Понятие внеурочной деятельности не ново. Внеклассные мероприятия проводятся во всех школах уже давно. И польза их очевидна. Внеурочные мероприятия не только развлекают, но и повышают мотивацию, стимулируют, учат и развивают. Они помогают учащимся увидеть красоту иностранного языка, а не только проблемы, связанные с его овладением. Однако, как и любая область, организация внеурочной деятельности, и в частности, недели иностранных языков, подвергается изменениям. В данной работе мы предлагаем рассмотреть новые тенденции в организации внеурочной деятельности и недели иностранных языков.
В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт. Его инновационность проявляется в том, что впервые использована теория общественного договора. Это договор с семьёй и государством относительно требований к результатам образования, воспитания на первый план выступает семья.
Во-вторых, инновационность стандарта второго поколения выражается в системно-деятельностном подходе к обучению, который реализован в программе универсальных учебных действий. Поэтому появился новый термин – планируемые результаты обучения. Это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании своей деятельности: не только предметной, отражающей учебную деятельность, но и чётко обозначить вторую половину школьного дня, то есть внеурочную деятельность.
Поэтому обществом, семьёй и государством заявлены социальные вызовы школьному образованию:
- Морально-нравственная дезинтеграция общества
- Низкий уровень доверия и социальной солидарности
- Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
- Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
- Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
- Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
- Усиление миграционных процессов
- Недостаточный уровень воспроизводства населения
- Снижение физического, социального и психического здоровья населения
Таким образом, появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования и воспитания.
ФГОС 2 поколения нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа будет формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Уровень сформированности личностных качеств у каждого школьника, конечно, не будет оцениваться персонифицировано – образно говоря, «ЕГЭ по воспитанию» никто не будет вводить. Оценить эти результаты можно только с помощью социологических исследований на уровне муниципальной, региональной или в целом федеральной системы образования.
Из тех новшеств, которые будут замечены большинством учащихся и их родителей, это, прежде всего, появление внеурочной деятельности в учебном плане школы.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В стандарте называют ЗАДАЧИ внеурочной деятельности:
- обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
- становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи
формирование у школьника активной деятельностной позиции
В стандарте выделяют 9 видов внеурочной деятельности:
- познавательная деятельность;
- игровая деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Изучение иностранного языка в школе важно для развития личности, формирования ее готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.
Иностранный язык как предмет имеет большой развивающий, воспитательный и образовательный потенциал, позволяет использовать благоприятные возрастные способности детей и в итоге – положительно влияет на результативность
Учителя иностранных языков должны стремиться обеспечить преемственность между тремя ступенями образования: начальной, основной и старшей школ. Преемственность четко просматривается в целях, в содержании иноязычного образования, а также в требованиях к уровню подготовки учащихся трех названных ступеней обучения. Так, цели начальной ступени развиваются и дополняются в основной школе и получают дальнейшее развитие в старшей школе. Что касается требований к подготовке учащихся, то они сформулированы в развитии – применительно к каждой из трех названных ступеней по всем коммуникативным умениям.
Содержание образования также развивается от ступени к ступени по всем своим составляющим. При этом особое внимание должно быть направлено на разгрузку школьников с целью улучшения их психического и физического здоровья. Это осуществляется как за счет перераспределения учебного материала и разгрузки средней ступени, так и за счет последовательного учета возрастных особенностей учащихся. При отборе тем для устного и письменного общения, необходимо принимать во внимание реальные интересы и речевые потребности учащихся младших, средних и старших классов, а также перспективы дальнейшего использования иностранного языка.
Музыка, песни и игры, по нашему мнению, оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка: поддерживают интерес к изучению иностранного языка, приобщают к культуре страны, способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи, активизируют языковую деятельность, содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого, создают благоприятный психологический климат, снимают напряжение и восстанавливают работоспособность учащихся.
Через песни и игры раскрываются душа народа, его культура, и учитель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности. Подобные виды деятельности на уроках и вне уроков иностранного языка дает толчок детскому творчеству.
Организация недели иностранных языков.
В нашей школе традиционно проводятся недели иностранных языков. В школе изучается 5 иностранных языков: английский, немецкий, французский, испанский и китайский. Традиционно недели проходят в конце февраля. Как и любое мероприятие, недели иностранных языков требуют тщательной подготовки. Посмотрим на это с управленческой точки зрения.
Любая деятельность должна быть тщательно спланирована. Для начала вспомним, какие бывают функции управления. Это: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, контрольно-диагностическая, а также функция регулирования и коррекции. Что касается технологии управления, необходимо выделить следующие этапы:
- Сбор информации
- Оценка ситуации с возможными рисками
- Поиск решений и вариантов
- Утверждение управленческого решения, понятного всем
- Выдача задания для каждого исполнителя
- Реализация решения
- Контроль и коррекция
- Итоги и выводы.
Также не надо забывать, что планирование – это действие, в результате которого определяют, какие результаты будут получены в будущем, и какие средства для этого необходимы. Это последовательность действий и ответ на вопросы: как выполнять, кто, во взаимодействии с кем и т.д.
Элементами планирования являются:
- цели
- определенная политика (т.е.способ действия)
- ресурсы (люди, время, материалы)
- внедрение (осуществление)
- контроль (выявление расхождения между тем, что запланировали и тем, что получили)
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что грамотное планирование становится неотъемлемой частью современной управленческой системы и является показателем эффективности и профессионализма.
При планировании проведения недели иностранных языков мы стараемся учитывать все эти составляющие.
На августовском педсовете перед учителями иностранных языков ставится задача проведения недели иностранных языков. Далее в течении почти полугода идет подготовка. Исходя из общей концепции нашей школы, что каждый ребенок обучаем, но у каждого своя траектория развития, педагогический коллектив старается вовлечь в участие в неделе иностранных языков всех учащихся.
Это – выставка творческих работ учащихся (работы готовятся учащимися с сентября месяца, в течении всего процесса обучения). Это может быть страноведческий материал, литературные переводы, творческие работы по различным темам, изучаемым на уроках иностранного языка («моя комната», «мои домашние животные», «мой город»и т.д.)
Также в программе недели иностранных языков – викторины, конкурсы, утренник для младших школьников, интеллектуальный марафон, посещение музеев по тематике страноведения (используется совместная работа с «Mистер инглиш», которые проводят экскурсии для разновозрастных групп учащихся на английском языке). Стало традиционным и проведение уроков иностранных языков самими учащимися (например, учащиеся 9 класса проводят уроки иностранного языка в начальной школе). Заключительным этапом недели является большой праздничный концерт на иностранных языках, в котором принимают участие все ученики школы, приглашаются родители. Там же подводятся итоги недели и награждаются наиболее активные участники.
Примерно в октябре месяце начинается тщательное планирование недели иностранных языков. На методобъединении учителей иностранных языков определяется тема недели (например: «разнообразие языков – многообразие культур»)
Дальше планируется поэтапная работа каждого, определяются ответственные, сроки, контроль, корректировка (например, один учитель отвечает за заказ экскурсий, другой – за сбор материала со всех к выставке творческих работ и т.д.) На следующем заседании методобъединения происходит корректировка. Отдельно (в январе) определяются ответственные за проведение общешкольного праздника (объявление о месте и времени проведения, украшение зала, подготовка призов, грамот, корректировка сценария, график репетиций, уборка зала и т.д.) После проведения недели иностранных языков подводятся итоги и делаются выводы (что надо учесть при проведении подобного мероприятия на следующий год).
Приводим пример одной из недель иностранных языков в нашей школе.
За неделю до начала «Недели иностранных языков» вешается объявление с подробным планом проведения всех мероприятий.
Каждый день недели – день 1 иностранного языка (например, понедельник – день немецкого языка, вторник – день французского языка, и т.д.). Ежедневно учащиеся средней и старшей школы проводят небольшие 10 минутные лекции по страноведению для учащихся начальной школы (в начале 1-ого урока) Малышам рассказывают о странах изучаемых языков, традициях, обычаях, культуре. Также эта информация вывешивается в холле, для того, чтобы с ней мог ознакомиться каждый желающий. Также существует рубрика: «Знаете ли вы, что…?», содержащая интересные и необычные факты из истории и жизни разных стран. Эта рубрика готовится учителями и учащимися (в процессе подготовки недели иностранных языков). В дальнейшем вся эта информация используется при проведении конкурсов и викторин. Например, при проведении викторины для начальной школы, детям задаются вопросы по страноведению (по материалам тех лекций, которые они прослушали в течение недели).
Например: понедельник – день немецкого языка. Утром при воде в школу всех встречают ученики, изучающие немецкий язык, они здороваются со всеми по-немецки, желают хорошего дня. Далее на 1 уроке для учеников начальной школе проводится 10-минутная лекция о Германии, немецком языке. В течение всего для на переменах в школе звучат песни на немецком языке. В конце дня проводится небольшая викторина для младших школьников: что вы узнали сегодня? (о Германии). И так – ежедневно в течение всей недели.
Также вывешивается график проведения уроков иностранных языков учениками старших классов (день недели, число, класс, урок и кто его проводит). Все уроки также тщательно готовятся совместно с учителями.
В конце недели подводятся итоги, награждаются наиболее активные участники. После проведения недели на следующий день (в понедельник) на школьном стенде вывешивается информация по итогам проведения недели, победители в различных конкурсах, а также благодарность всем ученикам и учителям, готовившим и проводившим это мероприятие.
Викторина для начальной школы – Приложение 1.
Викторина для 6-10 классов– Приложение 2.