Итоговой урок по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Разделы: Математика


Цели:

  • Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме, проверить уровень обученности учащихся;
  • Развивать мышление, монологическую речь, умения варьировать и находить различные приемы для решения уравнений, навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
  • Воспитывать умения применять участие в обсуждении, сотрудничать, оказывать помощь, висказывать согласие или возражение.

Тип урока: комбинированный.

Технические средства: опорный конспект, экран, проектор.

Ход урока

I. Организация урока.

II. Проверка домашнего задания, повторение пройденного.

1. Выяснить вопросы, вызвавшие трудности при выполнении домашнего задания.

2. 3 ученика у доски работают по карточкам самостоятельно:

карточка №1 карточка №2 карточка №3
а) tq(-2х)=; а) соs(-4х)+0,5=0; а)4cos3x-1=0;
б) sin(-)=1,5; б) 3-3cosx=2sinx; б)3сosx= sinxcosx.

3. Фронтальная работа с классом:

На экран с помощью проектора воспроизведены решения уравнений. Учащиеся должны проверить решения данных уравнений и выяснить, нет ли там ошибок. При наличии ошибок, объяснить причину их появления и исправить.

а) ctq4x+1=0;
ctq4x=-1;
ctqx=-;
x=-arcctq+n; n.
Ответ:-arcctq+n;n.
б) 4cos=1;
cos=;
cos=;
=+ 2n; n.
х= n.
Ответ:х= n.
в)-2sin(5x-)=0;
sin(5x-)=;
5х-= (-1)+ n; n.
; n.
5х=(-1)+ n; n.
х=(-1) +n.
Ответ: х=(-1) +n.

 

4. Проверить работу, выполняемую по карточкам, подвести итог.

III. Систематизация знаний, умений и навыков.

1. Работа в парах.

Учебники и тетради закрыты, лежат на краю парт.

Ученикам предлагаются задания (на 4 варианта).

Каждый ученик выполняет задание своего варианта на листе бумаги ручкой, затем карандашом производят взаимопроверку (пары за одной партой) и сдают работу для проверки учителем.

Данная работа преследует цель проверить умения учащихся выполнять простейшие вычисления, решение простейших уравнений, знание основных формул.

1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
1) Записать формулы для решения уравнения вида
Ctqx=a. sinx=a. cosx=a. tqx=a.
2) Решить уравнение
cosx=-. tqx=. tqx=-. sinx=-.
3) Вычислить:
arcsin(-). arctq(-). arccos(-). arcctq(-).

Подвести итог: «5»- , «4»- , «3»-; «2»- .

2. Фронтальная работа.

Преследуется цель повторить основные формулы и приемы для решения тригонометрических уравнений.

Решить уравнения:

а) sin3x-sinx=0;

б) 4sinx+ sin2x=0;

в) 2tqx-2ctqx=3;

г) sincos- сossin=1;

д) cos=1+cos.

3. Класс делится на 3 разноуровневые группы. 

Группы 1 и 2 приступают к самостоятельной работе

Задание для 1 группы. 

1 вариант 2 вариант
Решить уравнения: 
а) cos3x=0,5; a) 3sinx-2cosx=0;
б)2cosx-5sinx-4=0; б) cos 2x-cosx=sinx-sin2x;
в)cos3x+cos7x=sin3x+sin7x; в) соsxcos+sinxsin=;
г)sinxcos+cosxsin=; г) cos=1+cosx;
д) sin2x=sin4x; д) 4sinx+1=0;

Задание для 2 группы.

1вариант 2вариант
Решить уравнения:
а) sinх-sinx-2=0; а) 3cosx-10cosx+3=0;
б) ctq(- 4x)=3; б) 2sin(+ x)-=0;
в) 2sin= 3sin; в) sinx+sin5x=0;
г) cos2x=6cosx-5; г) sinx-cosx=0;
д) 3tq5x-9=0; д) 3-ctq3x=0.

Фронтальная работа с группой №3: 

Решить уравнения:

а) 4sin2x-2=0;

б) 2cosx+cosx-1=0;

в) cos(x+)=;

г) cosx-sinx=1.

Самостоятельная работа для группы №3:

1 вариант 2 вариант
Решить уравнения:
а) 2cos3x=-1; a) sin-=0;
б) sin=; б) cos3x=;
в) 2cosx-cosx-1=0; в) 2sinx+sinx-1=0;
г) sinx+sin3x=0; г) cos5x-cos3x=0.

Резерв времени.

Творческая работа:

Найти область определения функции:

У=;

у=.

Самостоятельная работа сдается для проверки.

Итог. Домашнее задание.