Урок-путешествие, 5-й класс. Тема:"Формулы"

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель: повторить формулы пути, периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата; учить применять данные формулы при выполнении упражнений; развивать логическое мышление; прививать интерес к математике.

Оборудование: набор букв и знаков на магнитах для составления формул, сигнальные карточки с буквами: а, б, в; карточки с заданием; оборудование для показа презентации.

Ход урока

Орг. момент.

Объявляем тему и цели урока.

Дорогие ребята! Мы отправляемся в путешествие по стране «Математика». Слайд 1.

Прежде чем отправиться в путь, нам надо рассчитать, с какой скоростью можно передвигаться по стране, чтобы нас не оштрафовали. Слайд 2.

Задание:

S = 325 – vt,
t = 3 ч,
S = 190 км.

Найти: v – ? (Ответ: 45 км/ч)

Поехать без водителя мы не можем, а он где-то задерживается. Пока ждём, давайте выполним упражнение: Слайд 3.

Выразите переменную Х из выражения:

Т = (х – 5) : 6.

Итак, мы отправляемся. Чтобы в пути не было скучно, будем разгадывать загадки.

Слайд 4.

Что за цифра – акробатка!
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. (9)

Десятки превратил он в сотни,
А может в миллионы превратить.
Он среди чисел равноправен,
Но на него нельзя делить. (0)

К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок
Прилетели на урок?

Вот и первая остановка. Она называется «Формульная».

Жители данного населённого пункта попросили помочь им восстановить формулы, а то все буквы перемешались. Слайд 5.

Ребятам выдаётся набор букв и знаков на магнитах. Из них на доске выкладывают формулы пути, площадей прямоугольника и квадрата, периметра квадрата и прямоугольника.

Далее они объясняют значение каждой буквы в формулах.

Отправляемся дальше. Снова загадки.

Слайд 6.

Когда меня ты режешь, то не плачешь,
И всё-таки, слезу смахнёшь с лица.
А сменишь букву, – выгляжу иначе:
С началом стану я, но без конца. (лук – луч).

Кулик невелик
Целой сотне велит
То сядь, да учись,
То встань, разойдись! (Звонок)

А вот и вторая остановка.

Слайд 7.

Нас в гости пригласили к себе «квадрат» и «прямоугольник».

За чаем они предложили ответить на некоторые вопросы: Слайд 8.

  1. Квадратный сантиметр – это:
    А) площадь квадрата со стороной 1 см;
    Б) квадрат со стороной 1 см;
    В) квадрат с периметром 1 см.

  2. Площадь квадрата определяется по формуле:
    А) S = ab;
    Б) S = а2;
    В) S = 2(а + в).

  3. Площадь фигуры, изображённой на рисунке, равна:

    А) S = ab + kf;
    Б) S = ab – kf;
    В) S = ak + bf.

  4. Слайд 9.
    Периметр квадрата равен 64 см. Чему равна его площадь?
    А) 128 см2;
    Б) 324 см2;
    В) 256 см2.

  5. Площадь фигуры, изображённой на рисунке равна:

    А) 20 см2;
    Б) 17 см2;
    В) 16 см2.

 

Ответы к заданиям ребята показывают с помощью сигнальных карточек.

Едем дальше.

Слайд 10.

Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти,
Но если букве «Я» прикажешь
Рядом встать! Я – всё!
Отец и ты, и дедушка, и мать. (Семь – Я).

Ещё одна остановка: «Лабиринт».

Слайд 11.

Мы попали в лабиринт, из которого можно выбраться, если решите самостоятельно задачи: Слайд 12.

  1. Используя формулу пути S = vt, найдите:
    А) время, за которое ласточка пролетит 162 км, если её скорость 54 км/ч;
    Б) скорость собаки, которая за 5 с пробежала 25 м.
  2. Используя формулу Р = 2(а + в), найдите: сторону а, если Р = 3 дм, в = 6 см. (9 см)
  3. Найдите длину прямоугольника, если его ширина в 5 раз меньше, а площадь равна 845 см2. (65 см)

Мы выбрались из лабиринта и едем домой, а пока повторим формулы, используемые на уроке. Слайд 13.

Далее подводятся итоги урока, выставляются оценки и сообщается домашнее задание.