Цель: повторить формулы пути, периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата; учить применять данные формулы при выполнении упражнений; развивать логическое мышление; прививать интерес к математике.
Оборудование: набор букв и знаков на магнитах для составления формул, сигнальные карточки с буквами: а, б, в; карточки с заданием; оборудование для показа презентации.
Ход урока
Орг. момент.
Объявляем тему и цели урока.
Дорогие ребята! Мы отправляемся в путешествие по стране «Математика». Слайд 1.
Прежде чем отправиться в путь, нам надо рассчитать, с какой скоростью можно передвигаться по стране, чтобы нас не оштрафовали. Слайд 2.
Задание:
S = 325 – vt,
t = 3 ч,
S = 190 км.
Найти: v – ? (Ответ: 45 км/ч)
Поехать без водителя мы не можем, а он где-то задерживается. Пока ждём, давайте выполним упражнение: Слайд 3.
Выразите переменную Х из выражения:
Т = (х – 5) : 6.
Итак, мы отправляемся. Чтобы в пути не было скучно, будем разгадывать загадки.
Слайд 4.
Что за цифра – акробатка!
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. (9)
Десятки превратил он в сотни,
А может в миллионы превратить.
Он среди чисел равноправен,
Но на него нельзя делить. (0)
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок
Прилетели на урок?
Вот и первая остановка. Она называется «Формульная».
Жители данного населённого пункта попросили помочь им восстановить формулы, а то все буквы перемешались. Слайд 5.
Ребятам выдаётся набор букв и знаков на магнитах. Из них на доске выкладывают формулы пути, площадей прямоугольника и квадрата, периметра квадрата и прямоугольника.
Далее они объясняют значение каждой буквы в формулах.
Отправляемся дальше. Снова загадки.
Слайд 6.
Когда меня ты режешь, то не плачешь,
И всё-таки, слезу смахнёшь с лица.
А сменишь букву, – выгляжу иначе:
С началом стану я, но без конца. (лук – луч).
Кулик невелик
Целой сотне велит
То сядь, да учись,
То встань, разойдись! (Звонок)
А вот и вторая остановка.
Слайд 7.
Нас в гости пригласили к себе «квадрат» и «прямоугольник».
За чаем они предложили ответить на некоторые вопросы: Слайд 8.
-
Квадратный сантиметр – это:
А) площадь квадрата со стороной 1 см;
Б) квадрат со стороной 1 см;
В) квадрат с периметром 1 см. -
Площадь квадрата определяется по формуле:
А) S = ab;
Б) S = а2;
В) S = 2(а + в). -
Площадь фигуры, изображённой на рисунке, равна:
А) S = ab + kf;
Б) S = ab – kf;
В) S = ak + bf. -
Слайд 9.
Периметр квадрата равен 64 см. Чему равна его площадь?
А) 128 см2;
Б) 324 см2;
В) 256 см2. -
Площадь фигуры, изображённой на рисунке равна:
А) 20 см2;
Б) 17 см2;
В) 16 см2.
Ответы к заданиям ребята показывают с помощью сигнальных карточек.
Едем дальше.
Слайд 10.
Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти,
Но если букве «Я» прикажешь
Рядом встать! Я – всё!
Отец и ты, и дедушка, и мать. (Семь – Я).
Ещё одна остановка: «Лабиринт».
Слайд 11.
Мы попали в лабиринт, из которого можно выбраться, если решите самостоятельно задачи: Слайд 12.
- Используя формулу пути S = vt, найдите:
А) время, за которое ласточка пролетит 162 км, если её скорость 54 км/ч;
Б) скорость собаки, которая за 5 с пробежала 25 м. - Используя формулу Р = 2(а + в), найдите: сторону а, если Р = 3 дм, в = 6 см. (9 см)
- Найдите длину прямоугольника, если его ширина в 5 раз меньше, а площадь равна 845 см2. (65 см)
Мы выбрались из лабиринта и едем домой, а пока повторим формулы, используемые на уроке. Слайд 13.
Далее подводятся итоги урока, выставляются оценки и сообщается домашнее задание.