Урок развития речи "Дикие животные"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Дикие животные леса».

Цели:

  • познакомить учащихся с дикими животными леса; их названиями, внешними признаками, повадками;
  • закрепить в речи детей словосочетания, определения;
  • развивать речь, внимание, память;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование: иллюстрации диких животных леса, ненецкий узор «уши зайца», силуэты животных, индивидуальные карточки с изображением недорисованных животных, аркан, панно с изображением леса.

Ход занятия

I. Организационный момент

Что здесь лишнее?

(Индивидуальные карточки с силуэтами животных).

Корова, лошадь, волк, коза, свинья, овца.

– Назовите животных, которые изображены.

– Найдите лишнюю картинку.

– Какое это животное? Где он живет?

– Как называются эти животные?

II. Введение в тему

– Сегодня я получила письмо из леса от моих друзей. Они пишут, что очень хотят с вами познакомиться. Они прислали свои фотографии, чтобы вы узнали, какие они, где живут и что любят. Посмотрите на доску, вспомните, как называется каждое животное, и подберите к нему слово, которое отвечает на вопрос, какой? о черте характера.

(Учитель выставляет иллюстрации животных).

Лиса какая? (хитрая, умная)

Волк какой? Медведь какой? Заяц какой? Белка какая?

III. Дидактические игры:

«Кто, где спрятался?»

(Выставляю панно с изображением леса).

– Пока мы знакомились с новыми друзьями, в лесу начался сильный дождь. Давайте вместе с вами поможем зверям спрятаться в свои домики.

– Куда спряталась белка? Где живет белка?

(Дети составляют предложения и хором повторяют).

«Кому что?».

На столе картинки: орехи, шишки, мед, грибы, мясо, ветка.

Вызванный ученик берет картинку со стола по заданию учителя.

Дети строят ответы предложением.

Белка любит … Ежи едят ... Волк ест … Медведь любит … Заяц грызет …

(предложения повторяем хором)

IV. Физминутка

Я белка в колесе прыгаю на месте, (прыжки на месте)
Чтобы было веселей, поскакали вместе.
Раз, два, три, четыре, пять – начал заинька скакать. (под счет ученик прыгает 5 раз)
Прыгать серенький горазд – он подпрыгнул десять раз. (ученик прыгает 10 раз)

V. Дидактические игры (продолжение):

«Про кого можно сказать так …»

Воет – …, крадется – …, пугается – …, тявкает – …, хитрит – …, охотится – …, кусается – ….

«Кто как голос подает?»

Лиса – …, медведь – …, волк – …, белка – ….

VI. Помогите художнику

Учащимся раздаю индивидуальные карточки с изображением животных.

Задание: дорисовать животных.

– Каких животных не дорисовал художник?

– Почему вы думаете, что это медведь и заяц?

VII. Продолжить ненецкий узор «уши зайца» и закрасить.

(У каждого ученика индивидуальная карточка с узором)

VIII. Игра “Зааркань оленя” (ненецкая игра).

Правила игры: необходимо набросить аркан на “рога оленю”. Оленем у нас будет стул, аркан – это верёвка сложенная определённым способом. Вам нужно накинуть верёвку на спинку стула. Игра проводится до тех пор, пока не останется один игрок.

IX. Итог урока

– Вот сколько стало у нас с вами новых друзей – и взрослые звери, и их детеныши.

– Какие это животные?

– Почему мы про них так говорим?

Список литературы:

  1. З.К. Агранович «Для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР».
  2. С.Н. Шаховская «Занятия логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи».
  3. Л.Е. Кыласова «Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста».

Тема «Дикие животные и их детеныши» – Приложение.