Групповая форма работы на уроке русского языка в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Активизировать знания об имени прилагательном как части речи.
  2. Отработать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных.
  3. Обеспечить усвоение учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного.
  4. Устранить пробелы по орфографии.

Развивающие:

  1. Развивать словарный запас учащихся.
  2. Развивать умения составлять повествовательный текст с элементами описания, использовать в речи имена прилагательные.
  3. Развивать память, мышление, восприятие.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, ответственности за себя и других при работе в группах.
  2. Создание атмосферы радости совместного труда.
  3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, к родному языку.

Ход урока

I этап. Организационный.

а) Методика «Мозговой штурм».

– Сегодня у нас урок обобщения. Но тему урока вы назовёте сами.

– Для этого посмотрите на рисунки и дайте каждому предмету характеристику – какой он.

б) Сообщение темы урока.

– К какой части речи относятся все эти слова?

– Скажите, по какой теме урока мы с вами проведём сегодня обобщающий урок?

II этап. Орфографическая пятиминутка.

– Прежде, чем приступить к теме, проведём разминку.

– Прочитайте стихотворение с пропущенными орфограммами и подумайте, какие буквы необходимо вставить на месте пробелов.

Как-то раз с бльшого клёна
Оторвался лист злёный…
Зкружилась глва
У злёного лста.
Ветр нёс его и нёс,
Бросил толко на мсту.
В тот же ми всёлый пё
Шмыг к злёному лсту,
Лапой хват злёный лист…
Ветр вмиг с лстом злёным
Над змлёй взметнулся снова…
Я пшу в сду под клёном
Стих о том лсте злёном.

– У вас на столах буквы. Возьмите их и вставьте на место пропущенных орфограмм.

Ребята берут буквы, выходят к доске и каждый вставляет вместо пробела по одной орфограмме.

– Какие виды орфограмм вы вставили? (безударная гласная в корне и в приставке, сочетание жи-ши, смягчительный мягкий знак, парная согласная на конце слова).

– Давайте выпишем несколько слов с этими орфограммами.

III этап. Обобщение изученного.

1. Методика «Ковёр идей». I этап – понимание проблемы.

– О чём говорится в стихотворении? (о кленовом листе).

– Давайте разделимся на листья-группы:

1 группа – кленовые листья;

2 группа – дубовые листья;

3 группа – липовые листья.

Учащиеся выбирают себе по 1 листику-карточке, тем самым образуются три рабочие группы.

– Какое слово постоянно повторяется в стихотворении? (зелёный).

– К какой части речи относится? (имя прилагательное).

– В стихотворении пёс хотел подружиться с листом, но зелёный лист не захотел с ним общаться, т.к. пёс ничего не знает об имени прилагательном.

– Вы хотите, чтобы они подружились?

– Что надо для этого сделать? (научить собаку, рассказать ему всё об имени прилагательном).

– Попробуем это сделать. У нас возникла проблема:

– Давайте все вместе попробуем её решить.

– У вас на столах листочки. Напишите всё, что вы знаете об имени прилагательном.

Каждая группа выполняет одно и то же задание.

После группы защищают свои работы около доски.

2. Методика «Ковёр идей». II этап – решение проблемы.

– Что стало бы с нашей речью, если не было бы имён прилагательных?

– Какое имя прилагательное постоянно повторяется в стихотворении? (зелёный)

– Замените слово «зелёный» другими прилагательными, подходящими по смыслу.

Каждой группе выдаётся 1 часть стихотворения.

1 группа:

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный (кленовый)
Закружилась голова
У зелёного (летевшего) листа.

2 группа:

Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к зелёному (упавшему) листу,
Лапой хвать зелёный (кленовый) лист…

3 группа:

Ветер вмиг с листом зелёным (кленовым)
Над землёй взметнулся снова…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном (весёлом).

После работы в группах ребята вывешивают свои работы на доску и зачитывают обновлённое стихотворение.

Итог данного этапа:

– Чему вы научили пса? (вывесить таблицы-опоры).

– С какой частью речи связано имя прилагательное?

3. Методика 6x6x6. I этап.

а) Деление на группы.

– Посмотрите на свои листочки. Что нарисовано на обратной стороне?

– Что общего в этих словах? (существительные единственного числа).

– Чем отличаются? (имеют разный род).

– Сейчас мы разделимся на группы по родам:

1 группасолнце (ср. род);

2 группаландыш (м. род);

3 группатрава (ж. род).

б) Родовые окончания имён прилагательных.

– У вас на столах лежат карточки. Найдите имена существительные вашего рода и запишите словосочетания, используя имена прилагательные.

– Не забудьте выделить окончания имён прилагательных.

– Что ещё узнал наш пёс? (вывесить таблицы-опоры).

– В каком числе стоят имена прилагательные?

– Как определить окончание имени прилагательного? (по вопросу)

4. Методика 6x6x6. II этап – трёхстороннее сотрудничество.

а) Деление на группы.

– Сейчас мы объединимся в группы трёхстороннего сотрудничества. Те знания, которые вы добыли в своих группах раннее, помогут вам выполнить следующее задание, но уже в новых рабочих группах.

– На ваших карточках-листочках записаны цифры:

  • 1 группа – цифра 1;
  • 2 группа – цифра 2;
  • 3 группа – цифра 3.

б) Множественное число имени прилагательного.

Работа с текстом учебника Л.М. Зелениной – стр.117 упр. 36.

  1. чтение текста;
  2. объяснение пропущенных орфограмм;
  3. задание: выпишите словосочетания прилагательных с существительными, поставьте вопрос и выделите у имён прилагательных окончания.
  • 1 группа – из 1,2 предложения;
  • 2 группа – из 3, 4 предложения;
  • 3 группа – из 1,5 предложения.

– Определите род и число имён прилагательных. Что особенного вы можете сказать? (во множественном числе род не определяется).

– Какие окончания стоят во множественном числе? (вывесить таблицу-опору).

в) Член предложения – определение.

– А теперь поиграем в нашу любимую игру и составим предложения.

– Скажите, к какому времени года можно отнести все слова, услышанные вами на уроке? («Весна»)

– Перед вами длинные полоски бумаги. Вам необходимо по 1 слову вписывать в предложение и передавать другой группе. Эта группа вписывает ещё 1 слово и так далее, пока не составим 3 разных предложения.

Ребята с места зачитывают составленные предложения.

– А теперь разберите по членам предложения и скажите, каким членом предложения является имя прилагательное.

Ребята делают вывод: Имя прилагательное является второстепенным членом предложения – определением и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

IV этап. Творческая работа.

Методика «Ковёр идей». III этап – индивидуализация деятельности.

– Вы сегодня многому научили пса.

– Посмотрите, появился наш зелёный кленовый лист. Он рад, что вы научили пса определять имена прилагательные и правильно писать родовые окончания.

– Наш урок подходит к концу. Давайте, чтобы им не было совсем скучно, заселим дерево множеством листочков.

– Мы сегодня много говорили о прилагательном. Вы придумали много имён прилагательных.

– К какому времени года можно отнести все эти прилагательные? («Весна»)

– Напишите небольшой текст-описание на тему «Весна» (3-5 предложений). Начните со слова «Наступила…».

Ребята записывают свои тексты на индивидуальных зелёных листочках. После работы вывешивают на дерево. Несколько работ зачитывается.

V этап. Итог. Выявление самооценки.

– Ребята, скажите, смогли бы вы красочно описать весну, если бы в нашей речи не было имён прилагательных?

– Для чего необходимо использовать в речи имена прилагательные?

– Понравился вам урок?

– Если вы считаете, что вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, повесьте ваши листочки высоко на дерево. Если у вас что-то не получалось, вы чувствовали себя неуверенно на уроке, повесьте свои листочки пониже.