Цели:
- Познакомить учащихся с обитателями морей;
- Создать условия для становления и развития творческого исследовательского мышления через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность;
- Формировать морально-волевые качества и коммуникативные умения, взаимопомощь.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник А.А. Вахрушева «Наша планета Земля», карта полушарий, предметы (мел, рыбные консервы, янтарные бусы, ракушки), иллюстрации обитателей моря.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, дети, начинаем урок окружающего мира. Желаю вам на уроке узнать много нового и интересного, а также пожелать друг другу удачи.
Организация детей в группы (осуществляется с помощью заранее приготовленных разноцветных жетонов, которые дети выбрали сами до начала урока)
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация.
Постановка проблемной ситуации. На столе лежат мел, рыбные консервы, янтарные бусы, ракушки.
– Что объединяет все эти предметы? (море)
– Значит, о чём будет сейчас наша беседа? (о морях)
– Что преобладает на поверхности Земли: суша или вода?
– Покажите на карте океаны. (Работа по карте полушарий.)
– Назовите известные вам моря.
III. Постановка учебной задачи.
1. Учитель: Отгадайте загадку
Кругом вода,
а с питьем беда
Кто знает,
где это бывает? (море)
– А почему с питьем беда?
Ученики: В море вода соленая и совсем не пригодная для питья.
2. Учитель ставит задачу.
– У нас на доске расположены картинки: морской лев , кораллы, рыба, мел, дельфины, медузы, крабы, морская звезда. Найдите лишнюю картинку. Почему она лишняя?
– У нас возникла проблема: Почему эта картинка лишняя?
– Давайте поставим знак ? (ненужный рисунок передвигаем на соседнюю доску к знаку ?)
– Может кто-то догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (о морских обитателях).
– Назовите тему урока.
Ученики: мы будем говорить о морских животных. слайд 1
– Цель нашего урока – познакомиться с обитателями морей.
IV. «Открытие» учащимися нового знания.
– Давайте обозначим проблему. ? МЕЛ
1. Работа в группах.
Откройте учебник на с. 124. Прочитайте статью и найдите ответы на вопросы:
- 1 группа – Как называются водные растения?
- 2 группа – Что такое планктон?
- 3 группа – Кто питается планктоном?
- 4 группа – Где и как образуется мел?
Выступление групп.
– Так связан мел с морем или нет?
2. Физкультминутка. Игра «Море».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри.
3. Работа с учебником.
Выполните задания на стр. 125 учебника.
Проверка.
V. Первичное закрепление.
1. Работа в группах.
1 и 2 группа
Прочитайте текст стр.123. Подчеркните самое интересное. Расскажите одноклассникам.
- Морская звезда
- Морской лев
- Кораллы
- Краб
Выступление групп.
3 и 4 группа.
– Вашим домашним заданием было подготовить проекты «Морские животные»
Рассказы детей 3 и 4 группы. слайд 2
2. Викторина «Кто лучше знает морских обитателей?»
1 конкурс «Угадай животное»
Каждая группа за 1 минуту должна отгадать морское животное на экране. Запишите ответ.
Оценивание жюри. слайд 3,4,5,6
2 конкурс «Анаграмма»
– Отгадайте названия каких животных «рассыпались». Запишите ответ.
УЛКАА, ОНКЁК, ТОЛКААШ (Акула, конёк, кашалот)
Оценивание жюри. слайд 7
3 конкурс «Пазлы»
– Посмотрите внимательно на часть картинки. Кому принадлежит эта часть?
(Ответ: скорпена, кашалот, осьминог, кальмар)
Оценивание жюри. слайд 8
4 конкурс «Знатоки»
– Ответьте на вопросы викторины. Выберите правильный ответ. слайд 9
- Какая в море вода?
- Мокрая
- Сладкая
- Солёная
- Куда впадают реки?
- В родники
- В океаны
- В моря
- Как образуются острова?
- Под действием вулканов
- Под действием притяжения
- Под действием землетрясений
- Во что превращаются раковины умерших планктонов?
- Кораллы
- Мел
- Острова
VI. Рефлексия деятельности.
слайд 10
– Над какой темой работали сегодня на уроке?
– Вам было интересно?
– А каких ещё вы знаете морских животных?
– Что нужно сделать, чтобы узнать о них больше?
VII. Домашнее задание (по выбору)
Подготовить:
1 группе – сообщение о морских растениях,
2 группе – рисунки морских растений.