Цель: сформировать умение применять правило о правописании Ь в середине и в конце числительных.
Оборудование: учебник [1], орфографический словарь[2], карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный этап.
Проверка готовности к уроку
II. Мобилизационный этап.
На доске:
5Ь – 20Ь, 30Ь
5Ь0 – 8Ь0
5Ь00 – 9Ь00 [3]
Учитель: Посмотрите, на доске зашифровано правило. Как вы думаете, о чем оно?
Учащиеся: На доске зашифровано правило о правописании мягкого знака в числительных.
Учитель: Правильно. Сформулируйте и запишите тему урока.
Учащиеся: (делают записи в тетрадь) Мягкий знак на конце и в середине числительных.
III. Изучение нового.
Учитель: Попробуйте сформулировать правило, которое зашифровано?
Учащиеся: Мягкий знак пишется на конце числительных от 5 до 20 и 30. В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900.
Учитель: Проверьте по учебнику правильность вашего предположения.
Учащиеся читают правило в учебнике и делают вывод о правильности своего предположения.
IV. Закрепление.
1) Задания на карточке.
Задание 1.
50, 700
- И.п.
- Р.п.
- Д.п.
- В. п.
- Т.п.
- П.п.
Учитель: Как вы будете выполнять данное задание?
Учащиеся: Просклоняем (изменим по падежам) числительные пятьдесят, семьсот. (Три ученика выполняют задание на доске).
Учитель: Проанализируйте сделанные записи и сделайте вывод о правописании мягкого знака в середине числительных.
Учащиеся: В числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от пятисот до девятисот мягкий знак после первого корня пишется в именительном и винительном падежах.
Учитель: В подтверждение данного вывода просклоняйте устно любое числительное из названных.
Учащиеся: Отвечают 2–3 человека
Задание 2.
Знаете ли вы, что…
- В реке Москве живет 15 видов рыб;
- На земном шаре встречается 80 видов рябины;
- Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли;
- Сосна может жить 600 лет, ель – 500;
- Первая ракета, созданная Сергеем Королевым, находилась в воздухе всего 18 секунд;
- Диаметр первого спутника Земли составлял всего 58 сантиметров.[5]
Учитель: Сформулируйте задание, которое будете выполнять.
Учащиеся: В данном задании надо распределить числительные, записанные цифрами, в два столбика: в первый столбик числительные с Ь на конце, а во второй – с Ь в середине.
Учитель: Верно. Выполняйте задание. (Учащиеся выполняют задание, далее следует устная проверка).
Задание 3.
Доч.., тридцат.., помощ.., пят..десят восем.., вороб..и, сем..десят, спряч..ся, п..ёт, отреж.., кол..я, шест..десят девят.. .
Учитель: Что нужно сделать в этом задании?
Учащиеся: Вставить пропущенные буквы.
Учитель: Выполните задание. (Учащиеся выполняют задание, далее следует устная проверка).
Учитель: Какими правилами вы пользовались, выполняя задание?
Учащиеся:
- Мягкий знак на конце существительных третьего склонения.
- Разделительный мягкий знак.
- Мягкий знак на конце глаголов повелительного наклонения.
- Мягкий знак на конце и в середине числительных.
V. Словарно-орфографическая работа.
На доске:
- Центнер, минута, час, секунда.
- Тяжелый, грамм, увесистый, огромный
- Абажур, парашют, тонна, письмо.
- Класс, брасс, килограмм, искусство.
Учитель: Выпишите из каждой строки слово, которое является лишним.
Учащиеся выписывают слова: центнер, грамм, килограмм, тонна.
Учитель: Почему вы выбрали именно эти слова?
Учащиеся: В первой строке все слова обозначают единицы времени; во второй строке все слова прилагательные; в третьей строке во всех словах ударение падает на последний слог; в четвертой строке во всех словах пишется удвоенная буква «с».
Учитель: Молодцы. Что объединяет эти слова?
Учащиеся: Данные слова обозначают единицы массы.
Учитель: Проверьте по орфографическому словарю правильность их написания, над каждым словом поставьте ударение. Сделайте соответствующую запись в своих словариках. (Учащиеся выполняют задание).
Учитель: Придумайте задание, которое могло бы связать тему нашего урока и выписанные вами слова.
Учащиеся: Составить словосочетания (предложения), используя числительные с мягким знаком на конце (в середине) и словарные слова.
Учитель: Выполните предложенное задание.
Учащиеся выполняют задание, например, составляют словосочетания.
Учитель: Какое дополнительное задание я могу вам предложить?
Учащиеся: Выполнить синтаксический разбор словосочетаний.
Учитель: Правильно. Выполните синтаксический разбор словосочетаний.
(Учащиеся выполняют задание, комментируя свои действия).
VI. Итог.
Учитель: С каким правилом вы познакомились сегодня? В каких числительных на конце пишется Ь? В каких числительных Ь пишется в середине? Приведите примеры.
Объявление оценок за работу на уроке. (Целесообразно прокомментировать каждую оценку.)
VII. Рефлексия.
Учитель: Ребята, устно продолжите предложение: На уроке мне понравилось…..
Учащиеся отвечают, каждый ответ анализируется. Целесообразно узнать, почему понравилось (правило, задание и т.д.)
Учитель: Продолжите следующее предложение: Мне было трудно……
Учащиеся отвечают, каждый ответ анализируется. Целесообразно узнать, почему было трудно.
VIII. Домашнее задание.
По учебнику: с. 148 правило запомнить, у. 353, 354 по заданию.
Творческое задание: придумать необычное упражнение, которое поможет усвоить изученное правило.
Литература:
- Баранов М. Т., Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений – 30-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 5 – 11 классы. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
- Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 6 класса. В 2-х ч. Ч.2. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2005.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: кн. для учителя. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Лидман-Орлова Г.К. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 6 классе малокомплектной школы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.