
- учебник “Математика 6 класс”, автор Н. Виленкин;
- энциклопедический словарь юного математика;
- тесты по математике 6;
- с математикой в путь, автор Н. Лэнгдон.
План урока.
- Организация начала урока.
- Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
- Изучение нового материала.
- Первичное осмысление и закрепление нового материала.
- Подведение итогов.
- Информация о домашнем задании.
Ход урока
1. Организация начала урока.
- Здравствуйте ребята, садитесь.
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
На прошлом уроке у вас было домашнее задание повторить материал прошлых уроков, который нам сегодня пригодится для изучения новой темы.
Устный опрос.
- Какое число называют делителем данного натурального числа? (Делителем натурального числа а называют натуральное число, на которое а делится без остатка.)
- Какое число является делителем любого натурального числа? (Единица.)
- Из предложенного списка назвать все делители числа 16. (1; 4; 2; 16; 8) Слайд №1
- Из предложенного списка назвать все числа, которые делятся на 10. Почему? (100, 570 – оканчиваются цифрой 0) Слайд №2
- Из предложенного списка назвать все числа, которые делятся на 5. Почему? (100, 570, 5, 25, 3735 - оканчиваются цифрой 0 или 5) Слайд №3
- Из предложенного списка назвать все числа, которые делятся на 2. Почему? (100, 14, 128, 570, 296 - оканчиваются четными цифрами) Слайд №4
- Из предложенного списка назвать все числа, которые делятся на 3. Почему? (111, 3735 – сумма цифр числа делится на 3) Слайд №5
- Задание выполнено с ошибкой. Найди их. (327 не делится на 2, 142 не делится на 10, 9296 не делится на 5, 648 не делится на 5, 859 не делится на 10) Слайд №6
3. Изучение нового материала. Слайд №7
Назвать все делители чисел. Что можно сказать о количестве делителей этих чисел? (Есть числа, которые имеют только два делителя и числа, которые имеют более двух делителей)
Итак, ребята, сегодня на уроке мы узнаем как называются такие числа. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока “Простые и составные числа”. Слайд №8
Натуральное число может быть либо простым, если оно имеет два делителя или составным, если оно имеет более двух делителей. Единица – ни простое, ни составное число.
Задание: Записать в тетради три простых числа и три составных.
Любое составное число можно разложить на два множителя, каждый из которых больше 1. Простое число так разложить на множители нельзя.
Задание: Выполнить письменно №94. Слайд №9
Слайд №7
Представлена таблица простых чисел. По таблице видно, что число 2 наименьшее простое четное число, остальные простые числа нечетные. Таблица простых чисел находится на форзаце вашего учебника.
Задание: Выполнить устно №89.
Два простых числа, разность которых равна 2, называются близнецами.
Найдите по таблице числа-близнецы. (Например: 17 и 19).
В настоящее время составление таблиц простых чисел можно “поручить” компьютерам, с их помощью уже получены огромные простые числа, которые “вручную”, наверное, никогда бы не были найдены. Однако компьютеры, даже и мощные, тоже имеют ограниченные возможности. И возникает такой естественный вопрос: можно ли построить, хотя бы в далеком будущем, такой мощный компьютер, чтобы он нашел, наконец, все простые числа? Оказывается, что ответ на этот вопрос уже есть и найден…больше двух тысяч лет назад. Слайд №8
Великий математик Древней Греции Евклид доказал, что полный список составить просто невозможно. Можно сказать также, что среди простых чисел нет самого большого числа. Так две с лишним тысяч лет назад Евклид лишил математиков надежды получить полный список простых чисел. Слайд №9
Для отыскания простых чисел другой греческий математик того же времени – Эратосфен придумал такой способ. Он записывал все числа от 1 до какого-то числа, а потом вычеркивал единицу, которая не является ни простым, ни составным числом, затем вычеркивал через одно все числа, идущие после 2 (числа, кратные 2 т. е. 4, 6, 8 и т.д.). Первым оставшимся числом после 2 было 3. Далее вычеркивались через два все числа, идущие после 3 (числа, кратные 3), далее через четыре числа идущие после 5 и так далее. В конце концов оставались не вычеркнутыми только простые числа. Так как греки делали записи на покрытых воском табличках или на натянутом папирусе, а числа не вычеркивали, а выкалывали иглой, то таблица напоминала решето. Поэтому метод Эратосфена называют решетом Эратосфена.
4. Первичное осмысление и закрепление нового материала.
(Каждому ученику раздаются карточки с заданием.)
Вариант 1
Два делителя.
- Составное - 4; 1, 3, 9, 27.
- Составное - 713 285; 984; 12 327.
- Простое - 13; 73.
100 263; 715; 1 712; 34; 80 121.
Вариант 2
Более двух делителей.
- Простое - 2; 1, 19.
- Составное - 300 099; 9 082 184; 912 327.
- Простое - 17; 71.
7 775; 8 654; 81; 63; 80 127.
5. Подведение итогов. Слайд №10
Ребята, что сегодня на уроке мы узнали? (Мы узнали, что натуральные числа бывают простыми, составными)
Единица - какое число? (Ни простое, ни составное)
6. Информация о домашнем задании Слайд №11
(П. 4, ответить устно на вопросы стр. 17, письменно №111; №112.)
Тест (Приложение)