Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности в логопедической старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Формировать фразовую речь детей;
  • Использовать в речи распространённые предложения;
  • Расширять и обогащать словарный запас детей прилагательными.
  • Продолжать развивать интерес к коллективной работе и закреплять навыки пользования кистью и гуашью.
  • Развивать умение работать самостоятельно.
  • Учить отражать свои впечатления от чтения художественных произведений, стихотворений.
  • Заинтересовать детей рисованием деревьев, добиваясь передачи выразительного образа.
  • Вызвать желание проявить заботу о друзьях - животных с помощью специально организованной ситуации.
  • Мотивировать деятельность детей: нарисовать ежу дом - лес. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
  • Пробуждать у детей добрые чувства к животным. Расширить и обобщить имеющиеся у детей знания о лесе.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал и оборудование:

  • Фланелеграф, игрушки (гномик, ёж), силуэты бумажных облаков, гуашь, кисти, тонированная бумага, магнитофон.

Ход занятия

(Под лирическую музыку). Дети становятся в круг.

- Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Дети! Посмотрите на свои руки! У мальчиков они большие, сильные. У девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
И скажу вам не тая -
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить.

- Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, и друг другу улыбнитесь. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

В гости к детям приходит Гномик.

Воспитатель: Гномик хочет поиграть в игру. На что похожи облака? (прикрепляет к фланелеграфу бумажные облака).

Смотрите: вот это облако похоже на слоненка, а это - на лису. А это? (ответы детей)

Облака похожи на разных животных.

Они принимают образ животных для того, чтобы привлечь наше внимание.

Так облака хотят нам напомнить о том, чтобы мы не забывали о животных, заботились о них.

Облака учат нас наблюдать, фантазировать.

Воспитатель: Гномик принес волшебный сундучок. Он решил открыть тайну сундучка. Волшебный потому, что если положить в него картинку или игрушку, то и рассказ получится про картинку или игрушку. Но сначала надо повторить заветные слова:

Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз, два, три, четыре, пять!

Можно сказку начинать! Воспитатель открывает сундучок и опускает в него руку.

Что лежало в сундучке?

Игрушка (ёжик). Значит и стихотворение про кого? (про ежа)

"Здравствуй, ёжик! Вот ступенька. На ступеньке хмурый ёжик Держит ёжик серый зонтик И тихонько говорит: -Я ушёл из чьей-то сказки, Я пропал из чьей-то песни, Меня выгнали из леса И забыли про меня. Мой домишко растоптали, Раздавили, разметали. Поразбойничал в нём кто-то... Ну а дом мой - это лес. Воспитатель: Кто же обидел ёжика? Может быть, и мы с вами к этому руку приложили? Ведь для насекомых, маленьких зверьков, цветов, травы мы великаны, которые порой с высоты своего роста их не замечают. Кто скажет, как мы должны вести себя в лесу, чтобы ненароком не обидеть его обитателей?

- Не ловить и не уносить домой здоровых птиц и детенышей зверей!

- Ходить надо только по тропинкам, чтобы не мять траву, цветы, чтобы нечаянно не наступить на жучков, муравьев.

- Не кричать громко.

- Не рвать цветочки.

- Не ломать ветки у деревьев, кустарников.

- Не разрушать муравейники. Муравьи - санитары леса!

- Не топтать грибы (даже поганки.) Мухомором лечатся лоси.

- Грибы срезать , а не рвать.

- Не оставлять после себя в лесу мусор.

- Не ловить насекомых.

- Не разрушать гнезда.

- Не разводить костер. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые.

- Не обрывать в лесу паутину и не убивать пауков.

Физкультминутка

Сейчас мы отправимся в весенний лес, полюбуемся его красотой. (Дети встают парами и проходят в ту часть зала, где расставлены искусственные елочки)

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Какой свежий воздух! Сделаем глубокий вдох носом, задержим дыхание, выдох. Как хорошо дышится в лесу! (дети идут по кругу и выполняют дыхательную гимнастику).

Вот узкая тропинка, по ней нужно идти друг за другом. Осторожно идите, здесь растут колючки и белочки шишек набросали(ходьба на носочках) Мы с вами оказались в лесной чаще. Как низко склонились ветки деревьев. Чтобы пройти, их надо раздвигать руками. Пригнитесь (Дети идут, слегка наклонившись вперед, разводя руки в стороны) Скоро стемнеет. Нужно торопиться. Побежали! (ходьба с переходом на бег). Остановимся, передохнем, полюбуемся на высокие сосны! (Дети останавливаются и смотрят вверх). Попробуйте руками достать ветки сосен(ходьба с подпрыгиванием). Впереди поляна (Спокойная ходьба). На ней растет высокая трава. Ой, что за шорох в траве? (Приседания с поворотами в сторону).

Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о весне.

  • Вода с гор течет, весну за собой ведет.
  • Апрель с водой, май с травой.
  • Одна ласточка весны не делает.
  • Весна красна делами, а осень пирогами.
  • Весна красна цветами, а осень снопами.
  • Что весной посеешь, то осенью пожнешь.

Рассказать стихотворения о весне, лесе, цветах, грабах, насекомых, птицах.

Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра.

Да уж вечер близится - спать пора.

Уж верба, вся пушистая,
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Прибежал подснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеек.
И, себя увидев,
Крикнул: "Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна".

Пчела.

На цветке сидит пчела,
До чего она мала.
Набирает сладкий сок
Наша пчелка в хоботок.

Белка.

В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
А живет там белочка,
Белочка - карелочка,
Непоседа - егоза,
Словно бусинки, глаза.

Земляника.

Я капелька лета
На тоненькой ножке
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.

Май.

Распустился ландыш в мае,
В самый праздник - в первый день.

 Мать-и-мачеха

Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках -
Круглые комочки.

Колокольчик.

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики - цветы
Очень вежливы... А ты?
Май цветами провожая
Распускается сирень.

Воспитатель: Да. Природа требует к себе бережного отношения. Как легко сломать ветку, срубить дерево. Только что будет с птицами , животными, если не будет леса? Где им тогда жить?

A сейчас мы должны помочь попавшему в беду ежику.

- Как?

- Дети: Нарисовать для него дом - лес.

Подумайте, что будете рисовать. Что необходимо для этого? Постарайтесь рисовать такие деревья, чтобы ежику захотелось поселиться в этом лесу.

На первый взгляд деревья похожи друг на друга. Чем?

Своим строением. Но каждое дерево непохоже друг на друга, как и вы сами.

Старайтесь рисовать по-своему. Иначе в таком лесу будет неинтересно жить, если все деревья будут одинаковые.

(звучит тихая, спокойная музыка. Дети принимаются за работу. Каждый рисует свой уголок леса).

Воспитатель советует детям аккуратно рисовать, чтобы деревья были стройные, красивые.

Гномик. Правда, интересно работать всем вместе? А теперь поместим на фланелеграф свои деревья. Что у нас получилось? - Лес

Теперь у ежика есть дом.

(воспитатель читает продолжение стихотворения)

Мы сказали - это горы,
Это солнце, небо, речка
Это птицы на просторе,
Ну а это дом твой - лес!
Ежик ежился, но слушал,
А потом хихикал хитро,
- Здравствуй, ежик!
Щурил глаз, и шаркал ножкой,
И смешно благодарил.
И теперь его нередко
Мы увидим вместе с белкой,
С дятлом встретим на тропинке,
Поздороваемся с ним:

Как вы думаете, ежик доволен? Кто ему в этом помог?

Теперь у ежика есть дом и много друзей. А с друзьями весело и не так страшно, как одному.

Анализ. Найдите самое стройное дерево! Помогите дятлу найти дерево, на котором он может расположиться. Почему? Расположить белку?

Каждый ребенок получает от гномика в подарок по облаку(из бумаги)

Ребята, вы должны быть настоящими друзьями природы. Часто, особенно в последнее время, мы слышим слова: " Земля - наш общий дом", "Берегите братьев наших меньших".

Как приятно, когда дети знают и берегут природу:

Деревья, цветы, птиц, муравьев.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

Снова за руки возьмемся, В круг веселый соберемся. Мы не будем огорчаться Что уже пора прощаться Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.

Литература.

  1. "Формирование нравственного здоровья дошкольников" Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой.(нач, с 7-8), с 14
  2. Ж 6.2001г.,с 71; с 55-56(штампы)
  3. Н.В. Нищева" Система коррекционной работы" (стихотворения)