Использование логосказок на этапе автоматизации звуков

Разделы: Логопедия


Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.

Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.

Не секрет, что на этапе автоматизации звуков, особенно когда имеются тяжелые нарушения и приходится многократно отрабатывать один и тот же речевой материал, логопедические занятия становятся утомительными для ребенка. Чтобы интерес малышей к занятиям не угасал, я стараюсь разнообразить приемы своей работы. Больше всего моим подопечным нравится, когда на занятиях присутствуют любимые герои сказок или мультфильмов. Каждую неделю мы отправляемся в сказку. Речевой материал подбирается таким образом, чтобы отражалась тематика недели и в то же время максимально использовался автоматизируемый звук. Для этого у нас оборудован игровой столик, который превращается либо в лесную полянку, либо в пещеру волшебника, либо в сказочный городок. И каждый раз дети с увлечением «путешествуют» по сказке и с огромным интересом выполняют все задания и упражнения. Ведь при слове «волшебный» маленький человек замирает в ожидании чего-то фантастического, необыкновенного. Для каждой группы детей я придумываю такую сказку, чтобы отрабатывались именно их проблемные звуки. Для обыгрывания сюжетов используются фигурки сказочных персонажей, вырезанные из плотного картона или мелкие игрушки из киндер-сюрпризов и детских конструкторов. В ход идут любые подручные средства. Главное, чтобы детям было интересно и весело.


«Зимняя сказка»
Автоматизация звука «Л»
Персонажи: лось, белка, дятел, ласка, волк, глухарь.

 
«Зимняя сказка»
Автоматизация звука «Р»
Персонажи: Дед Мороз, Снегурочка, Буратино, Чебурашка, крокодил Гена, Артемон, Пьеро, Красная Шапочка. 

 
«Зимняя сказка»
Автоматизация звука «Ш»
Персонажи: Маша и Миша, Зайчишка-Шалунишка, Волшебная Пташка.

 
«Зимняя сказка»
Автоматизация звука «С»
Персонажи: Снегурочка, Заяц Коська, Снеговик.

Используя один игровой макет, я могу провести 8-10 занятий по 2-3 на каждую группу звуков, изменяя только сюжет сказки и персонажей.

В каждое занятие с использованием сказки обязательно включаются артикуляционные и дыхательные упражнения, упражнения на совершенствование графо-моторных навыков, пространственной ориентировки; неизменно присутствуют задания для развития звукового анализа слов и фонематического слуха, а также игры для развития памяти, внимания, логического мышления. Таким образом, каждый ребенок, путешествуя по сказке, имеет возможность не только отрабатывать четкое произношение звуков, но и расширять словарный запас, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, учиться грамматически правильно строить предложения и овладевать навыком связной речи. Дети всегда с нетерпением ждут следующего занятия и с таким восторгом рассказывают о своих успехах родителям и воспитателю, что у остальных ребятишек, не имеющих проблем с речью, возникает чувство обиды «А почему меня не взяли?». И мне иногда приходится отправляться в сказку и с нормально говорящими детьми.

Считаю, что логопеду просто необходимо использовать элементы сказкотерапии в полной мере, так как это один из наиболее эффективных коррекционных и психотерапевтических методов в работе с дошкольниками.

Предлагаю несколько занятий, которые проводятся в последнюю неделю декабря перед новогодними утренниками. Для этих занятий я использую игровой макет «Зимняя сказка»

Темы: