Семья – это самое важное, что есть у ребёнка!
Значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития младшего школьника очевидно. Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей, а с другой стороны, происходят процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени уделять общению с ребёнком. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.
В связи с этим, в настоящее время в соответствии с требованиями образовательного стандарта второго поколения значительное внимание во внеурочной деятельности уделяется работе с семьёй, так как только совместными усилиями учителя и родителей можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании детей.
Поэтому одним из самых главных направлений моей воспитательной работы является работа с родителями младших школьников, в основе которой лежат следующие принципы общения семьи и учителя: сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь, терпение и терпимость.
Были определены основные цели данной работы:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания в семье и школе;
- содействие сплочению родительского коллектива, его вовлечение в жизнедеятельность школы;
- выработка коллективных решений и требований к воспитанию детей;
- пропаганда опыта успешного воспитания.
Для того чтобы реализовать поставленные цели были продуманы следующие задачи:
- активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и гимназии на основе нормативных документов Совета гимназии;
- организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители;
- формирование здорового образа жизни в семьях;
- создание условий для профилактики асоциального поведения детей;
- совершенствование форм взаимодействия школа – семья;
- педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).
Взаимодействие с родителями осуществляется по разным направлениям:
- изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи);
- координация взаимодействия семьи со специалистами: логопедом, психологом;
- индивидуальные консультации для родителей по их запросу;
- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей, помощь родителей в учебно-воспитательной работе;
- защита интересов и прав ребенка оказавшегося в сложной жизненной ситуации.
Таким образом, реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции гимназии, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях и т.д.) и корректировка семейного воспитания.
Строить систему отношений с родителями будущих учеников я начинаю задолго до начала учёбы в гимназии. Для этого посещаю родительские собрания и открытые мероприятия воспитанников детских садов, на которых выступаю с беседами, рекомендациями для родителей. Также в гимназии организуются встречи: «День открытых дверей», «Давайте познакомимся» на которых я знакомлю родителей с программой, учебниками, по которым будут учиться их дети, рассказываю о режиме работы гимназии.
На первом родительском собрании провожу анкеты «Портрет будущего первоклассника», «Знакомство с родителями». На следующих собраниях составляется «Социальный паспорт семьи», осуществляется тестирование «Стили и методы воспитания ребёнка в семье», «Родительская позиция» и заполняются анкеты «Работа в классе и участие в ней родителей», «Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними», «Посмотрите на себя глазами детей». Благодаря ответам на вопросы анкет узнаю об особенностях своих учеников, об их склонностях и интересах, о взаимоотношениях членов семьи.
Итоги анкетирования и тестирования активно использую при составлении плана воспитательной работы, а позже – при проведении совместных с родителями экскурсий, походов, вечеров, бесед.
В дальнейшем, в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству гимназии в первом классе проводятся встречи с родителями по темам:
- Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами.
- Праздник рождения класса.
- Родительское собрание «Адаптация первоклассника» (заседание семейного клуба)
- Деловая игра «Адаптация первоклассника». (В ходе игры родители отвечают на шуточные вопросы, делятся на команды и проходят испытания.)
- Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».
- Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику».
- Родительское собрание «Наши первые книжки».
- Знакомство родителей обучающихся со школьной книгой рекордов и достижений класса.
- Организация и проведение родительских уроков.
- Участие в общешкольной родительской конференции «Традиции семьи и их значение в воспитании».
- «День открытых дверей в классе» – демонстрация достижений обучающихся, родителей и классного руководителя коллективу педагогов гимназии.
- Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.
Перед каждым собранием я обязательно оформляю доску, например, указываю тему родительского собрания, привожу слова – высказывания великих педагогов, соответствующие теме собрания, вывешиваю молнии – благодарности родителям за активную работу в жизни класса и гимназии, оформляю выставки детских поделок, а также книг, журналов, иллюстраций, подходящих к данной теме.
В содержание родительского собрания ввожу следующие рубрики: «Из истории воспитания детей в семье», «Великие педагоги мира», «Крылатые фразы о воспитании», «Азбука воспитания детей в семье», «Советуем прочесть», «Книжная полка родителей», «Обсудите вместе с ребенком», «Шкатулка мудрости», «Творческая мастерская семьи».
Тематика родительских собраний очень разнообразна. На них мы говорим об особенностях развития младших школьников, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании любви к чтению, о детской дружбе, о трудовом, нравственном и эстетическом воспитании.
Родительские собрания, как основную форму коллективной деятельности, стараюсь проводить в нетрадиционных формах:
- собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания: «Есть проблема – есть решение»; «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться», «Как помочь ребёнку стать внимательным?», «Режим дня в жизни школьника», «Научите ребёнка отдыхать»;
- «круглые столы», нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов: «Поговорим? Поговорим!», «Что делать, если ребёнок говорит «Не хочу!», «Эмоциональные состояния взрослого и ребенка. Что стоит за ними», «Детская агрессия», «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка», «О разумной родительской любви», « Сила родительского слова»;
- собрания-конкурсы, раскрывающие творческий потенциал семьи: «Праздники в доме. Какими им быть?», «Кто стоит на капитанском мостике семейного корабля?»;
- собрания-праздники, на которых создается непринужденная доверительная атмосфера единения педагогов, родителей и детей: «О родных и близких людях с любовью», «Законы жизни семьи, законы жизни класса», «Наполним милосердием сердца», « Я подарю тебе мир»;
- собрания-мастерские, способствующие сплочению родителей, педагогов и детей в процессе трудовой деятельности: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться», «Приобщение к прекрасному, как способ воспитания нравственности».
Часто использую в работе с коллективом родителей такую форму как родительские чтения. Они дают возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении: «Мудрость народных пословиц и поговорок о воспитании», «Взрослая» правда детских стихов С. Я. Маршака о воспитании», «Общаться с ребёнком. Как?» – по книге Ю.Б. Гиппенрейтер, «Как стать героем в глазах своего ребенка» – обзор периодической печати о воспитании, «Как формировать и развивать волевые усилия ребенка» – по книге У. Джемса «Психология в беседах с учителями», «Нестандартность мышления. Что это такое» – по книге В.Г. Кротова «Массаж мысли», «Как научить ребенка быть самостоятельным?» – по материалам книги М.Коляды «Шпаргалка для родителей», «Мудрость родителей. В чем ее сущность?» – по материалам книги А. Лопатиной и М. Скребцовой «Тридцать две беседы по семейному воспитанию в школе».
Конференции (научно – практические, теоретические, читательские, по обмену опытом) проводим традиционно раз в год. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своём опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три – четыре (используем медиа--ресурсы, интерактивную доску). Окончание конференции проходит в форме дискуссии по общей теме: «Традиции семьи и их значение в воспитании», «Искусство семейного общения», «Воспитание познавательного интереса детей в семье и школе», «Об особенностях физиологии и психологии младшего школьника», «Приобщение к прекрасному и нравственное развитие ребенка».
Тематические игры – это ещё одна из форм взаимодействия учителя с родителями, которую я практикую в своей работе. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей, я считаю, является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Этого можно достичь при помощи тематических игр. Например: «Интеллектуальные марафоны», «Семейные олимпиады», «Интеллектуальная игра «Что?, Где?, Когда?», где родители не только показывают свою эрудицию в вопросах обучения и воспитания, но и получают дополнительную педагогическую информацию. То, что знает один родитель, другой может не знать. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия их творческого потенциала.
Родительские ринги – дискуссионная форма общения родителей, которая помогает им задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. Темы рингов: «За» и «против» школьной формы», «Плохие привычки – наследственность или влияние общества?», «Нужны ли ребёнку праздники?», «Поощрение и наказание», «Как уберечь ребенка от насилия?», «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?».
Визитная карточка собраний – творческие отчёты-концерты. Такие собрания мы проводим обычно по окончании четверти или полугодия, что даёт возможность родителям видеть успехи детей. Вместе с детьми оформляем выставку поделок и рисунков. Ребята показывают своё мастерство, умение говорить, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и просто общаться и помогать друг другу. В школьных проектах «Наша жизнь» и «Самый классный класс» приняла участие каждая семья.
Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются также:
- вечера вопросов и ответов: «Мои вопросы учебнику», «Как преодолеть застенчивость и не уверенность ребенка?», «Семья в кризисной ситуации: уйти или остаться?», «Почему учиться трудно?», «Что значит учить ребенка самостоятельности?», «Как воспитать ценностное отношение к здоровью?»;
- устные журналы для родителей: «Своей семье я говорю: спасибо!» «Требовательность и уважение: тонкая грань»;
- занятие в школе интеллектуального развития: «Развиваем внимание ребёнка», «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника».
Я стараюсь проводить собрания живо, интересно, чтобы уходя с родительских собраний, дружеских встреч, бесед родители всегда имели искорку надежды, что вместе мы сможем сделать многое.
Формы участия родителей в жизни класса и гимназии очень разнообразны. Это не только родительские собрания и посещение уроков, но и участие в подготовке и проведении праздников, викторин для детей и родителей, в постановке спектаклей, организации экскурсий, выставок.
Привлекаются родители и к проведению классных и информационных часов, которые связаны с их профессиями, миром их интересов и увлечений, с предприятиями, на которых они трудятся.
Традиционно мамы и папы принимают непосредственное участие в мероприятиях и их подготовке: оформителями – дизайнерами, костюмерами, сценаристами, актёрами, членами жюри, руководителями творческих детских мастерских, организаторами-координаторами.
С большим вниманием родители относятся к делу укрепления здоровья своих детей. Группа родителей взяла на себя инициативу организации праздников «Папа, мама, я – спортивная семья». Традицией класса стали лыжные походы в лес, совместные походы на природу в конце учебного года, «Встреча Нового года в лесу».
Родители вместе с детьми участвуют в организации самостоятельных учебных исследований. Эта работа стала для многих мам и пап интересным и захватывающим делом. Они помогают ребёнку сделать фотографии, подбирать информацию для теоретического обоснования проблемы, подготовить защиту своего исследования. Работы получаются очень интересными, ведь это совместный труд и общий интерес ребенка и родителей.
Общие дела сплачивают, помогают достичь взаимопонимания и воспитывают уважение к родителям.
В течение всего времени обучения в классе сохраняется традиция поощрения наиболее активных родителей. Формы поощрения самые разнообразные – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, сувениры, изготовленные самими обучающимися.
По окончании 4 класса на празднике «До свидания, начальная школа» каждый ученик получает в подарок видеокассету со всеми праздниками, проведёнными за 4 года, а каждый родитель – грамоту за активную работу в жизни класса и гимназии.
Считаю, что такая продуманная с родителями работа даёт хорошие результаты. В.А. Сухомлинский писал: «Какими бы прекрасными ни были наши школьные учителя, самыми главными « мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются отец и мать. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении».