Урок окружающего мира "Обитатели морей". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Познакомить учащихся с обитателями морей;
  2. Создать условия для становления и развития творческого исследовательского мышления через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность;
  3. Формировать морально-волевые качества и коммуникативные умения, взаимопомощь.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник А.А. Вахрушева «Наша планета Земля», карта полушарий, предметы (мел, рыбные консервы, янтарные бусы, ракушки), иллюстрации обитателей моря.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, дети, начинаем урок окружающего мира. Желаю вам на уроке узнать много нового и интересного, а также пожелать друг другу удачи.

Организация детей в группы (осуществляется с помощью заранее приготовленных разноцветных жетонов, которые дети выбрали сами до начала урока)

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация.

Постановка проблемной ситуации. На столе лежат мел, рыбные консервы, янтарные бусы, ракушки.

– Что объединяет все эти предметы? (море)

– Значит, о чём будет сейчас наша беседа? (о морях)

– Что преобладает на поверхности Земли: суша или вода?

– Покажите на карте океаны. (Работа по карте полушарий.)

– Назовите известные вам моря.

III. Постановка учебной задачи.

1. Учитель: Отгадайте загадку

Кругом вода,
а с питьем беда
Кто знает,
где это бывает? (море)

– А почему с питьем беда?

Ученики: В море вода соленая и совсем не пригодная для питья.

2. Учитель ставит задачу.

– У нас на доске расположены картинки: морской лев , кораллы, рыба, мел, дельфины, медузы, крабы, морская звезда. Найдите лишнюю картинку. Почему она лишняя?

– У нас возникла проблема: Почему эта картинка лишняя?

– Давайте поставим знак ? (ненужный рисунок передвигаем на соседнюю доску к знаку ?)

– Может кто-то догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (о морских обитателях).

– Назовите тему урока.

Ученики: мы будем говорить о морских животных. слайд 1

– Цель нашего урока – познакомиться с обитателями морей.

IV. «Открытие» учащимися нового знания.

– Давайте обозначим проблему. ? МЕЛ

1. Работа в группах.

Откройте учебник на с. 124. Прочитайте статью и найдите ответы на вопросы:

  • 1 группа – Как называются водные растения?
  • 2 группа – Что такое планктон?
  • 3 группа – Кто питается планктоном?
  • 4 группа – Где и как образуется мел?

Выступление групп.

– Так связан мел с морем или нет?

2. Физкультминутка. Игра «Море».

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри.

3. Работа с учебником.

Выполните задания на стр. 125 учебника.

Проверка.

V. Первичное закрепление.

1. Работа в группах.

1 и 2 группа

Прочитайте текст стр.123. Подчеркните самое интересное. Расскажите одноклассникам.

  • Морская звезда
  • Морской лев
  • Кораллы
  • Краб

Выступление групп.

3 и 4 группа.

– Вашим домашним заданием было подготовить проекты «Морские животные»

Рассказы детей 3 и 4 группы. слайд 2

2. Викторина «Кто лучше знает морских обитателей?»

1 конкурс «Угадай животное»

Каждая группа за 1 минуту должна отгадать морское животное на экране. Запишите ответ.

Оценивание жюри. слайд 3,4,5,6

2 конкурс «Анаграмма»

– Отгадайте названия каких животных «рассыпались». Запишите ответ.

УЛКАА, ОНКЁК, ТОЛКААШ (Акула, конёк, кашалот)

Оценивание жюри. слайд 7

3 конкурс «Пазлы»

– Посмотрите внимательно на часть картинки. Кому принадлежит эта часть?

(Ответ: скорпена, кашалот, осьминог, кальмар)

Оценивание жюри. слайд 8

4 конкурс «Знатоки»

– Ответьте на вопросы викторины. Выберите правильный ответ. слайд 9

  1. Какая в море вода?
    1. Мокрая
    2. Сладкая
    3. Солёная
  2. Куда впадают реки?
    1. В родники
    2. В океаны
    3. В моря
  3. Как образуются острова?
    1. Под действием вулканов
    2. Под действием притяжения
    3. Под действием землетрясений
  4. Во что превращаются раковины умерших планктонов?
    1. Кораллы
    2. Мел
    3. Острова

VI. Рефлексия деятельности.

слайд 10

– Над какой темой работали сегодня на уроке?

– Вам было интересно?

– А каких ещё вы знаете морских животных?

– Что нужно сделать, чтобы узнать о них больше?

VII. Домашнее задание (по выбору)

Подготовить:

1 группе – сообщение о морских растениях,

2 группе – рисунки морских растений.

Презентация.