Развитие познавательной деятельности на уроках музыки

Разделы: Музыка


Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования современной жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать воспитательно-образовательный процесс в школе. Поиски путей развития познавательной деятельности у школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать все, кто работает с детьми. Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

Важным в развитии познавательной деятельности является создание эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.

Успешные результаты в развитии познавательной деятельности могут быть достигнуты на любых учебных предметах и весьма успешно развиваются на музыкальных занятиях. При выполнении различных познавательных заданий повышается интерес к предмету - это и есть основа учебного процесса. Наличие интереса к предмету способствует повышению успеваемости, активности, самостоятельности учеников, усвоению новых, более полных и глубоких знаний.

На своих уроках применяю различные формы работы с обучающимися: фронтальную, работу в парах, индивидуальную и групповую. Все задания строятся с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся. Виды заданий разнообразны:

Например, в 1 классе предлагаю задания на сравнение музыкальных инструментов, установив общее и отличия (Приложение 1).

В 1 же классе, слушая звучание различных инструментов, пользуясь, подготовленными карточками с изображением инструментов, школьники определяют тот или иной музыкальный инструмент.

Успешно ученики выполняют задания на выбор правильного и неправильного ответа: скрипка звучит «решительно», «ласково», «гордо», «напевно», «задорно», «твердо» (выбрать эпитеты, характеризующие звучание скрипки).

Определение лишнего или недостающего: (Приложение 2), какой инструмент лишний?

С каждым годом, от одного класса к другому, задания усложняются; повторяются задания предыдущих классов, но на новом материале добавляются новые, более сложные и увлекательные.

В 3 классе увлекательными являются задания на сопоставление инструмента и его названия, как русских народных инструментов (Приложение 3), так и инструментов симфонического оркестра (Приложение 4).

При обобщении темы «Музыкальная форма» использую задания на установление соответствия названия музыкальной формы и схемы. (Приложение 5). В этом задании учащиеся определяют музыкальную форму: вариации, рондо, одночастную, двухчастную, трехчастную и соотносят её с рисунком.

Школьники среднего возраста (5-8 класс) с большим интересом выполняют задания: на установление соответствия композитора и его произведения; на установление соответствия имени композитора и его портрета; на установление соответствия названия произведения, жанра и иллюстрации. (Приложение 6)

В 5 классе, при изучении темы «Музыка и ИЗО» предлагаю задания на классификацию: из предложенных средств выразительности определить какие относятся к ИЗО, а какие к музыке (Приложение 7).

В 4, 5, 6 классе при знакомстве с той или иной темой учащиеся с большим интересом разгадывают кроссворды, в которых дается возможность узнать самостоятельно ключевое слово, повторяя знакомые термины (Приложение 8).

В результате выполнения заданий обучающиеся учатся анализировать, наблюдать, повторять, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы и оценивать, различать и распознавать, выявлять и сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т. д.

Таким образом, систематическое выполнение заданий оказывает положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на развитие познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Все это создает условия для формирования познавательной деятельности обучающихся и повышения интереса к предмету.

Список литературы

  1. Алексеев, М.Ю., Золотова, С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. 62 с.
  2. Кабалевский, Д. Б. Сила искусства. [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Молодая гвардия, 1984. – 142 с.
  3. Кругликов, В.Н., Платонов, Е.В., Шаранов, Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности. [Текст] / С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.
  4. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. [Текст] / М. А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  5. Ситаров, В. А. Дидактика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина [Текст] / В. А. Ситиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002, - 368 с.
  6. Челышева, Т. В. Спутник учителя музыки. [Текст] / Т. В. Челышева.– М.: Просвещение, 1993. – 240с.

Приложения