Формулировка темы сочинения-рассуждения С2.1 ГИА 2012 кажется непривычной и сложной. И первая задача учителя – постараться сделать так, чтобы эта тема не пугала учеников, напомнить, что все это они уже изучали, то есть знают. На основе рекомендаций Г.Т. Егораевой, ведущего методиста издательства “Экзамен”, выступавшего на фестивале “Учительская книга”, предлагаю свою разработку такого урока.
Ход урока
- “С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: “Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают”. Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком”.
- В такой формулировке вы получите тему сочинения на экзамене.
- Рассмотрим текст [2].
(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой – разгонял сон – и снова глядел на доску. (3)А через несколько минут снова зевал.
(4)Почему ты зеваешь?! – раздражённо спрашивала Женечка – так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну – маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом.
(5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
(7)Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)Он отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду.
(11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.
(14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
(15)Багульник! – буркнул он и пошёл прочь.
(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.
(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.
(22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.
(23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока – для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления.
(27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах.
(30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.
(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.
(37)Она тебя ждёт, – говорил больной.
(38)Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты.
(39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.
(41)Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста. – (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!
(44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару.
(46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.
(По Ю. Яковлеву)
Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Итак, задание:
С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: “…”.
– Вы уже знаете, что лексика – это слова: он, видеть, улица, собака, огненно-рыжий, а грамматика – это система взаимоотношений слов:
(27) Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей.
Для того чтобы написать сочинение, мы должны понять, как взаимодействуют слова, когда человек говорит. Рассмотрим это на примере сказуемых.
- Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений [3, с. 49]. Например:
(14) Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему он цветет. (38) Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты. (43) Пошли, Лапоть!
Выбор сказуемого определяется тем, какой отрезок действительности отражает предложение [2, с. 49].
Но прочитаем еще раз предложение 14. Кто заметил, что, в рассказе о прошлом, автор употребляет сказуемое “цветет” в форме настоящего времени? Почему? Ответим на этот вопрос в нашем сочинении.
Напомню, что мы пишем сочинение-рассуждение, цель которого – доказательство истины, заявленной в тезисе, то есть в словах Г.Степанова.
Вариант сочинения - 1
Вступление (можно использовать шаблон [1])
Лингвист Г.Степанова сказал: “Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают”.
Действительно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, действиями, событиями передает грамматика. Это явление можно рассмотреть в синтаксисе.
Аргумент 1
Во-первых, в русском языке довольно широко используется употребление временных форм в переносном значении [4, с. 184]. Так, для оживления повествования о прошлом в предложении 14 используется простое глагольное сказуемое “цветет” в форме настоящего времени изъявительного наклонения: “Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветет”.
Аргумент 2
Во-вторых, лексическое значение глагола позволяет предположить, что произошло маленькое чудо.
Следовательно, благодаря данным сказуемым, читатель понимает, когда произошло событие и что оно значило для рассказчика.
Вывод (можно использовать шаблон [1])
Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль.
– Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в неопределенной форме глагола, а грамматическое значение (наклонение, время) выражено вспомогательным глаголом [3, с. 52]. Например:
– (39)Мать хочет продать Лаптя.
(47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить о его собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека.
Вариант сочинения - 2
Вступление (можно использовать шаблон [1])
Аргументы
Так, в составном глагольном сказуемом “хочет продать” (предложение 39) вспомогательный глагол “хочет” выражает грамматическое значение настоящего времени изъявительного наклонения и указывает на желание совершить действие, а инфинитив “продать”, выражает лексическое значение “отдать за деньги”.
Следовательно, употребляя данное составное глагольное сказуемое, рассказчик сообщает читателю о желании матери избавиться от собаки сына.
Или
В составном глагольном сказуемом “захотелось заговорить, расспросить” (предложение 47) вспомогательный глагол “захотелось” выражает грамматическое значение прошедшего времени (суффикс -л- выражает эту форму). В сочетании с инфинитивами “заговорить, расспросить”, выражающими лексическое значение, он указывает на стремление учительницы понять загадочного мальчика.
Вывод (можно использовать шаблон [1])
– Грамматическое значение в составном именном сказуемом выражается глаголом-связкой, а лексическое – именной частью (существительным, прилагательным, наречием и др.) [3, с. 54]. Например:
(5) Она была уверена, что он зевает от скуки.
(6) Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
Вариант сочинения на примере составных именных сказуемых можно предложить ученикам как домашнее задание.
Список литературы
- Г.Т. Егораева. ГИА 2012. Задание С2.1. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (лекция). – М.: Экзамен, 2011.
- Текст контрольной работы по русскому языку от 10 декабря 2011 года.
- Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 6-е изд. – М.:Просвещение, 2009.
- Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – 2-е изд. – М.: ЛИНКА-пресс, 1994.