Цели:
- Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме, проверить уровень обученности учащихся;
- Развивать мышление, монологическую речь, умения варьировать и находить различные приемы для решения уравнений, навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
- Воспитывать умения применять участие в обсуждении, сотрудничать, оказывать помощь, висказывать согласие или возражение.
Тип урока: комбинированный.
Технические средства: опорный конспект, экран, проектор.
Ход урока
I. Организация урока.
II. Проверка домашнего задания, повторение пройденного.
1. Выяснить вопросы, вызвавшие трудности при выполнении домашнего задания.
2. 3 ученика у доски работают по карточкам самостоятельно:
карточка №1 | карточка №2 | карточка №3 |
а) tq(-2х)=; | а) соs(-4х)+0,5=0; | а)4cos3x-1=0; |
б) sin(-)=1,5; | б) 3-3cosx=2sinx; | б)3сosx= sinxcosx. |
3. Фронтальная работа с классом:
На экран с помощью проектора воспроизведены решения уравнений. Учащиеся должны проверить решения данных уравнений и выяснить, нет ли там ошибок. При наличии ошибок, объяснить причину их появления и исправить.
а) ctq4x+1=0; ctq4x=-1; ctqx=-; x=-arcctq+n; n. Ответ:-arcctq+n;n. |
б) 4cos=1; cos=; cos=; =+ 2n; n. х= n. Ответ:х= n. |
в)-2sin(5x-)=0; sin(5x-)=; 5х-= (-1)+ n; n. 5х; n. 5х=(-1)+ n; n. х=(-1) +n. Ответ: х=(-1) +n. |
4. Проверить работу, выполняемую по карточкам, подвести итог.
III. Систематизация знаний, умений и навыков.
1. Работа в парах.
Учебники и тетради закрыты, лежат на краю парт.
Ученикам предлагаются задания (на 4 варианта).
Каждый ученик выполняет задание своего варианта на листе бумаги ручкой, затем карандашом производят взаимопроверку (пары за одной партой) и сдают работу для проверки учителем.
Данная работа преследует цель проверить умения учащихся выполнять простейшие вычисления, решение простейших уравнений, знание основных формул.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
1) Записать формулы для решения уравнения вида | |||
Ctqx=a. | sinx=a. | cosx=a. | tqx=a. |
2) Решить уравнение | |||
cosx=-. | tqx=. | tqx=-. | sinx=-. |
3) Вычислить: | |||
arcsin(-). | arctq(-). | arccos(-). | arcctq(-). |
Подвести итог: «5»- , «4»- , «3»-; «2»- .
2. Фронтальная работа.
Преследуется цель повторить основные формулы и приемы для решения тригонометрических уравнений.
Решить уравнения:
а) sin3x-sinx=0;
б) 4sinx+ sin2x=0;
в) 2tqx-2ctqx=3;
г) sincos- сossin=1;
д) cos=1+cos.
3. Класс делится на 3 разноуровневые группы.
Группы 1 и 2 приступают к самостоятельной работе
Задание для 1 группы.
1 вариант | 2 вариант |
Решить уравнения: | |
а) cos3x=0,5; | a) 3sinx-2cosx=0; |
б)2cosx-5sinx-4=0; | б) cos 2x-cosx=sinx-sin2x; |
в)cos3x+cos7x=sin3x+sin7x; | в) соsxcos+sinxsin=; |
г)sinxcos+cosxsin=; | г) cos=1+cosx; |
д) sin2x=sin4x; | д) 4sinx+1=0; |
Задание для 2 группы.
1вариант | 2вариант |
Решить уравнения: | |
а) sinх-sinx-2=0; | а) 3cosx-10cosx+3=0; |
б) ctq(- 4x)=3; | б) 2sin(+ x)-=0; |
в) 2sin= 3sin; | в) sinx+sin5x=0; |
г) cos2x=6cosx-5; | г) sinx-cosx=0; |
д) 3tq5x-9=0; | д) 3-ctq3x=0. |
Фронтальная работа с группой №3:
Решить уравнения:
а) 4sin2x-2=0;
б) 2cosx+cosx-1=0;
в) cos(x+)=;
г) cosx-sinx=1.
Самостоятельная работа для группы №3:
1 вариант | 2 вариант |
Решить уравнения: | |
а) 2cos3x=-1; | a) sin-=0; |
б) sin=; | б) cos3x=; |
в) 2cosx-cosx-1=0; | в) 2sinx+sinx-1=0; |
г) sinx+sin3x=0; | г) cos5x-cos3x=0. |
Резерв времени.
Творческая работа:
Найти область определения функции:
У=;
у=.
Самостоятельная работа сдается для проверки.
Итог. Домашнее задание.