Мягкий знак в середине и на конце числительных. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: сформировать умение применять правило о правописании Ь в середине и в конце числительных.

Оборудование: учебник [1], орфографический словарь[2], карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный этап.

Проверка готовности к уроку

II. Мобилизационный этап.

На доске:

5Ь – 20Ь, 30Ь
5Ь0 – 8Ь0
5Ь00 – 9Ь00 [3]

Учитель: Посмотрите, на доске зашифровано правило. Как вы думаете, о чем оно?

Учащиеся: На доске зашифровано правило о правописании мягкого знака в числительных.

Учитель: Правильно. Сформулируйте и запишите тему урока.

Учащиеся: (делают записи в тетрадь) Мягкий знак на конце и в середине числительных.

III. Изучение нового.

Учитель: Попробуйте сформулировать правило, которое зашифровано?

Учащиеся: Мягкий знак пишется на конце числительных от 5 до 20 и 30. В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900.

Учитель: Проверьте по учебнику правильность вашего предположения.

Учащиеся читают правило в учебнике и делают вывод о правильности своего предположения.

IV. Закрепление.

1) Задания на карточке.

Задание 1.

50, 700

  • И.п.
  • Р.п.
  • Д.п.
  • В. п.
  • Т.п.
  • П.п.

Учитель: Как вы будете выполнять данное задание?

Учащиеся: Просклоняем (изменим по падежам) числительные пятьдесят, семьсот. (Три ученика выполняют задание на доске).

Учитель: Проанализируйте сделанные записи и сделайте вывод о правописании мягкого знака в середине числительных.

Учащиеся: В числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от пятисот до девятисот мягкий знак после первого корня пишется в именительном и винительном падежах.

Учитель: В подтверждение данного вывода просклоняйте устно любое числительное из названных.

Учащиеся: Отвечают 2–3 человека

Задание 2.

                                                                                         
   
   
   
   
   

Знаете ли вы, что…

  • В реке Москве живет 15 видов рыб;
  • На земном шаре встречается 80 видов рябины;
  • Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли;
  • Сосна может жить 600 лет, ель – 500;
  • Первая ракета, созданная Сергеем Королевым, находилась в воздухе всего 18 секунд;
  • Диаметр первого спутника Земли составлял всего 58 сантиметров.[5]

Учитель: Сформулируйте задание, которое будете выполнять.

Учащиеся: В данном задании надо распределить числительные, записанные цифрами, в два столбика: в первый столбик числительные с Ь на конце, а во второй – с Ь в середине.

Учитель: Верно. Выполняйте задание. (Учащиеся выполняют задание, далее следует устная проверка).

Задание 3.

Доч.., тридцат.., помощ.., пят..десят восем.., вороб..и, сем..десят, спряч..ся, п..ёт, отреж.., кол..я, шест..десят девят.. .

Учитель: Что нужно сделать в этом задании?

Учащиеся: Вставить пропущенные буквы.

Учитель: Выполните задание. (Учащиеся выполняют задание, далее следует устная проверка).

Учитель: Какими правилами вы пользовались, выполняя задание?

Учащиеся:

  • Мягкий знак на конце существительных третьего склонения.
  • Разделительный мягкий знак.
  • Мягкий знак на конце глаголов повелительного наклонения.
  • Мягкий знак на конце и в середине числительных.

V. Словарно-орфографическая работа.

На доске:

  1. Центнер, минута, час, секунда.
  2. Тяжелый, грамм, увесистый, огромный
  3. Абажур, парашют, тонна, письмо.
  4. Класс, брасс, килограмм, искусство.

Учитель: Выпишите из каждой строки слово, которое является лишним.

Учащиеся выписывают слова: центнер, грамм, килограмм, тонна.

Учитель: Почему вы выбрали именно эти слова?

Учащиеся: В первой строке все слова обозначают единицы времени; во второй строке все слова прилагательные; в третьей строке во всех словах ударение падает на последний слог; в четвертой строке во всех словах пишется удвоенная буква «с».

Учитель: Молодцы. Что объединяет эти слова?

Учащиеся: Данные слова обозначают единицы массы.

Учитель: Проверьте по орфографическому словарю правильность их написания, над каждым словом поставьте ударение. Сделайте соответствующую запись в своих словариках. (Учащиеся выполняют задание).

Учитель: Придумайте задание, которое могло бы связать тему нашего урока и выписанные вами слова.

Учащиеся: Составить словосочетания (предложения), используя числительные с мягким знаком на конце (в середине) и словарные слова.

Учитель: Выполните предложенное задание.

Учащиеся выполняют задание, например, составляют словосочетания.

Учитель: Какое дополнительное задание я могу вам предложить?

Учащиеся: Выполнить синтаксический разбор словосочетаний.

Учитель: Правильно. Выполните синтаксический разбор словосочетаний.

(Учащиеся выполняют задание, комментируя свои действия).

VI. Итог.

Учитель: С каким правилом вы познакомились сегодня? В каких числительных на конце пишется Ь? В каких числительных Ь пишется в середине? Приведите примеры.

Объявление оценок за работу на уроке. (Целесообразно прокомментировать каждую оценку.)

VII. Рефлексия.

Учитель: Ребята, устно продолжите предложение: На уроке мне понравилось…..

Учащиеся отвечают, каждый ответ анализируется. Целесообразно узнать, почему понравилось (правило, задание и т.д.)

Учитель: Продолжите следующее предложение: Мне было трудно……

Учащиеся отвечают, каждый ответ анализируется. Целесообразно узнать, почему было трудно.

VIII. Домашнее задание.

По учебнику: с. 148 правило запомнить, у. 353, 354 по заданию.

Творческое задание: придумать необычное упражнение, которое поможет усвоить изученное правило.

Литература:

  1. Баранов М. Т., Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений – 30-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 5 – 11 классы. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 6 класса. В 2-х ч. Ч.2. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2005.
  4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: кн. для учителя. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Лидман-Орлова Г.К. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 6 классе малокомплектной школы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.