Тема: «Дикие животные леса».
Цели:
- познакомить учащихся с дикими животными леса; их названиями, внешними признаками, повадками;
- закрепить в речи детей словосочетания, определения;
- развивать речь, внимание, память;
- воспитывать любовь к животным.
Оборудование: иллюстрации диких животных леса, ненецкий узор «уши зайца», силуэты животных, индивидуальные карточки с изображением недорисованных животных, аркан, панно с изображением леса.
Ход занятия
I. Организационный момент
Что здесь лишнее?
(Индивидуальные карточки с силуэтами животных).
Корова, лошадь, волк, коза, свинья, овца.
– Назовите животных, которые изображены.
– Найдите лишнюю картинку.
– Какое это животное? Где он живет?
– Как называются эти животные?
II. Введение в тему
– Сегодня я получила письмо из леса от моих друзей. Они пишут, что очень хотят с вами познакомиться. Они прислали свои фотографии, чтобы вы узнали, какие они, где живут и что любят. Посмотрите на доску, вспомните, как называется каждое животное, и подберите к нему слово, которое отвечает на вопрос, какой? о черте характера.
(Учитель выставляет иллюстрации животных).
Лиса какая? (хитрая, умная)
Волк какой? Медведь какой? Заяц какой? Белка какая?
III. Дидактические игры:
«Кто, где спрятался?»
(Выставляю панно с изображением леса).
– Пока мы знакомились с новыми друзьями, в лесу начался сильный дождь. Давайте вместе с вами поможем зверям спрятаться в свои домики.
– Куда спряталась белка? Где живет белка?
(Дети составляют предложения и хором повторяют).
«Кому что?».
На столе картинки: орехи, шишки, мед, грибы, мясо, ветка.
Вызванный ученик берет картинку со стола по заданию учителя.
Дети строят ответы предложением.
Белка любит … Ежи едят ... Волк ест … Медведь любит … Заяц грызет …
(предложения повторяем хором)
IV. Физминутка
Я белка в колесе прыгаю на месте, (прыжки на месте)
Чтобы было веселей, поскакали вместе.
Раз, два, три, четыре, пять – начал заинька скакать. (под счет ученик прыгает 5 раз)
Прыгать серенький горазд – он подпрыгнул десять раз. (ученик прыгает 10 раз)
V. Дидактические игры (продолжение):
«Про кого можно сказать так …»
Воет – …, крадется – …, пугается – …, тявкает – …, хитрит – …, охотится – …, кусается – ….
«Кто как голос подает?»
Лиса – …, медведь – …, волк – …, белка – ….
VI. Помогите художнику
Учащимся раздаю индивидуальные карточки с изображением животных.
Задание: дорисовать животных.
– Каких животных не дорисовал художник?
– Почему вы думаете, что это медведь и заяц?
VII. Продолжить ненецкий узор «уши зайца» и закрасить.
(У каждого ученика индивидуальная карточка с узором)
VIII. Игра “Зааркань оленя” (ненецкая игра).
Правила игры: необходимо набросить аркан на “рога оленю”. Оленем у нас будет стул, аркан – это верёвка сложенная определённым способом. Вам нужно накинуть верёвку на спинку стула. Игра проводится до тех пор, пока не останется один игрок.
IX. Итог урока
– Вот сколько стало у нас с вами новых друзей – и взрослые звери, и их детеныши.
– Какие это животные?
– Почему мы про них так говорим?
Список литературы:
- З.К. Агранович «Для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР».
- С.Н. Шаховская «Занятия логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи».
- Л.Е. Кыласова «Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста».