Методика развития ведущих мыслительных операций у младших школьников (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


На современном этапе приоритетной целью школьного образования является развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Стратегическим направлением системы образования является формирования универсальных учебных действий. Для того чтобы в конце четвёртого класса ученик соответствовал выпускнику начальной школы необходимо формировать то, чего в природе первоклассника не существовало, а развивать то, что уже присутствовало. Математика для такого развития и формирования обладает огромным потенциалом, она является «полигоном» для развития познавательных универсальных учебных действий. Я хочу поделиться многолетним опытом работы в этом направлении по развитию ведущих мыслительных операции.

Одной из задач начального обучения является освоения нового вида деятельности - учебной, поэтому в процессе обучения ребёнок должен овладеть способами и приёмами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно. В результате обучения у ребёнка должно сформироваться желание и умение учиться. Ребёнок подходит и просит меня: «Подскажи-ка…» Я подсказываю, а он не слушает, смотрит в другую сторону и не берёт, то что я ему даю. Почему? Ответ простой – нет деятельности. На современном этапе обучения учитель начальной школы должен осуществить переход от информационно- объяснительной технологии обучения к деятельностно- развивающей, формирующий широкий спектр личности ребёнка.

Принцип деятельности предполагает, что новые понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной деятельности. Особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мыслительных операций (классификации, аналогии, анализ-сравнение, синтез и т. д. ). Развитие ребёнка в младшего школьного возраста происходит за счёт формирования нового вида мышления – логического. Специальную работу в этом направлении начинаю ещё при подготовки к школе, работая в школе развития «Малышок», и продолжаю её в течении всех четырёх лет обучения. Но особенно на начальном этапе – первом классе.

Дети учатся наблюдать и выражать в речи свойства предметов, группировать предметы по общим свойствам. Сначала работаю над формированием операции анализа через синтез, показываю детям разные предметы, а они называют как можно больше его свойств (например: блюдце- голубое, круглое, ставится под чашку, стеклянное и т. д. ); потом по формированию операций сравнения и обобщения. Умения выделять свойства предметов формирует у детей способность улавливать определённые закономерности. С той же целью выполняются упражнения в тетради: дети должны угадать, по какому закону идут палочки, точки, геометрические фигуры, и продолжить строчку до конца. Для развития творческих способностей, даю задания самостоятельно придумать загадки о свойствах предметов, составлять последовательности и узоры, угадать правила расположения предметов и фигур, придуманных другими детьми. Также предлагаю последовательность, умышленно нарушив правило. Задача детей – определить правило и найти, где оно нарушено. Для проведения данных уроков, я приготовила для себя и для каждого ребёнка дидактическое пособие: (геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты) двух размеров(большие и маленькие), и четырёх цветов), которое использую и на последующих уроков в течение последующих классов. Работая с данным пособием, каждый ребёнок ищет свой вариант решения, обосновывает его, слушает других детей, исправляет ошибки. Это одна сторона дела, другая – развитие мелкой моторики рук, что тесно связано с развитием мышления и подготовкой руки к письму.

При изучении фигур и их свойств, обращаю внимание детей на предметы, которые имеют такую же форму:

  • форму круга – дно стакана, банки и т. д.
  • форму прямоугольника – дверь, окно, пол и т. д. , тем самым осуществляю связь с жизнью.

Перед выполнением заданий в учебнике, к которым не даны тексты условий, ставлю проблемные вопросы:

- Что здесь интересного? Почему так раскрашены фигуры, проведены линии? Как вы думаете, что здесь нужно сделать ? Поиск на эти вопросы способствует развитию мыслительных операций:анализ, сравнение, обобщение, аналогия. Также использую ритмические игры, которые уже в первом классе помогают детям освоить счёт от 1 до 9, подготовив тем самым прочную базу для дальнейшего изучения таблицы умножения. Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают молча, «про себя», одновременно выполняя под счёт движения. Вслух произносятся кратные того числа, через которые ведётся счёт. В итоге синхронного исполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые учащиеся проговаривают вслух. Вместе с тем «Ритмическая музыка », которая звучит в классе, объединяет детей, вырабатывает у них чувство защищённости снимает напряжение от пассивного восприятия. Проведение ритмических игр очень важно для развития двигательного и эмоционального мышления, внимания, умения слушать других. Здесь же формируются навыки общения, происходит необходимая детям психологическая разгрузка.

Изучение сложения и вычитания натуральных чисел начинаю с рассмотрения конкретных операций: объединения каких- либо предметов (геометрических фигур) и удаления части предметов, используя «мешки» (у каждого ребёнка) и дидактическое пособие (см. выше). При сложении и вычитании чисел ввожу специальную символику:

  • единицы - точка;
  • десятки- треугольники и т. д.

Сначала дети усваивают модель числа, сложение и вычитание этих моделей, потом переходим к решению примеров. При умножении на ноль рассказываю сказку о ноле, где он превращается в дракона, который съедает цифры ли шапку- невидимку, которая делает цифру невидимой. Изучая название компонентов сложения, вычитания, умножения и деления, делю детей на группы, называю каждую группу одним из компонентов и дети выполняют движения (мальчики- I слагаемое, девочки – II слагаемое, сумма – все вместе.) Знакомя детей с рядом натуральных чисел и числовой прямой, дети попадают в волшебную страну, где «особые» цифры и выполняют операции с ними: сложение, вычитание, сравнение. Тут же творческое домашнее задание: придумать свои сказочные цифры и примеры с ними.

Для успешного формирования логического мышления огромный потенциал заложен в учебниках математики УМК «Перспектива», где даны различные приёмы формированию умений сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать. Форма работы – работа с таблицей по теме «Двузначное число». Эта работа, которая позволяет задействовать все виды мышления и мыслительные операции:

  • действенное мышление - работа с числовым лучом;
  • наглядное мышление- работа с рисуночным составом числа;

Мыслительные операции:

  • анализ (работа над составом числа);
  • синтез (составление чисел от 10 до 20);
  • обобщение (нахождение общего в числах второго десятка);
  • сравнения и названия числа и его состава, его запись;

Всё это даёт обобщенное целостное представление о составе и способе образования двузначного числа и способствует обучению логически рассуждать. Важно также научить ребёнка самостоятельно выстраивать логические связи. Для этого можно использовать следующие приёмы:

  • составление задач по сюжетной картинке;
  • работа с множествами;
  • объяснения последовательности действий и так далее.

«Хочу учиться!» Именно эту фразу может и, наверно, должен говорить «профессиональный ученик». Желание учиться появляется не только, когда ребёнку интересно, но и когда он умеет это делать. Формирование учебной деятельности – весьма сложный и длительный процесс. Роль учителя начальных классов заключается в том, чтобы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность. «Я сам осваиваю мир» - это импульс к развитию.