Комплексное обследование глухих учащихся на момент поступления в школу

Разделы: Коррекционная педагогика


В специальную школу, наряду с учениками, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие и слабослышащие дети, которые в силу разных причин не усвоили полный курс дошкольного коррекционного обучения. Поэтому перед тем ,как планировать работу необходимо знать ,как можно больше о своих учениках. Для этого мы проводим комплексное обследование глухих учащихся на момент поступления в школу. Наше обследование состоит из трех частей:

  1. Сбор общих сведений об ребенке.
  2. Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения).
  3. Комплексное обследование знаний учащихся программы детского сада:

Сбор общих сведений начинается со знакомства с личным делом ученика, его медицинской картой, беседой с родителями. Особое значение уделяется состоянию слуха , основному диагнозу, сопутствующим заболеваниям, развитию ребенка до школы, психологическому климату в семье и т.дКомплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) учащихся на начало обучения в школе необходим для дифференцированного подхода к развитию устной речи у глухих школьников в первоначальный период предполагает следующее:

  • комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) у учащихся на начало обучения в школе;
  • использование разноуровневых программ по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи, разработанных для типичных групп учащихся с учетом состояния их речевого развития;
  • формирование у глухих учащихся слухозрительно-кинестетической системы на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции, навыков восприятия и воспроизведения устной речи в условиях специально созданной слухоречевой среды при постоянном использовании электроакустической аппаратуры;
  • соединение в едином пед. процессе спецработы по формированию у глухих школьников речевого слуха, навыков слухозрительного восприятия, достаточно внятного, естественного воспроизведения устной речи;
  • специальную работу, направленную на активизацию устной коммуникации учеников при широком использовании диалогов;
  • текущий и периодический учет развития навыков восприятия и воспроизведения устной речи; совместное обсуждения устной речи учителями, психологами, воспитателями;
  • преемственность в работе над устной речью в разных орг. формах обучения в специальной школе.: на общеобразовательных уроках, индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях, во внеурочное время.

Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) учащихся на начало обучения в школе проводится по специально разработанной методике, включающей:

1. пед.обследование состояния слуха без использования электроакустической аппаратуры;

а) проверка наличия условно двигательной реакции на голос разговорной громкости на голое ухо ( слыша звук, ребенок должен выполнить какое-то действие;
б) ребенку на голое ухо предъявляются три группы слов различающихся по фонетическому составу, в помощь ребенку предлагают картинки ( измеряется расстояние , при котором ребенок воспринимает эти слова),
в) ребенку предлагают зрительно воспринять 20 слов и воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.

2. выявление состояния и резервов развития слухового восприятия речи с использованием электроакустической аппаратуры;

а) ребенку предлагают слухо-зрительно воспринять вторую группу слов , состоящую из 20 слов и воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
б) ребенку предлагают воспринять третью группу слов , состоящую из 20 слов, на слух с использованием звукоусиливающей аппаратуры и воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
в) ребенку предлагают слухо-зрительно воспринять 20 фраз. Ребенок должен воспроизвести их, (если задание повтори), выполнить действие или ответить на вопрос. Фразы предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит или как он выполняет действия.

3. изучение возможностей учеников понимать собеседника и быть понятым на материале связной речи;

а) ребенку предъявляют серию картинок, которую ребенок должен разложить по порядку и рассказать, что он видит на картинках.
б) затем ученику предъявляют весь текст слухо-зрительно два раза. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
в) затем ученику предъявляют текст по фразам слухо-зрительно два раза. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.

4. аналитическая  проверка произношения.

По результатам обследования учащиеся могут быть отнесены к 3 группам по состоянию речи:

  • 1 группа: В самостоятельной речи фразы нет, слова произносятся с искажением звукового состава.
  • 2 группа: В самостоятельной речи - короткая фраза с аграмматизмами и отдельные слова.
  • 3 группа: В самостоятельной речи - развернутая короткая фраза, иногда с аграмматизмами.

Более подробно с описанием групп можно познакомиться в книге Е.П.Кузьмичевой и Е.З.Яхниной « Развитие устной речи у глухих школьников»)

В зависимости от групп, в которую входят ученики им выбирается программа по развитию речевого слуха.

Комплексное обследование знаний учащихся программы детского сада:

1. умение будущих первоклассников ответить на вопросы о себе.

-- Ребенка устно спрашивают: Как его зовут? Как его фамилия? Сколько ему лет? Как зовут маму? Как зовут папу? Ответы записываются. Если ребенок затрудняется, вопросы задаются устно-дактильно, письменно и на жестовом языке. Ответы записываются, указывается в каком предъявлении и как отвечал ребенок.

2. знание учеником математического материала.

Детям предлагается математический материал, который ребята должны были быть усвоены в дошкольном учреждении. Сначала ребята читают занятия, выполняют его. Если ребенок затрудняется, ему предлагаются таблички , которые необходимо подклеить под задание.

  • прочитай цифры и подпиши их названия,
  • прочитай названия чисел и подпиши цифры,
  • реши примеры,
  • подпиши сколько?
  • выбери и подпиши Где больше, меньше, столько же?
  • нарисуй меньше, больше.

3. знание ребенком предметного словаря.

-- детям предлагаются картинки с изображениями 20 предметов из разных тем дошкольного образования ( например, по 5 слов из тем « Учебные вещи», « Игрушки» , « Одежда», « Столовая»). Ребенку предлагается назвать предмет, подписать его.

Если ребенок не справляется, ему предлагаются таблички с названиями этих предметов. Он их читает и прикладывает (приклеивает) их к изображениям.

4. знание будущими первоклассниками глагольного словаря.

-- ребенку предлагаются картинки с изображениями каких-то действий. Задается вопрос Что делает? Методика проведения схожа с проверкой знаний предметного словаря.

Комплексное обследование слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи, знание предметного и глагольного словаря, владение математическим материалом, умение ответить на простые вопросы является частью общего медико-психолого- пед. обследования учащихся. На каждого ученика составляет карта его развития. Эта карта показывается родителям, которые очень часто не верно оценивают знания своих детей.

В процессе анализа результатов обследования, а также при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы с этим учеником учитываются все его особенности . По результатам этого комплексного обследования учителем-дефектологом готовится доклад о первоклассниках, который читается на совместном метод.объединении учителей начальной шко

Следует заметить, что для организации преемственности в обучении между дошкольными и школьными учреждениями желательно посещение учителями, принимающими детей в школу, занятий и участие в проверках на последнем году обучения в дошкольном учреждении.