Цель:
- знакомство со словами, которые не имеют окончания;
- отрабатывать умение отличать слова имеющие окончания от слов без окончания;
- обогащать устную и письменную речь;
- развивать интерес к языку.
Оборудование: презентация, схема предложения, карточки, орфографические часы, конверт с письмом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть на ваших лицах ваши улыбки. Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость от общения друг с другом.
II. Чистописание. Звукобуквенная работа. Хх хл
К нам в гости пришёл Карандашик. Он любит, чтобы все буквы были написаны аккуратно. Я думаю, что вы, ребята, не станете его огорчать.
– Какое соединение у ха и эль? (У этих букв нижнее соединение).
– Запишите эти буквы два раза, сравните их, выберите лучший вариант и напишите ещё два раза.
– Какой звук обозначает буква Х? (согл., глух., непар., бывает твёрдый и мягкий).
Прочитайте пословицу. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Хлеб ногами топтать – народу голодать.
- В хлебе счастье человеческое.
(Назовите слова, обозначающие разную форму одного и того же слова.
– Выпишите эту пару слов (Хлеб – в хлебе).
(2 ученика у доски).
1. Первый выделяет окончание.
– Чем различаются разные формы одного и того же слова?
(Разные формы одного и того же слова отличаются окончаниями.)
2. Второй выполняет транскрипцию этих слов (хлэп-в хлэбэ).
3. 4 человека работают по карточкам, выполняя фонетический разбор слова хлеб.
Какой звук слышится в слове хлеб на конце? А какую букву будете писать? А в слове в хлебе слышится звук б или п? Почему?(В слове в хлебе слышится согласный звук б, потому что после него стоит гласная е.)
III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
1) Ребята, к нам в класс пришло письмо от «Орфографического словаря». Его нам принёс почтальон. Оно прибыло к нам на поезде, проделав длинный путь.
Здравствуйте, дорогие друзья! Я рад нашему знакомству. Отгадайте, пожалуйста, мои загадки и с помощью офографических часов покажите своей учительнице, какую безударную гласную нужно писать в этих словах. А если вы встретите трудности при написании слов, то обратитесь к моим помощникам, которые есть в вашем учебнике. Это словарик «Пиши правильно» и его братишка Обратный словарь. Они помогут любому, кто к ним заглянет. Вместе вы справитесь с любыми трудностями. А самым активным и грамотным я посылаю вот эти закладки. Они помогу вам сберечь ваши учебники.
Загадки.
-
Сверху зелено,
Снизу красно,
В землю вросло. (Морковь) -
Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой? (Огурец). -
Ножка деревянная,
Рубашка шоколадная,
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю. (Эскимо) -
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …(Горох) -
Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
2) Морковь, огурец, эскимо, горох, капуста. Эскимо – это трудное слово и чтобы его правильно написать, давайте воспользуемся подсказкой братьев словариков. На какую букву будем искать слово в словаре « Пиши правильно»? Этого слова в словаре нет. Каким словарем мы воспользуемся теперь?
– «Обратным».
На какую букву мы будем искать слово?
На букву О.
Какие же безударные гласные в этом слове?
– Какое слово лишнее? Почему?
Морковь, огурец, горох, капуста – это овощи. Эскимо – сорт мороженого.
(Овощи. Сорт мороженого.)
3) Запишите слова, выделите окончание. Окончание выделяют, комментируя по цепочке. Морковь[], огурец
Проблема.
Ребята, Миша и Маша очень любознательные, и они хотят узнать, все ли слова имеют окончания?
– Кто хотел бы им помочь?
– Давайте не будем спешить с ответом, а послушаем Веронику. Она найдет нам окончание в слове эскимо.
Есть (что?) эскимо – нет (чего?) эскимо, общая часть эскимо, изменяемой части нет,.
– Какой же вывод можно сделать? Вспомните, что такое окончание?
(Окончание – изменяемая часть слова).
А если слово не изменяется, то какой вывод можно сделать?
Вывод: если слово не изменяется, то, я думаю, можно сделать вывод, что у него нет окончания.
Значит, слово эскимо не имеет окончания. Вероника, какой ответ ты дашь Мише и Маше?
(Не все слова имеют окончания).
Как найти окончание слова.
-
Изменяю форму слова по вопросам.
Есть (что?) малина – нет (чего?) малины -
Ищу общую часть в формах слова – это основа слова
малина – малины. - Нахожу изменяемую часть – это окончание.
малин а – малин ы
Окончание, которое мы не видим, но оно появляется в какой-либо форме слова, называется нулевым окончанием и обозначается пустой клеткой:
Есть (кот? что?) горох – нет (кого? чего?) горох а
IV. Постановка темы и цели урока.
Откроем учебник на стр. 41 и прочитаем тему нашего урока
Сегодня мы будем учиться правильно употреблять в речи и записывать неизменяемые слова.
V. Изучение новой темы.
Ребята, сейчас мы вместе с Мишей и Машей отправимся в увлекательное путешествие в зоопарк. Готовясь к этому путешествию, вы узнали много нового о тех животных, которых вы видите на картинке. Дополните слово и запишите его в тетрадь.
– В клетке громко кричал австралийский попугай (какаду).
– Миша фотографировал африканского страуса (эму).
– Маша любовалась антилопой (зебу).
– В клетке с малышом в сумке прыгала мама (кенгуру).
Все эти животные проживают в теплых странах и в нашей стране они не встречаются.
(какаду, эму, зебу, кенгуру)
Что общего вы заметили в словах названиях-животных, с которыми нас познакомили Миша и Маша?
(На конце этих слов буква У)
Давайте изменим форму слова по вопросам. И найдем ответ на вопрос, имеют ли эти слова окончания?
Какой вывод можно сделать?
Эти слова не изменяются, а это значит, они не имеют окончания.
Учитель: Все эти слова пришли к нам из других языков, вот почему у них нет окончаний. Вспомните, что такое окончание (Окончание- это изменяемая часть слова). А эти слова не изменяются, значит у них нет окончания. Запишите их в тетрадь.
VI. Физкультминутка под музыку «Пони бегает по кругу»
Работа с учебником стр.42.
Кроме этих слов названий животных, в русском языке встречаются и другие слова иностранного происхождения, которые не изменяются, и значит, не имеют окончаний. Какие это слова подскажет вам умная Асырк, если вы прочитаете под картинкой на стр. 41.
Назовите мне слова, которые пришли из других языков.( Слова вылетают: кино, пальто, метро, кафе, кофе, эскимо. Пони, радио, шоссе.)
В русском языке есть и ещё слова иностранцы, но мы к ним уже так привыкли, что даже и не подозреваем, что они пришли к нам из других языков. Это всем знакомые нам слова: пони, радио, шоссе.
– Придумайте предложение со словом пони по схеме
VII. Закрепление
1. Запишите предложение, подчеркните слова в предложении.(Пони катает малышей. Малыши любят пони.
2. Игра в слова « Не попади в ловушку»
Я называю слова, а вы ловите в ловушку только те, которые не изменяются, если вы ошибаетесь, то это значит, что вы поймали себя, тогда вы встаёте и называете любое слово, которое не изменяется
3. Ребята, а ведь к нам в класс пришло сегодня ещё одно письмо. Везет нам сегодня на письма. Незнайка написал его Знайкам из 2 А класса. А прилетело оно к нам очень быстро по электронной почте. Незнайка решил рассказать нам, ребята, как он провел сегодняшний день. Я уже прочитала это письмо и заметила много ошибок на одно правило, которое забыл Незнайка. Сейчас вы поработаете парами и найдете эти ошибки.
Здравствуйте, друзья! Я очень интересно провел сегодняшний день и хотел бы рассказать вам об этом.
По радиу хвалили новое кино. В красивом пальте я выскочил на улицу. В магазине я купил эскимо и поехал в метре. Фильм про поней мне очень понравился.
Какие слова Незнайка забыл, как писать?
Неизменяемые.
VIII. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Я узнал, что есть слова у которых нет окончаний и их нельзя изменять.
Рефлексия.
А сейчас вы посадите трудолюбивых пчелок на цветок, если вы считаете, что вы весь урок трудились, если вы считаете, что вы трудились не в полную силу, то посадите пчёлок под цветком.